Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Стрельникова И.Е. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 декабря 2021 года по административному делу N 2а-1388/2021 по административному исковому заявлению Стрельникова И.Е. к ФГАУ "Росжилкомплекс" Филиал "Западный" о признании незаконным решения, об обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя Стрельникова И.Е. - Батищева В.К, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Стрельников И.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, в котором с учетом уточнений заявленных требований просил суд: признать незаконным решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 26 октября 2020 года N об отказе в постановке Стрельникова И.Е. и членов его семьи (сына - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239: обязать административного ответчика поставить Стрельникова И.Е, и членов его семьи (сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239.
Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 марта 2021 года произведена замена административного ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ на Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" (ФГАУ "Росжилкомплекс") Филиал "Западный".
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 марта 2021 года Стрельникову И.Е. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Определением Выборгсокого городского суда Ленинградской области от 15 октября 2021 года исправлена описка в решении суда в части наименования административного ответчика на Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" (ФГАУ "Росжилкомплекс") Филиал "Западный".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 декабря 2021 года решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 марта 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Стрельникова И.Е. без удовлетворения.
В кассационной жалобе Стрельникова И.Е. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 декабря 2021 года, поданной через суд первой инстанции 18 марта 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 марта 2022 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильным применением норм материального и процессуального прав, и удовлетворении административного иска. Податель кассационной жалобы полагает, что суды пришли к неправильному выводу о том, что административный истец не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления безвозмездно другого помещения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, Стрельников И.Е. в сентябре 2020 года обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о принятии его и членов его семьи (сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239.
В заявлении указал, что является ветераном боевых действий с июня 1996 года, проживает в закрытом, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р "О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России", военном городке Каменка, в служебном жилом помещении, полученном по ордеру от 23 марта 2001 года N 1/21.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 26 октября 2020 года N 03-23/48 административному истцу отказано в удовлетворении заявления поскольку, Стрельников И.Е. не относится к категориям граждан, на которых распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что Стрельников И.Е. не относится к категориям граждан, на которых распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239, в связи с чем признал оспариваемый отказ законным.
При этом судом установлено, что согласно документам, представленным Стрельниковым И.Е, в 2001 году, ему как проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, на состав семьи 3 чел. (он сам, супруга и сын) было предоставлено по служебному ордеру (N1/21 от 28.03.2001 выдан Каменской КЭЧ ЛенВО МО РФ) жилое помещение по адресу: "адрес".
В сведениях базы данных АИС "Учет", сформированной и переданной ФГКУ "Западрегионжилье" Минобороны России из квартирно-эксплуатационных органов Министерства обороны Российской Федерации, имеется информация об обеспечении Стрельникова И.Е,, состоящего на учет нуждающихся в жилых помещениях в статусе "бесквартирный (служ.)" указанным служебным жилым помещением.
В 2003 году Стрельников И.Е. уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, с 4 марта 2004 года исключен из списков личного состава войсковой части.
Согласно статье 107 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 года (далее - ЖК РСФСР) действовавшему на дату увольнения Стрельникова И.Е. с военной службы, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Согласно статье 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могли быть выселены, в том числе семьи военнослужащих (пункт 4).
Поскольку после 4 марта 2004 года Стрельников И.Е. утратил статус военнослужащего, суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 4 статьи 108 ЖК РСФСР на Стрельникова И.Е. не распространялся.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась.
Вместе с тем судами нижестоящих инстанций не учтены следующие обстоятельства.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках не могут быть переданы безвозмездно в собственность занимаемым им лицам (абзац девятый пункта 1, пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р город Каменка включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
Стрельников И.Е... уволен с военной службы в период действия Жилищного кодекса РСФСР, в силу статьи 94 которого он не мог быть выселен без предоставления другого благоустроенного жилого помещения из расположенного на территории закрытого военного городка занимаемого им как на день увольнения
На момент обращения Стрельникова И.Е. в сентябре 2020 года с заявлением в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ действовала государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Государственная программа), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 в редакции постановления от 30 января 2019 года N 62, подпунктом "д" пункта 1 которого раздел "Основное мероприятие "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" признан утратившим силу.
В структуру Государственной программы входили подпрограммы, одной из которых являлась подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России", включающая ведомственную целевую программу "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Названным постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила), примененные административным ответчиком при принятии Решения от 1 октября 2019 года.
Пункт 5 Правил устанавливает граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках ведомственной целевой программы, каковыми являются граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (подпункт "б").
Из буквального содержания приведенной федеральной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.
Такое толкование согласуется с предписаниями подпункта "а" пункта 19 Правил, не предусматривающими для подлежащих переселению из закрытых военных городков граждан обязанности вместе с заявлением в уполномоченный орган представлять иные документы, кроме справки об общей продолжительности военной службы (службы), справки о проживании на территории закрытого военного городка, копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право установлено законодательством Российской Федерации), копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
Абзац пятый подпункта "а" пункта 19 Правил, предусматривающий для участников целевой ведомственной программы обязанность предоставить вместе с заявлением выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из общего правила делает исключение для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 5 названного нормативного правового акта.
Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта "б" пункта 5 Правил, неоднократно обращал внимание, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от 23 июня 2015 года N 1462-О, от 25 мая 2017 года N 1137-О, от 27 июня 2017 года N 1297-О, от 28 сентября 2017 года N 1922-О, от 19 декабря 2017 года N 2995-О).
С 1 сентября 2019 года действует Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков", который в качестве одного из условий применения его положений также установилфакт проживания и желание переселиться из закрытого военного городка (пункт 1).
Из совокупного правового анализа приведенных предписаний федерального законодательства следует, что самостоятельным и достаточным основанием для признания права административного истца на обеспечение жилым помещением за пределами закрытого военного городка является факт его постоянного проживания там после прекращения военной службы. Аналогичная правовая позиция неоднократно высказана Верховным Судом Российской Федерации (кассационные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2021 года N 57-КАД20-4-К1, от 28 июля 2021 года N 83-КАД21-6-К1, от 16 марта 2022 года N 4-КАД21-60-К1, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 56-КГ21-23-К9).
Следовательно, являются неправильными выводы судебных инстанций о законности обжалуемого отказа на том основании, Стрельников И.Е. не относится к категориям граждан, на которых распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239. В связи с неправильным применением норм материального права постановленные по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.
Юридическими значимыми обстоятельствами для разрешения настоящего административного дела и заявленных административным истцом требований о постановке его и членов его семьи на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков, являются установление факта постоянного проживания административного истца в закрытом военном городке после прекращения военной службы, желание переселиться из закрытого военного городка, отсутствие иных жилых помещений, а также отсутствие в течение 5 лет до дня подачи заявления намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Поскольку указанные обстоятельства в полном объеме по данному делу судами не установлены, а суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правом устанавливать новые обстоятельства по делу не наделен, административное дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Выборгский городской суд Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 декабря 2021 года отменить
Административное дело направить на новое рассмотрение в Выборгский городской суд Ленинградской области.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.