Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Готовкиной Т.С, судей:
Курской А.Г, Любобратцевой Н.И, при секретаре:
Калиниченко В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Республике Крым о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, по апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Республике Крым ФИО2 на решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 13 января 2022 года, -
УСТАНОВИЛА:
В июне 2021 года ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Крым и с учетом уточненных исковых требований просил взыскать оплату за выполнение служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности служебного времени в размере "данные изъяты" рублей за период 2015 - 2020 годы.
Заявленные требования мотивированы тем, что приказом от 12.03.2021г. истец уволен со службы в МЧС России по Республике Крым с должности "данные изъяты" дежурной смены по достижении предельного возраста пребывания на службе. За период работы с 2015г. по 2020 г. он систематически привлекался к выполнению обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени; перед увольнением, в ходе проведенной беседы, ответчиком было указано на 776 часов, отработанных истцом сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, которые оплачены истцу не были.
Решением Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 13 января 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; с ГУ МЧС России по Республике Крым в пользу ФИО1 взыскана денежная компенсация за выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в сумме "данные изъяты" рублей; в остальной части иска отказано.
Не согласившись с таким решением суда, представителем Главного управления МЧС России по Республике Крым ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в иске.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, неправильно применены нормы материального права, вследствие чего безосновательно удовлетворены заявленные требования.
Автор жалобы указывает, что ФИО1, зная свой режим службы и факты привлечения к несению службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, ежемесячно получая денежное довольствие, был достоверно осведомлен о своем праве на получение соответствующей компенсации либо дополнительных дней отдыха, однако до даты увольнения мер к восстановлению своих прав не принимал, к работодателю о компенсации переработки в виде дополнительных дней отдыха не обращался.
По мнению автора жалобы, обращение ФИО1 с рапортом об увольнении 01.03.2021г. о выплате ему компенсации за 2015-2020 годы не дает оснований для выплаты денежной компенсации сверх 120 часов за 2020 год и иных выплат за остальные годы.
Автор жалобы также указывает на пропуск истцом срока обращения в суд.
При разрешении спора, судом также не учтена выплаченная в 2020 году истцу компенсация.
В неудовлетворенной части исковых требований решение истцом не обжалуется.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, доводы апелляционной жалобы поддержали, указывая на незаконность решения суда первой инстанции.
Истец ФИО1, его представитель ФИО4, действующая на основании ордера, против доводов апелляционной жалобы возражали, указывая на их необоснованность.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к нижеследующему.
Так, согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 данного постановления Пленума).
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
При разрешении данного гражданского дела указанные процессуальные нормы и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" не учтены.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.10.2018г. N 38-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.В. Данилова, К.В. Кондакова и других", того, что ФИО1 уволен 12.03.2021г, с исковым заявлением обратился в суд 10.06.2021г, установленный трехмесячный срок обращения в суд им не пропущен.
Кроме того, суд первой инстанции, приняв во внимание расчет, представленный истцом, с учетом произведенной выплаты за 120 часов 2020 года, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств за оплату 556 часов (за период с 2018 по 2021 год) работы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.
С такими выводами не может согласиться судебная коллегия, поскольку последние не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, а также основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, 01.06.2019г. между начальником ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Крым" (далее Наниматель) и "данные изъяты" внутренней службы ФИО1 (далее Сотрудник) заключен контракт о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (т.1 л.д.7-8), согласно которому Сотрудник берет на себя обязательства, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе, а Наниматель обязуется обеспечить гражданину (сотруднику) прохождение службы в федеральной противопожарной службе в соответствии с Федеральным законом о 23 мая 2016 г. N141-ФЗ.
В силу п.2 контракта Гражданин (сотрудник) обязуется выполнять обязанности по должности водитель службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Крым".
Согласно п.3.1 контракта последний заключается на период с 01 июня 2019 года по 05 февраля 2021 года.
В п.4 контракта о режиме служебного времени и времени отдыха стоит прочерк.
В служебном контракте определены права и обязанности сторон, условия прохождения службы.
Приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым от 27.12.2019г. N-нс назначен прибывший для дальнейшего прохождения службы из федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Крым" "данные изъяты" внутренней службы ФИО1 на должность "данные изъяты" дежурной смены службы пожаротушения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Крым (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), с 01 января 2020 года с должностным окладом "данные изъяты" рублей (за счет средств федерального бюджета) (т.2 л.д.66).
Приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым от 12.03.2021 года N-НС уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту 2 части й статьи 83 (по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе, установленного ст.90) старший прапорщик внутренней службы ФИО1, водитель дежурной смены службы пожаротушения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Крым (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), 12 марта 2021 года; установлено выплатить единовременное пособие при увольнении со службы в размере 7 месячных окладов денежного содержания; ежемесячную денежную премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей за период с 01 февраля 2021 по 12 марта 2021 года в размере оклада денежного содержания (т.1 л.д.9, т.2 л.д.8, 41-42).
1 марта 2021 ФИО1 обратился к ответчику с рапортом, в котором просил рассчитать количество часов, отработанных сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2015-2020 года и выплатить денежную компенсацию в соответствии с п. 18 Приказа МЧС России от 24.09.2018г. N (т.2 л.д.36).
Письмом ГУ МЧС по РК от 29.03.2021 ФИО1 разъяснено, что оснований для выплаты компенсации сверх 120 часов за 2020 год не имеется (т.2 л.д.10-12).
Приказом ГУ МЧС по РК от 06.04.2021 N-НС подпункт 1.1 пункта 1 Приказа Главного управления МЧС России по Республике Крым от 12.03.2021 N-НС дополнен абзацем следующего содержания: "Выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх нормального количества рабочих часов за учетный период 2020 года (120 часов) в размере "данные изъяты" рублей" (т.2 л.д.109).
Согласно имеющихся в материалах дела сведений, предоставленных ответчиком, общее время исполнения ФИО1 служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 2017 по 2021 год составило 1055 часов, а именно: 2017 год - 289 часов; 2018 год -219 часов; 2019 год - 171 час; 2020 - 376 часов; 2021 год - 0 часов (т.2 л.д.138-139).
Сведения за 2015 - 2016 год не представлены, поскольку журналы учета рабочего времени, суточные ведомости хранятся в территориальном органе 5 лет в соответствии с п.839 раздела 19.1 Приказа МЧС России от 10.02.2021 N70.
Материалами дела также подтверждено, что должностным лицом, ответственным за ведение табелей суммированного учета служебного времени сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в разрезе учетных периодов (года) не велись (т.2 л.д.90-93).
Отношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и ее прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ служебное время определено как период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
В силу частей 2, 9 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Продолжительность служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы в дневное и ночное время одинакова.
Согласно части 6 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
С учетом положений части 10 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5, 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 55 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ предусмотрено, что режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Частью 1 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность введения в организации суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24 сентября 2018 г. N 410 (далее - Порядок), продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
В соответствии с пунктом 11 Порядка сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, предоставляется дополнительное время отдыха, равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется дополнительный день отдыха.
В силу пункта 15 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром, руководителем (начальником) подразделения МЧС России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, руководителем (начальником) подразделения МЧС России.
В соответствии с пунктом 18 Порядка по просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", с изменениями, внесенными Приказами МЧС России от 28.11.2013 N 764, от 11.02.2015 N 66, от 26.05.2015 N 261 и от 30.03.2016 N 156.
В силу пункта 94 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195, денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (за сверхурочную работу) выплачивается на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка
В свою очередь пунктом 95 Порядка установлено, что Сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время "1", которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
Так, пунктом 96 указанного Порядка определено, что сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал).
Согласно пункта 97 Порядка Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения МЧС России.
При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 98 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы).
В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (пункт 99 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы).
Так, материалами дела достоверно подтверждено, что в 2020 году ФИО1 отработал сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 376 часов, из них 120 часов были оплачены, что сторонами не оспаривается.
Согласно предоставленного в материалы дела и принятого судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства расчета размера часовой тарифной ставки ФИО1, который не был проверен судом первой инстанции при разрешении спора, а суд ограничился расчетом, неверно произведенным истцом, размер часовой тарифной ставки истца составляет "данные изъяты" рублей.
Таким образом, денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ФИО1 за 2020 год составит "данные изъяты" рублей, рассчитанная из 256 часов, отработанных истцом сверх нормального количества рабочих часов (с учетом оплаты 120 часов из 376 часов, отработанных сверх установленной продолжительности нормального количества рабочих часов) следующим образом:
(2 часа х "данные изъяты" руб. х 1, 5) + (254 часа х "данные изъяты" руб. х 2).
