Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., рассмотрев без проведения судебного заседания материалы административного дела N 3а-4/2022 (УИД 26OS0000-04-2021-000295-71) по административному исковому заявлению Тхалиджокова Сафудина Бузовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по частной жалобе государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на определение Ставропольского краевого суда от 24 февраля 2022 г. о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Тхалиджоков С.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N в размере их рыночной стоимости.
Решением Ставропольского краевого суда от 13 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 мая 2022 г, заявленные требования удовлетворены с учетом результатов судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом общества с ограниченной ответственностью "ЗемЭксперт" (далее - ООО "ЗемЭксперт"); кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 мая 2020 г..в размере 101000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 мая 2020 г..в размере 160000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 142000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 мая 2020 г..в размере 112000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 мая 2020 г..в размере 114000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 мая 2020 г..в размере 115000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 г..в размере 159000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 г..в размере 126000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 г..в размере 146000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной
стоимости по состоянию на 19 мая 2020 г..в размере 141000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 г..в размере 2807000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 г..в размере 2798000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 2746000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 г..в размере 3889000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 г..в размере 115000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 г..в размере 89000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 г..в размере 13000 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 г..в размере 61000 рублей.
3 февраля 2022 г. директор ООО "ЗемЭксперт" О. обратился в Ставропольский краевой суд с заявлением о взыскании с административного истца Тхалиджокова С.Б. судебных расходов, связанных с производством судебной оценочной экспертизы, в размере 360000 рублей.
Определением Ставропольского краевого суда от 24 февраля 2022 г. заявление ООО "ЗемЭксперт" удовлетворено; с государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" (далее - ГБУ СК "Ставкрайимущество", Учреждение) в пользу ООО "ЗемЭксперт" взысканы судебные расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 320000 рублей; с министерства имущественных отношений Ставропольского края в пользу ООО "ЗемЭксперт" взысканы судебные расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 40000 рублей.
В частной жалобе ГБУ СК "Ставкрайимущество" ставит вопрос об отмене указанного определения как незаконного и необоснованного, и возложении обязанности по несению судебных расходов на административного истца. Ссылается на то, что Учреждение не ходатайствовало о назначении по делу судебной оценочной экспертизы; ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы заявил административный истец, гарантировав оплату ее проведения. Указывает на то, что определением Ставропольского краевого суда о назначении по делу судебной экспертизы оплата ее проведения возложена на административного истца. Поскольку административным истцом в судебном порядке реализуется право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то судебные расходы подлежат отнесению на административного истца. Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости не вызвано незаконностью действий органа кадастрового учета и нарушением административным ответчиком прав истца. Обращает внимание на то, что заявление о взыскании судебных расходов было подано до вступления решения суда в законную силу, что противоречит требованиям статьи 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В силу части 2 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, подлежит разрешению в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" основополагающим принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Из материалов административного дела следует, что Тхалиджоков С.Б. является собственником следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес": нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1675, 1 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1652, 5 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1674, 3 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2311, 4 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 516, 5 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 290 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 29, 4 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 359, 2 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1691, 6 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1673, 9 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1677, 2 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1685 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1678, 3 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1191, 6 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1188, 7 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1617, 4 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1147, 8 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1684, 9 кв. м.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N определена по состоянию на 27 мая 2020 г. актом определения кадастровой стоимости ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 4 июня 2020 г. N 106 в следующих размерах: для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 11469263, 99 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 11891194, 61 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 8442797, 77 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 8189334, 28 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 7907561, 12 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 июня 2020 г.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N определена по состоянию на 19 мая 2020 г. актом определения кадастровой стоимости ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 27 мая 2020 г. N 100-2 в следующих размерах: для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 13132264, 4 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 4219033, 67 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 10642081, 92 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 10981102, 34 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 3061488, 77 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 2074477, 01 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 411081, 29 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 12834141, 63 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 12695126, 48 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 15294762, 36 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 12427305, 95 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 2 июня 2020 г.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N определена по состоянию на 1 января 2019 г. и утверждена приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края" в следующих размерах: для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 10964667, 71 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 12752721, 66 рублей.
В целях установления рыночной стоимости объектов недвижимости определением Ставропольского краевого суда от 12 августа 2021 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "ЗемЭксперт" К.
