Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Соловьева В.Н, судей Гунгера Ю.В, Баера Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи, обеспеченной Бийским городским судом Алтайского края, гражданское дело N 2-3519/2021 (УИД N 22RS0013-01-2021-005736-65) по исковому заявлению прокурора города Бийска, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказания России о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности
по кассационной жалобе ответчика федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", на решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Баера Е.А, выслушав пояснения представителя ответчика Потаповой М.Л, настаивавшей на удовлетворении жалобы, прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Бийска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее по тексту ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказания России о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, согласно которому просил суд признать незаконным бездействие ответчиков в части непринятия мер к обеспечению надлежащего материально-технического обеспечения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю в сфере пожарной безопасности, а также возложить обязанность по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН не в полной мере выполняются требования Федерального закона "О пожарной безопасности". С целью устранения выявленных недостатков администрацией ФКУ СИЗО-2 УФСИН направлялись запросы о выделении денежных средств для оборудования зданий системами обеспечения пожарной безопасности. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования. Финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН осуществляется УФСИН России по АК и ФСИН России, администрацией ФКУ СИЗО УФСИН самостоятельно за счет собственных средств устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 14 октября 2021г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2022г, исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ФКУ "Следственный изолятор N2 УФСИН России по Алтайскому краю" в части непринятия мер по оборудованию автоматической системой пожарной сигнализации в здании "Питомник для собак", расположенном по адресу "адрес", здании "Режимный корпус N1", расположенном по адресу "адрес", здании "Мастерские", расположенном по адресу "адрес", здании "Административное", расположенном по адресу "адрес", здании "Хозяйственный блок", расположенном по адресу "адрес", здании "Котельная", расположенном по адресу "адрес", в помещениях здания "Режимный корпус N2", расположенном по адресу "адрес" (коридоры переходов в здание "Режимный корпус N1", "Хозяйственный блок", "Режимный корпус N3", коридор, ведущий в "Баннопрачечный комбинат", расположенные на 2 этаже), в помещениях здания "Режимный корпус N3", расположенного по адресу "адрес" (подвал, в котором расположен продовольственный склад), в помещениях здания "Банно-прачечный комбинат", расположенного по адресу "адрес" (1 этаж, в котором расположена прачечная (за исключением помещений с мокрыми процессами), коридоры 2 этажа, включая переход в здание "Режимный корпус N2", комнаты, в которых расположен процедурный кабинет туберкулезного отделения на 3 этаже), в помещениях здания "Административное здание", расположенного по адресу "адрес" (гаражи для автотранспорта, расположенные на 1 этаже, коридоры 2-3 этажа, комнаты, в которых располагаются актовый зал, архив бухгалтерии, расположенные на 2 этаже, кабинеты бухгалтерии, главного бухгалтера, заместителя начальника, отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения, юридической группы, расположенные на 3 этаже), а также по установке световых оповещателей "выход" над выходами из коридоров специального блока и карантинного отделения учреждения, расположенных на первом этаже здания "Режимный корпус N 1", из комнаты приема передач, расположенной на первом этаже здания "Административное", по установке ручных пожарных извещателей в коридорах
специального блока и карантинного отделения учреждения, расположенных на первом этаже здания "Режимный корпус N1", в коридорах третьего этажа здания "Хозяйственный блок", в комнате приема передач, расположенной на первом этаже здания "Административное".
Обязал ФКУ "Следственный изолятор N2 УФСИН России по Алтайскому краю" устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, обеспечить выполнение мер пожарной безопасности в зданиях и помещениях ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, расположенных в "адрес", а именно:
Оборудовать автоматической пожарной сигнализацией:
- здание "Питомник для собак", здание "Режимный корпус N1", здание "Мастерские", здание "Административное", здание "Хозяйственный блок", здание "Котельная", - помещения здания "Режимный корпус N2", расположенного по адресу "адрес": коридоры переходов в здание "Режимный корпус N1", "Хозяйственный блок", "Режимный корпус N3", коридор, ведущий в "Баннопрачечный комбинат", расположенные на 2 этаже, - помещения здания "Режимный корпус N3", расположенного по адресу "адрес": подвал, в котором расположен продовольственный склад;
- помещения здания "Банно-прачечный комбинат", расположенного по адресу "адрес": 1 этаж, в котором расположена прачечная (за исключением помещений с мокрыми процессами), коридоры 2 этажа, включая переход в здание "Режимный корпус N2", комнаты, в которых расположен процедурный кабинет туберкулезного отделения на 3 этаже;
- помещения здания "Административное здание", расположенного по адресу "адрес": гаражи для автотранспорта, расположенные на 1 этаже, коридоры 2-3 этажа, комнаты, в которых располагаются актовый зал, архив бухгалтерии, расположенные на 2 этаже, кабинеты бухгалтерии, главного бухгалтера, заместителя начальника, отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения, юридической группы, расположенные на 3 этаже.
