Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу защитника Табунщикова В.В., действующего на основании доверенности, Валуйской О.Н. на вступившие в законную силу постановление начальника ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 20 апреля 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 13 июля 2021 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 7 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Нижневолжское управление ремонта скважин" Табунщикова В.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 20 апреля 2021 года директор ООО "Нижневолжское управление ремонта скважин" Табунщиков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 13 июля 2021 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 7 октября 2021 года процессуальные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Табунщикова В.В, действующий на основании доверенности, Валуйская О.Н. просит названные процессуальные акты изменить, заменив административный штраф на предупреждение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 ФЗ N 173-ФЗ).
В силу пункта 4 Правил предоставления резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 года N 819 юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании отчетного квартала, представляют в налоговый орган отчет и документы (выписки или иные документы, выданные банком или иной организацией финансового рынка, иностранным поставщиком платежных услуг в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк, иная организация финансового рынка, иностранный поставщик платежных услуг), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Как следует из протокола об административном правонарушении, по результатам проведенной документарной проверки соблюдения ООО "Нижневолжское управление ремонта скважин" валютного законодательства Российской Федерации налоговым органом установлено, что обществом предоставлен отчет о движении по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации счет N по депозитному договору N/1 (дата открытия 5 июня 2020 года, дата закрытия 2 декабря 2020 года) за период с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года (2 квартал 2020 года) в ИФНС по Центральному району г. Волгограда - 28 января 2021 года, то есть с нарушением установленного 30-дневного срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ООО "Нижневолжское управление ремонта скважин" Табунщикова В.В. к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из материалов дела, налоговым органом по каждому факту нарушения порядка предоставления документов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации вынесены постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако административным органом и судебными инстанциями не учтено, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки. Раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении директора ООО "Нижневолжское управление ремонта скважин" Табунщикова В.В. с вынесением постановлений по каждому выявленному эпизоду приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 года N 14-П, от 11 мая 2005 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 16 июня 2009 года N 9-П).
В пункте 6 своего постановления от 16 июня 2009 года N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Европейский Суд по правам человека в постановлении по делу "Сергей Золотухин против Российской Федерации" (Страсбург, 10 февраля 2009 года) отметил, что положения статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны толковаться как запрещающие преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же.
Вместе с тем, при рассмотрении дела не установлено, имелись ли на момент принятия обжалуемого постановления, другие постановления, принятые ранее, по фактам, отраженным в акте проверки от 29 марта 2021 года.
Указанные процессуальные положения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были проигнорированы нижестоящей инстанцией, при проверке законности вынесенного постановления.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 поименованного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Волгоградского областного суда от 7 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Нижневолжское управление ремонта скважин" Табунщикова В.В. подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на новое рассмотрение в Волгоградский областной суд.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении, нижестоящей инстанции следует установить и дать правовую оценку всем обстоятельствам данного дела в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Волгоградского областного суда от 7 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Нижневолжское управление ремонта скважин" Табунщикова В.В. отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Волгоградский областной суд.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.