Согласно заключению эксперта ООО "ЗемЭксперт" К. от 6 декабря 2021 г. N 40/2021-Э (далее также - заключение эксперта) рыночная стоимость объектов недвижимости составила: для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 160000 рублей по состоянию на 27 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 101000 рублей по состоянию на 27 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 142000 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 112000 рублей по состоянию на 27 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 114000 рублей по состоянию на 27 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 115000 рублей по состоянию на 27 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 159000 рублей по состоянию на 19 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 126000 рублей по состоянию на 19 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 146000 рублей по состоянию на 19 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 141000 рублей по состоянию на 19 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 2807000 рублей по состоянию на 19 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 2798000 рублей по состоянию на 19 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 2746000 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 3889000 рублей по состоянию на 19 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 115000 рублей по состоянию на 19 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 89000 рублей по состоянию на 19 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 13000 рублей по состоянию на 19 мая 2020 г.; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 61000 рублей по состоянию на 19 мая 2020 г.
Вышеуказанным решением Ставропольского краевого суда от 13 января 2022 г. административное исковое заявление Тхалиджокова С.Б. удовлетворено с учетом результатов судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом ООО "ЗемЭксперт".
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 3 июля 2014 г. N 1555-О указал на то, что нарушение прав лица суд может установить как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований.
Принимая во внимание указанную разницу между установленной судом рыночной стоимостью объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N и их кадастровой стоимостью (98, 6 %, 98, 9 %, 98, 7 %, 98, 7 %, 98, 7 %, 99, 1 %, 98, 7 %, 99 %, 98, 9 %, 99 %, 73, 7 %, 74, 5 %, 75 %, 74, 6 %, 97, 3 %, 95, 8 %, 96, 9 %, 98 % соответственно), суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что применительно к обстоятельствам настоящего дела имеющееся расхождение не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, является свидетельством ошибки, которая, вопреки доводам частной жалобы, привела к нарушению прав административного истца.
Указанное в полной мере согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что судебные расходы по оплате проведенной по делу судебной оценочной экспертизы подлежат взысканию с органов, утвердивших результаты определения кадастровой стоимости, является верным.
Из представленной ООО "ЗемЭксперт" калькуляции расходов на проведение по делу судебной оценочной экспертизы следует, что стоимость работ составила 360000 рублей; стоимость работ на определение рыночной стоимости одного объекта недвижимости составила 20000 рублей.
Как уже ранее отмечено кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N утверждена приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края", следовательно, расходы на проведение судебной оценочной экспертизы в отношении указанных объектов недвижимости в размере 40000 рублей подлежат взысканию с министерства имущественных отношений Ставропольского края.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N определена актами определения кадастровой стоимости ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 27 мая 2020 г. N 100-2, от 4 июня 2020 г. N 106.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 6 Закона о государственной кадастровой оценке государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
В силу пункту 2 части 1 статьи 7 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки относится к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости.
При этом в силу частей 3, 5 названной статьи бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, при недостаточности имущества бюджетного учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Полномочиями, связанными с организацией проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Ставропольского края наделено ГБУ СК "Ставкрайимущество", что следует из приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Акты об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости являются итоговыми документами, содержащими результаты расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Таким образом, применительно к рассматриваемым правоотношениям ГБУ СК "Ставкрайимущество" является органом, утвердившим кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N, следовательно, судебные расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в отношении указанных объектов недвижимости в размере 320000 рублей подлежат взысканию с ГБУ СК "Ставкрайимущество".
Размер подлежащих взысканию денежных средств подтверждается отвечающими требованиям допустимости и достоверности письменными доказательствами, является разумным.
Вопреки доводам частной жалобы то обстоятельство, что судебная оценочная экспертиза была назначена судом по инициативе административного истца, не свидетельствует о незаконности обжалуемого определения, поскольку расходы на проведение экспертизы наряду с иными судебными расходами подлежат распределению по итогам разрешения спора по существу независимо от того, по чьей инициативе была назначена экспертиза.
Довод частной жалобы о том, что вопрос о распределении судебных расходов рассмотрен судом первой инстанции до вступления в силу решения суда от 13 января 2022 г. не свидетельствует о нарушении норм процессуального права, поскольку положения статьи 114.1 КАС РФ не содержат запрета на обращение в суд с заявлением о взыскании судебных расходов до вступления в силу судебного акта, которым разрешено дело. Кроме того, в соответствии со статьями 178, 180 КАС РФ вопрос о распределении судебных расходов может быть разрешен судом непосредственно при принятии решения.
Доводов, способных повлечь отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, частная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое определение вынесено с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Ставропольского краевого суда от 24 февраля 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Судья Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.