Установить световые оповещатели "Выход" над выходами из коридоров специального блока и карантинного отделения учреждения, расположенных на первом этаже здания "Режимный корпус N1", из комнаты приема передач, расположенной на первом этаже здания "Административное".
Установить ручные пожарные извещатели в коридорах специального блока и карантинного отделения учреждения, расположенных на первом этаже здания "Режимный корпус N1", в коридорах третьего этажа здания "Хозяйственный блок", в комнате приема передач, расположенной на первом этаже здания "Административное".
Установить срок исполнения решения суда 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе ответчик ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю просит отменить судебные постановления, как незаконные, поскольку полагает необоснованным установление срока исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку выполнения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю мероприятий, указанных в решении невозможно без выделения денежных средств на данный вид расходов со стороны Минфина России и ФСИН России, распределения и доведения данных денежных средств учреждения распорядителем - УФСИН России по Алтайскому краю.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела иные участвующие в деле лица, не сообщившие возражения о рассмотрении дела в их отсутствие.
Участник процесса считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений норм права судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, учредителем ФКУ СИЗО-2 УФСИН по АК и собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России, в ведении которой находится учреждение.
Согласно п. п. 5.1, 5.7, 5.8, 5.12 Устава ФКУ СИЗО-2 УФСИН по АК имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении этого имущества права владения, пользования и распоряжения. Контроль использования по назначению и сохранностью имущества учреждения осуществляют ФСИН России и УФСИН по Алтайскому краю. Основным источником финансирования учреждения являются средства федерального бюджета. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Алтайскому краю.
15 марта 2021 г. прокуратурой города Бийска с привлечением сотрудника ТО НД и ПР N2 УНД и ПР ГУ МЧС по Алтайскому краю проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности учреждения, в ходе которой выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности.
16 августа 2021 г. прокуратурой города Бийска проведена повторная проверка, в ходе которой установлено, что выявленные нарушения устранены не в полном объеме.
Так, в нарушение названных норм, в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией: здание "Питомник для собак", расположенное по адресу "адрес"; здание "Режимный корпус N1", расположенное по адресу "адрес"; здание "Мастерские", расположенное по адресу "адрес"; здание "Административное", расположенное по адресу "адрес"; здание "Хозяйственный блок", расположенное по адресу "адрес"; здание "Котельная", расположенное по адресу "адрес"; помещения здания "Режимный корпус N2", расположенного по адресу "адрес": коридоры переходов в здание "Режимный корпус N1", "Хозяйственный блок", "Режимный корпус N3", коридор, ведущий в "Банно-прачечный комбинат", расположенные на 2 этаже, помещения здания "Режимный корпус N3", расположенного по адресу "адрес": подвал, в котором расположен продовольственный склад; помещения здания "Банно-прачечный комбинат", расположенного по адресу "адрес": 1 этаж, в котором расположена прачечная (за исключением помещений с мокрыми процессами), коридоры 2 этажа, включая переход в здание "Режимный корпус N2", комнаты, в которых расположен процедурный кабинет туберкулезного отделения на 3 этаже; помещения здания "Административное здание", расположенного по адресу "адрес": гаражи для автотранспорта, расположенные на 1 этаже, коридоры 2-3 этажа, комнаты, в которых располагаются актовый зал, архив бухгалтерии, расположенные на 2 этаже, кабинеты бухгалтерии, главного бухгалтера, заместителя начальника, отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения, юридической группы, расположенные на 3 этаже.
