Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Кочергиной Т.В., Раскатовой Н.Н., при ведении протокола помощником судьи Громовой Я.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 3 февраля 2022 года, которым постановлено:
"Исковые требования - удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение 3 лет с момента вступления решения в законную силу со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее техническое состояние железобетонный мост, расположенный на 198 км пикет 10-й станции Колышлей Юго-Восточной железной дороги:
- привести толщину балласта на мосту в соответствие с требованиями пункта 30-го Правил назначения и проведения ремонтов и планово-предупредительной выправки железнодорожного пути;
- устранить смещение железнодорожных путей относительно осей пролетных строений N 1 и N 2, приведя их в соответствие с требованиями пункта 27-го Правил назначения и проведения ремонтов и планово-предупредительной выправки железнодорожного пути;
- провести капитальные работы по замене пролетного строения N 3 или реконструкцию моста",
УСТАНОВИЛА:
Истец Ртищевский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику ОАО "Российский железные дороги" (ОАО "РЖД") об обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указано на то, что Ртищевской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в деятельности Дистанции инженерных сооружений Юго-Восточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", в ходе которой выявлены нарушения. В ходе проведенной проверки установлено, что на 198 км пикет 10-й станции Колышлей Юго-Восточной железной дороги расположен железобетонный мост через суходол. Мост находится на балансе Дистанции инженерных сооружений Юго-Восточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". На мосту расположено 4 железнодорожных пути: 1-й и 2-й главные пути, 3-й и 4-й станционные пути. Слева по ходу километров к мосту пристроена двухочковая железобетонная водопропускная труба. Проведенным исследованием технического состояния моста установлено, что состояние моста неудовлетворительное. Толщина балласта на мосту завышена. При нормативной толщине 40 см на пролетных строениях толщина балласта составляет 120 см. Железнодорожные пути на пролетных строениях смещены относительно осей пролетных строений N 1 и N 2. В результате изменения рельефа ниже по течению водотока произошел подъем уровня земли ниже течения водотока. Происходит заиливание русла под мостом и в трубе на выходе с уменьшением высоты до 20%. Отвод воды от трубы в период дождей и паводка затруднен. Состояние пролетного строения N 3 неудовлетворительное. Его конструкция представлена из 14 отдельных блоков, не объединенных между собой. В результате длительной эксплуатации гидроизоляция повреждена полностью.
Бетон блоков из-за постоянного обводнения и переувлажнения подвержен морозному разрушению защитного слоя до арматурного каркаса. Отдельные стержни без защитного слоя бетона. В результате завышенной толщины балласта правый борт наращен на 60 см конструкцией из деревянных шпал и рельса. Из-за увеличения нагрузки от завышенной толщины балласта и наращенного борта крайний блок на подферменной площадке сдвинут с увеличением шва между балками. Срок эксплуатации устоев составляет 116 лет. Поверхность оголовков и передних стенок устоев выкрашивается на глубину до 50 мм.
В связи с тем, что вышеназванные нарушения приводят к несоблюдению таких принципов функционирования железнодорожного транспорта, как устойчивость работы, доступность, безопасность и качество оказываемых услуг, а также создана существенная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу Ртищевский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями действующего законодательства и оснований к его отмене или изменению не имеется.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 16 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии. Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие.
Согласно п. 27 Правил назначения и проведения ремонтов и планово- предупредительной выправки железнодорожного пути (Приложение N 1 к Технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства Приложения N 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации) отклонение оси железнодорожного пути от оси пролетного строения с ездой на балласте не должно превышать 50 мм, а в кривых - 30 мм; на мостах с безбалластным мостовым полотном - 30 и 20 мм соответственно. В случае превышения величины эксцентриситета железнодорожного пути свыше указанных величин отклонение должно устраняться при капитальном ремонте железнодорожного пути 1-3 уровня (КРН, КРС, PC) и при других видах ремонтов, при возможности выполнения данной работы.
В соответствии с п. 30 Правил назначения и проведения ремонтов и планово-предупредительной выправки железнодорожного пути при проектировании и выполнении ремонтных работ на мостах и в тоннелях должен обеспечиваться проектный профиль и план линии. Толщина балласта на эксплуатируемых мостах не должна превышать 40 см. Устранение толщины балласта более 40 см производится при капитальных ремонтах 1 - 3 уровней и при других видах ремонта, при возможности выполнения данных работ.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что Ртищевской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в деятельности Дистанции инженерных сооружений Юго-Восточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", в ходе которой выявлены нарушения.
В ходе проведенной проверки установлено, что на 198 км пикет 10-й станции Колышлей Юго-Восточной железной дороги расположен железобетонный мост через суходол. Мост находится на балансе Дистанции инженерных сооружений Юго-Восточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". На мосту расположено 4 железнодорожных пути: 1-й и 2-й главные пути, 3-й и 4-й станционные пути. Слева по ходу километров к мосту пристроена двухочковая железобетонная водопропускная труба.
Проведенным исследованием технического состояния моста установлено, что состояние моста неудовлетворительное.
Толщина балласта на мосту завышена. При нормативной толщине 40 см на пролетных строениях толщина балласта составляет 120 см.
Железнодорожные пути на пролетных строениях смещены относительно осей пролетных строений N 1 и N 2.
В результате изменения рельефа ниже по течению водотока произошел подъем уровня земли ниже течения водотока. Происходит заиливание русла под мостом и в трубе на выходе с уменьшением высоты до 20%. Отвод воды от трубы в период дождей и паводка затруднен.
Состояние пролетного строения N 3 неудовлетворительное. Его конструкция представлена из 14 отдельных блоков, не объединенных между собой. В результате длительной эксплуатации гидроизоляция повреждена полностью. Бетон блоков из-за постоянного обводнения и переувлажнения подвержен морозному разрушению защитного слоя до арматурного каркаса. Отдельные стержни без защитного слоя бетона. В результате завышенной толщины балласта правый борт наращен на 60 см конструкцией из деревянных шпал и рельса. Из-за увеличения нагрузки от завышенной толщины балласта и наращенного борта крайний блок на подферменной площадке сдвинут с увеличением шва между балками. Срок эксплуатации устоев составляет 116 лет. Поверхность оголовков и передних стенок устоев выкрашивается на глубину до 50 мм.
Не согласившись с исковыми требованиями, представитель ответчика ходатайствовал о назначении по делу судебной технической экспертизы для установления остаточного ресурса сооружения для определения срока службы моста в существующем техническом состоянии.
Согласно заключению эксперта АНО "НИИ Мостов" N 12/21 от 16.12.2021 г, спорный мост по своему техническому состоянию пригоден для дальнейшей безопасной эксплуатации. Объект имеет IV категорию по грузоподъемности. Остаточный ресурс моста (по пролетному строению N3) составляет 7 лет, прогнозируемый срок службы 103 года от даты постройки. Капитальный ремонт спорного моста (либо реконструкция) в соответствии с его техническим состоянием необходим в течение ближайших 5 лет. Срок, в течение которого капитальный ремонт (либо реконструкция) может быть выполнен, составляет 1 год.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 и ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку указанные истцом нарушения приводят к несоблюдению таких принципов функционирования железнодорожного транспорта, как устойчивость работы, доступность, безопасность и качество оказываемых услуг, а также создана существенная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем работ, суд посчитал, что для исполнения решения суда ответчику потребуется время не менее 3 лет.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 3 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.