Следует отметить, что произведенный истцом расчет стоимости 1 часа в размере "данные изъяты" руб. произведен неверно, поскольку последний определен путем деления начисленной и выплаченной ему суммы в размере "данные изъяты" руб. на 120 часов, без учета положений Приказа МЧС России от 21.03.2013 N и ст.152 ТК РФ, согласно которым оплата переработки за первые 2 часа работы производится в полуторном размере, а за последующие часы работы - в двойном размере.
При этом, в нарушение положений действующего процессуального законодательства, суд первой инстанции, при разрешении спора, не истребовал от ответчика соответствующий обоснованный расчет размера часового заработка истца, что как следствие привело к неправильно произведенному расчету суммы, подлежащей взысканию с ответчика.
При этом, доводы апелляционной жалобы ответчика об ограничении оплаты сверхурочной работы 120 часами за год противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении 19.12.2019 N 3363-О, на которое ответчик и ссылается в апелляционной жалобе.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленное статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации ограничение продолжительности сверхурочной работы (работы, выполняемой работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период) носит гарантийный характер, направлено на обеспечение реализации конституционного права на отдых, и во взаимосвязи со статьей 152 данного Кодекса не предполагает ограничения оплаты сверхурочной работы в случае несоблюдения работодателем установленного оспариваемой нормой правила.
Кроме того, при разрешении спора суд первой инстанции определилко взысканию сумму денежной компенсации оплаты сверхурочной работы за 2018 и 2019 годы, что противоречит нормам материального права, подлежащих применению к правоотношениям сторон.
Так, согласно ч.ч.1, 2 ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденным приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195, выплата денежного довольствия сотрудникам за текущий месяц производится в период с 20 по 25 число каждого месяца, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня декабря.
Судебная коллегия приходит к выводу, что моментом нарушения трудовых прав ФИО1 следует считать срок получения заработной платы в меньшем размере, чем предусмотрено трудовым законодательством. Исходя из положений Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденным приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195, в соответствии с которым производится оплата всех причитающихся выплат сотрудникам, оплата сверхурочной работы производится не позднее последнего рабочего дня декабря.
Таким образом, с момента выплаты денежного содержания за каждый расчетный период (который в данном случае составляет 1 год), ФИО1 могло быть известно о нарушении его прав, в январе каждого года (за 2018 год - в январе 2019 года, за 2019 год - в январе 2020 года). С исковым заявлением ФИО1 обратился в суд 10 июня 2021 года, т.е. за пределами срока давности в отношении невыплаченных сумм за 2018 и 2019 годы, уважительных причин, объективно препятствующих истцу обратиться в суд с иском, в ходе судебного разбирательства не установлено. Пропуск установленного законом срока для защиты нарушенного права в суде является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 не отрицал тот факт, что за время несения службы он неоднократно привлекался к сверхурочной работе, о часах переработки ему было достоверно известно, как и о возможности получения дополнительных дней отдыха, за получением которых он не обращался.
При разрешении спора суд первой инстанции вышеприведенные положения ч.2 ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации не применил, что как следствие привело к постановлению незаконного решения, что является основанием к отмене последнего.
Выводы суда о соблюдении истцом установленного срока обращения в суд являются ошибочными, не соответствуют положениям ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации; как было указано судебной коллегией ранее, исходя из даты обращения истца с иском в суд последним соблюден срок обращения с требованиями о взыскании задолженности за сверхурочную работу за весь 2020 год.
Ссылка суда первой инстанции на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.10.2018г. N 38-П, является несостоятельной, поскольку в данном постановлении речь идет о выплате компенсации за неиспользованный отпуск, тогда как предметом данного спора является денежная компенсация за невыполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, то есть совершенно иная по своей правовой природе выплата.
Учитывая вышеизложенное, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, при разрешении спора были допущены нарушения норм материального права, подлежащие применению к правоотношениям сторон, что в силу ст.330 ГПК РФ является основанием к отмене решения суда и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за сверхурочную работу за 2020 год.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 13 января 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Республике Крым в пользу Галенюка Дмитрия Александровича денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере "данные изъяты" рублей.
В иной части требований - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.07.2022.
Председательствующий: Т.С. Готовкина
Судьи: А.Г. Курская
Н.И. Любобратцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.