В нарушение п. 4.2.1.1 ГОСТ Р 55842-2013 (ИСО 30061:2007) "Освещение аварийное. Классификация и нормы", п. 43 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 N390 на путях эвакуации в следующих зданиях и помещениях отсутствует аварийное освещение: над выходами из коридоров специального блока и карантинного отделения учреждения, расположенных на первом этаже здания "Режимный корпус N1", из комнаты приема передач, расположенной на первом этаже здания "Административное".
В соответствии с пунктом 5 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, в зданиях и сооружениях следует защищать автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализацией (АПС) все помещения независимо от площади, кроме: помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); вентиляционных камер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категорий А или Б), насосных станций водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; помещений категорий В4 и Д по пожарной опасности; варочных залов столовых и пищеблоков, аккумуляторных, зарядных и кислотных помещений; временных открытых навесов независимо от категории пожарной опасности; индивидуальных жилых домов; помещений со строгими условиями содержания осужденных, камер следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, камер тюрем, штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещений камерного типа (исключение составляют общежития для проживания осужденных, которые следует оборудовать автономными дымовыми пожарными извещателями); лестничных клеток.
Ручные пожарные извещатели в коридорах специального блока и карантинного отделения учреждения, расположенных на первом этаже здания "Режимный корпус N1", в коридорах третьего этажа здания "Хозяйственный блок", в комнате приема передач, расположенной на первом этаже здания "Административное", также отсутствуют.
Прокуратурой города Бийска ранее выявлялись нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, в связи с чем 25 октября 2018 г. в адрес врио начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, 4 сентября 2020 г. в адрес врио начальника УФСИН России по Алтайскому краю, 29 июня 2021 г. в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю были внесены представления об устранении нарушений законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, которые были удовлетворены.
Согласно информации начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю от 13 августа 2021 г, в течение 2018-2020 г, истекшем периоде 2021 г. в УФСИН России по Алтайскому краю и ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Алтайскому краю направлено 12 заявок на монтаж и техническое обслуживание, восстановление работоспособности автоматической пожарной сигнализации на объектах учреждения, из которых на 6 заявок получены ответы - об отсутствии денежных средств на данные цели.
Из информации УФСИН России по Алтайскому краю от 13 августа 2021г. следует, что по заявкам ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю от 30 августа 2018 г. на монтаж и техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, от 30 апреля 2019 г. на восстановление работоспособности автоматической пожарной сигнализации, от 18 ноября 2019 г. на обследование и техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, от 31 июня 2020 г. на обследование и техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, от 11 февраля 2021 г. на восстановление работоспособности автоматической пожарной сигнализации, от 29 июня 2021 г. на восстановление работоспособности автоматической пожарной сигнализации - направлены ответы об отсутствии денежных средств на проведение ремонта и монтажа автоматической пожарной сигнализации.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил положения статей 123.22, 210, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13, 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 37 Федерального Закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ " О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент", Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН РФ от 30 марта 2005 г. N 214, ст. 6, 70, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установив факты несоблюдения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России требований действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия ФКУ СИЗО-2 УФСИН в части неприятия мер по оборудованию автоматической системой пожарной сигнализации имеющихся помещений, световым оповещателями, ручными пожарными извещателями, возложении обязанности на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю по устранению выявленных нарушений.
Вместе с тем, руководствуясь положениями п.4 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России обязанности по организации материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Доводы подателя жалобы о том, что сроки исполнения решения суда не позволяют в соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства выполнить необходимые мероприятия отклоняются судом кассационной инстанции, так как не влияют на правильность, законность принятых по делу судебных актов.
Поскольку обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности установлена законом, выявленные в ходе проведенной прокурором проверки нарушения представляют угрозу для жизни и здоровья людей, определение длительных сроков устранения выявленных нарушений фактически свидетельствовало бы о создании ответчику возможности и дальше не исполнять прямые предписания закона и нормативных актов.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, и по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке дана оценка судом, оснований не согласиться с которой не имеется. Гражданским процессуальным законодательством правом оценки доказательств наделен суд первой и апелляционной инстанции. В полномочия суда кассационной инстанции оценка доказательств не входит.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов суда незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления, поскольку отмена или изменение судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции возможна лишь в случае несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 октября 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н. Соловьев
Судьи
Ю.В. ГунгерЕ.А. Баер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.