Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Нестеровой О.П. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 августа 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Нестеровой О.П. к администрации Уссурийского городского округа Приморского края, начальнику управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края Стефаненко М.А. об оспаривании уведомления, установления красной линии и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав административного истца Нестерову О.П, поддержавшую доводы кассационной жалобы в части незаконности установления красной линии, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нестерова О.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Уссурийского городского округа Приморского края, начальнику управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края Стефаненко М.А. о признании незаконным уведомления от 30 июня 2020 года N 25-31100-122-2020 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; признании незаконным установления красной линии через земельный участок с кадастровым номером N; возложении обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, отменить красную линию, установленную через земельный участок с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что на ее уведомление об изменении параметров объекта индивидуального жилищного строительства администрацией Уссурийского городского округа Приморского края в ее адрес направлено уведомление от 30 июня 2020 года о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи с несоблюдением отступа от красной линии. С данным решением она не согласна, считает установление красной линии незаконной, ее координаты не определены, территория общего пользования не сформирована, отступы не подлежат определению от красной линии, каких-либо предписаний об устранении нарушений градостроительного законодательства ей не выдавалось
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 августа 2021 года, административные исковые требования Нестеровой О.П. оставлены без удовлетворения.
11 февраля 2022 года административным истцом Нестеровой О.П. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 28 февраля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в связи неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции административный истец представила письменное ходатайство, в котором указала, что объект индивидуального жилищного строительства, построенный на земельном участке с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован за ней на праве собственности 2 февраля 2022 года, поэтому она просит рассмотреть ее кассационную жалобу по доводам незаконного установления красной линии через принадлежащий ей земельный участок.
Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в части.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Нестеровой О.П. требований, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого уведомления от 30 июня 2020 года N нормам действующего законодательства и отсутствии оснований для признания незаконным установления красной линии на земельном участке с кадастровым номером N, поскольку застройщиком допущено нарушение требований градостроительного регламента для территориальной зоны Ж-1 в части несоблюдения отступов от границ земельного участка до объекта планируемого строительства и от красных линий, установленных постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 22 марта 2010 года N 269 "Об утверждении документации по планировке территории", которое является действующим и в установленном законом порядке не оспорено.
Между тем при разрешении настоящего административного дела судами не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Обязательность направления застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в уполномоченный орган уведомления о планируемых строительстве или реконструкции таких объектов предусмотрена частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 14 названной статьи в случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции застройщик подает уведомление об этом в уполномоченный орган с указанием изменяемых параметров. Рассмотрение указанного уведомления осуществляется в соответствии с частями 4 - 13 настоящей статьи.
Часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предписывает уполномоченному органу провести проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Закрытый перечень оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке приведен в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К числу таких оснований отнесен случай, когда указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 1).
Из части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые включают в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, которые утверждаются в составе проекта планировки территории, а также проекта межевания территории.
Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, к таким территориям относятся, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания приведенного понятия территории общего пользования, данная категория земель направлена на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории также отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления красных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке нормативный правовой акт об установлении красных линий либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах территории, применительно к которой разработана документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания), утвержденная постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 22 марта 2010 года N 269 "Об утверждении документации по планировке территории", согласно которой указанный земельный участок выходит за границу красной линии.
Земельный участок с кадастровым номером N площадью 1470 кв.м. поставлен на кадастровый учет 30 октября 2008 года, предоставлен Нестеровой О.П. в аренду до 25 января 2021 года для строительства индивидуального жилого дома на основании постановления администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 24 декабря 2010 года N 2111 и договора аренды от 26 января 2011 года N 7059/11. Дополнительным соглашением от 9 декабря 2020 года N 1/7059/11 срок аренды земельного участка установлен по 25 января 2024 года.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Нестерова О.П. просила признать незаконным установление красной линии через находящийся у нее в аренде земельный участок с кадастровым номером N. При разрешении данного требования суд ограничился формальным указанием на то, что красные линии установлены в соответствующей документации по планировке территории и обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные названным Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Кроме того, в соответствии со статьей 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
В соответствии с частью 17 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Установив, что красные линии на земельном участке с кадастровым номером N установлены в соответствии с постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 22 марта 2010 года N 269 "Об утверждении документации по планировке территории", установленное данным муниципальным нормативным правовым актом правовое регулирование со всей очевидностью затрагивает права, свободы и законные интересы Нестеровой О.П, как правообладателя земельного участка, суду следовало разъяснить административному истцу его право уточнить заявленные административные исковые требования относительно оспаривания указанного постановления в части установления красной линии на земельном участке с кадастровым номером N, последствия не совершения данного процессуального действия и разрешить дело с учетом позиции административного истца. Невыполнение судом данного требования повлекло нарушение права Нестеровой О.П. на судебную защиту.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством; иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых органов публичной власти (постановления от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П, от 8 июня 2015 года N 14-П и др.).
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты в части отказа Нестеровой О.П. в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным установления красной линии на земельном участке с кадастровым номером N не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку приняты с существенными нарушениями норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита прав и законных интересов административного истца.
При таком положении обжалуемые решение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 августа 2021 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Нестеровой О.П. о признании незаконным установления красной линии на земельном участке с кадастровым номером N подлежат отмене, а административное дело в данной части - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления изложенных в настоящем кассационном определении обстоятельств. При новом рассмотрении административного дела суду надлежит учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 августа 2021 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Нестеровой О.П. о признании незаконным установления красной линии на земельном участке с кадастровым номером N отменить.
Административное дело в данной части направить на новое рассмотрение в Уссурийский районный суд Приморского края в ином составе суда.
В остальной части решение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 августа 2021 года оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.