Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Белогорского городского суда Амурской области от 12 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Зобова И.А. к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу "Амурский" филиала "Восточный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Белогорского городского суда Амурской области от 12 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 декабря 2021 года, удовлетворено административное исковое заявление Зобова И.А. к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), территориальному отделу "Амурский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс": признано недействительным уведомление территориального отдела "Амурский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 19 марта 2021 года по исключению Зобова И.А. из числа участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по Министерству обороны Российской Федерации (далее - Ведомственная целевая программа); на ФГАУ "Росжилкомплекс" возложена обязанность восстановить Зобова И.А. в списке участников Ведомственной целевой программы с датой постановки на учёт 20 июня 2015 года.
21 марта 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГАУ "Росжилкомплекс", поданная 10 марта 2022 года через Белогорский городской суд Амурской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с неправильным применением судами норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Белогорского городского суда Амурской области от 12 августа 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 декабря 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, на основании ордера от 17 ноября 1978 года N, выданного Белогорской КЭЧ, Зобов И.А. в качестве члена семьи своего отца - ФИО5, который на тот момент служил в Советской Армии, был вселён в служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
После смерти ФИО5 в 2004 году, административный истец продолжал проживать в указанной выше квартире.
В связи с признанием жилого дома N 9 по ул. Серышева в городе Белогорске Амурской области непригодным для проживания, на основании разрешения командующего Дальневосточным военным округом от 11 июля 2009 года N/ж Зобову И.А. было предоставлено для проживания жилое помещение на территории закрытого военного городска ("адрес").
13 августа 2009 года между Белогорской КЭЧ и административным истцом в целях отселения из ветхого жилого фонда заключен договор найма служебного жилого помещения N в отношении 1-комнатной "адрес"
20 июня 2015 года Федеральное государственное казённое учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" приняло решение о признании Зобова И.А. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и 7 августа 2015 года включён в единый реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, под табельным номером 99905372 (состав семьи 1 человек).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 ноября 2020 года N 583 Федеральное государственное казённое учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" было реорганизовано в форме присоединения к ФГАУ "Росжилкомплекс".
19 марта 2021 года заместителем начальника филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" ФИО6 составлено уведомление об исключении Зобова И.А. из числа участников Ведомственной целевой программы, поскольку административный истец не соответствует требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Ведомственной целевой программы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила выпуска и реализации ГЖС), и основания для обеспечения его государственным жилищным сертификатом отсутствуют.
Письмом филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 19 марта 2021 года за исходящим N 27/2/1251 административный истец был извещён о принятом решении; кроме того, Зобову И.А. дополнительно сообщалось, что в закрытый военный городок он был вселён после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в трудовых отношениях с организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, после вселения в "адрес", расположенного в "адрес" не состоял, решений о переселении граждан из закрытых военных городков не принималось, - вследствие чего у Министерства обороны Российской Федерации отсутствует обязанность по обеспечению административного истца государственным жилищным сертификатом.
Считая указанное выше уведомление от 19 марта 2021 года незаконным и необоснованным, административный истец обратился в суд.
Разрешая административный спор, Белогорский городской суд Амурской области и судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проанализировав положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса РСФСР, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ), Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ), Правил выпуска и реализации ГЖС, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку Зобов И.А, законно проживающий на территории закрытого военного городка, изъявил желание переселиться из него, в связи с чем он вправе получить государственный жилищный сертификат на основании подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации ГЖС.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р закрытый военный городок Белогорск-15 Белогорского района Амурской области включён в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Согласно статье 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ граждане, которые проживали в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состояли в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имели право состоять на данном учёте, не могли быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, приведённых в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что судам необходимо учитывать, что статьёй 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьёй указанные граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учёте (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В свою очередь, пункт 4 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривал, что без предоставления другого жилого помещения из служебного жилого помещения не могут быть выселены семьи военнослужащих.
В данном случае судами установлено, что Зобов И.А. был вселён в "адрес" закрытого военного городка "адрес" на законных основаниях. Данная квартира предоставлена ему взамен признанного непригодным к проживанию жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в которое он был вселён в 1978 году в качестве члена семьи своего отца - ФИО5, которому указанное жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением им военной службы. При таких обстоятельствах административный истец не подлежит выселению из занимаемого им в закрытом военном городке жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Как гражданин, подлежащий переселению из закрытых военных городков, Зобов И.А. 7 августа 2015 года признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" (табельный N).
Исходя из положений федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, необходимость обеспечения жильём категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет соответствующие обязательства, является важной социальной задачей, одной из форм выполнения которой является бюджетное финансирование расходов на выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
К таким гражданам наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и посёлков учреждений с особыми условиями хозяйствования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1).
В свою очередь, пункт 5 Правил выпуска и реализации ГСЖ, определяет категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Так, подпункт "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации ГСЖ устанавливает три самостоятельные группы имеющих такое право граждан: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков; граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населённых пунктах, которые до исключения данного населённого пункта из перечня закрытых военных городков, утверждённого Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учёт на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка; граждане, подлежащие переселению из посёлков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населённого пункта, исключенного из утверждённого Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, посёлка).
Из буквального толкования приведённой нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.
В соответствии с пунктами 31 и 32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2017 года N 217 был утверждён Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, состоящих на учёте в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учёта граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооружённых Силах Российской Федерации (далее - Порядок), который действовал до 24 июня 2019 года.
Согласно пункту 2 Порядка социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставлялась:
- военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, указанным в абзаце пятом подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, и членам семей военнослужащих, указанным в абзаце восьмом этого же подпункта (подпункт "а");
- гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков Вооружённых Сил Российской Федерации, названным в подпункте "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (подпункт "б").
В соответствии с пунктом 4 Порядка уполномоченный орган либо его структурное подразделение осуществляли проверку представленных документов и принимали решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы по основаниям, определённым в пункте 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, вносили соответствующие изменения в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.
Названный реестр ведётся исключительно в отношении граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 Порядка, и не предусматривает внесения иных сведений, кроме фамилии, имени, отчества заявителя, его состава семьи, данных паспорта, даты рождения, права на дополнительную площадь, военной части, избранного места жительства, площади оставляемого жилого помещения и даты включения в состав участников программы (приложение N 1 к Порядку).
Сходные положения содержатся в действующем в настоящее время Порядке и сроках формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учёте в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших своё участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утверждённом приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N 515.
Названные нормативные правовые акты не устанавливают в качестве обязательного условия получения сертификата наличие решения о переселении заявителя и членов его семьи из закрытого военного городка.
Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, неоднократно обращал внимание на то, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учётом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определёнными ограничениями для проживания граждан (определения от 23 июня 2015 года N 1462-О, от 25 мая 2017 года N 1137-О, от 27 июня 2017 года N 1297-О, от 28 сентября 2017 года N 1922-О, от 19 декабря 2017 года N 2995-О).
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков", устанавливающим порядок получения такой категорией граждан жилого помещения, в качестве одного из условий применения его положений называет желание переселиться из закрытого военного городка (пункт 1).
Из совокупного правового анализа приведённых предписаний федерального законодательства следует, что, вопреки доводам кассационной жалобы, самостоятельным и достаточным основанием для признания права административного истца на получение государственного жилищного сертификата будет являться факт его постоянного законного проживания в закрытом военном городке при наличии у него желания переселиться из такого городка.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что Зобов И.А. военнослужащим либо гражданином, уволенным с военной службы, не является, в трудовых отношениях с организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации не состоит, не опровергают верных выводов нижестоящих судов, изложенных в решении и апелляционном определении, о законном проживании административного истца в закрытом военном городке, по существу они основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем эти доводы не могут служить предусмотренными частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белогорского городского суда Амурской области от 12 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.