Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Батялова В.А, судей
Рогачёвой Ю.А, Красновой Н.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ерастовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Санниковой Н.А. о признании недействующим в части Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республики, утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 года N 213, в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2019 года N 588, со дня принятия, по апелляционной жалобе Санниковой Н.А. на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя административного истца - Замостьяновой Т.С, представителя администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики - Вострикова С.В, представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики - Ломаевой Л.М, представителя ООО "Спецавтохозяйство" - Носковой Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 мая 2017 года N 213 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике" была утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике. Указанное постановление опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 30 мая 2017 года.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2019 года N588 "О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 мая 2017 года N213 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике" Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, была изложена в новой редакции согласно приложению к указанному постановлению.
Санникова Н.А. обратилась в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, где просила признать Территориальную схему, утвержденную Постановлением Правительства Удмуртской Республики N213 от 22.05.2017года (в ред. постановления Правительства Удмуртской Республика от 19.12.2019 N 588), в части раздела 2, за исключением пункта 2.4; раздела 5, раздела 7, раздела 9 недействующей со дня его принятия, противоречащим нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.
Административный истец Санникова Н.А. указывает, что является потребителем услуг по вывозу ТКО в многоквартирном доме, и в период с 01.01.2019 года по настоящее время ей выставляются счета на оплату за вывоз ТКО, исходя из установленного предельного единого тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору, заключенному с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Спецавтохозяйство", оказывается Санниковой Н.А, начиная с 2019 года, по тарифам, установленным на основании недостоверных сведений, принятых Территориальной схемой, что влечет нарушение прав и законных интересов Санниковой Н.А, как потребителя данной услуги.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2022 года отменить и принять по делу новый судебный акт, где ее требования удовлетворить. Считает выводы суда необоснованными, незаконными и противоречащими материалам дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком, прокуратурой Удмуртской Республики представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители административного ответчика, заинтересованных лиц доводы апелляционной жалобы считали необоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 статьи 13.3, статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами изложены в статье 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, к ним относятся: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами; участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
Из системного анализа положений, содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, следует, что территориальная схема обращения с отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Перечень требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, содержится в статье 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, а также в Правилах от 22 сентября 2018 года N 1130.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 мая 2017 года N 213 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике" была утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2019 года N588 "О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 мая 2017 года N213 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике" Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, была изложена в новой редакции согласно приложению к указанному постановлению.
Как следует из Постановления Правительства УР от 22.05.2017 N 213 (ред. от 19.12.2019) "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), на территории Удмуртской Республики (далее - территориальная схема) разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов производства и потребления (далее - отходы) на территории Удмуртской Республики в соответствии с: Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; требованиями к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем"; Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года; государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326; Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года N 84-р; Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; Стратегией обращения с твердыми коммунальными
(бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 года N 298; Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ; документами территориального планирования Удмуртской Республики; письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) от 21 сентября 2016 года N АА-03-03-31/19357 "О рассмотрении территориальной схемы".
Территориальная схема разработана до 2028 года и обеспечивает достижение целей государственной политики в области обращения с отходами в порядке их приоритетности: максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработку, утилизацию и обезвреживание отходов. Территориальная схема предусматривает комплексную обработку и утилизацию отходов, обеспечивающую минимальный объем их захоронения, использование наилучших доступных технологий обращения с отходами и применение методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, направленных на уменьшение количества образующихся отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот.
В ходе разработки территориальной схемы: собрана и верифицирована информация об источниках образования отходов, местах накопления отходов, объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению отходов, потоках движения отходов, организациях, осуществляющих деятельность по обращению с отходами; сформирована финансовая модель, обеспечивающая расчет экономических последствий реализации территориальной схемы на каждый год ее реализации с учетом динамики отходообразования; построена электронная модель, включающая в себя базу данных, средства ввода и отображения информации по вопросам обращения с отходами, математическую модель расчета оптимального направления транспортирования отходов, размещения объектов по обращению с ТКО и их технических характеристик.
Административный истец оспаривает раздел 2, за исключением пункта 2.4; раздел 5; раздел 7; раздел 9 Территориальной схемы, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики 22 мая 2017 года N213 в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2019 года N588, в которых содержится следующая информация:
Раздел 2 Территориальной схемы (ред. от 19.12.2019) указывает на количество образующихся отходов:
2.1 Отходы производства и потребления. В 2018 году в Удмуртской Республике образовано 1259, 05 тыс. тонн отходов (исключая твердые коммунальные). Данные о количестве образующихся отходов представлены в таблице 2. На территории региона образуются отходы I, II, III, IV и V классов опасности по степени воздействия на окружающую среду. Данные о количестве образующихся отходов в Удмуртской Республике, систематизированные по видам отходов и классам опасности отходов для окружающей среды, представлены в приложении А11.
2.2. Отходы, относящиеся к твердым коммунальным. Согласно ФККО, к ТКО относятся коммунальные отходы, отходы, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению. Также в соответствии с письмом Росприроднадзора от 6 декабря 2017 года N АА-10-04-36/26733 к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы подтипа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО. Помимо этого, предусмотрены изменения в ФККО в части отнесения отходов "Остатки сортировки ТКО при совместном сборе" (код 7 41 119 00 00 0) к ТКО.
2.3. Нормативы накопления ТКО. В соответствии с пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления ТКО" нормативы накопления ТКО определяются на основании замеров по четырем сезонам. Нормативы накопления ТКО в Удмуртской Республике утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 апреля 2018 года N 107 "Об установлении нормативов накопления ТКО на территории Удмуртской Республики" и представлены в таблице 4. Средняя расчетная плотность ТКО составляет 119, 99 килограмма/кубический метр.
Общее количество ТКО, образующихся на территории Удмуртской Республики в течение года, составляет 438247, 6 тонны, в том числе крупногабаритные отходы - 21912, 4 тонны. Расчет массы и объема образующихся ТКО по муниципальным образованиям приведен в таблицах 5 и 6. Результаты расчета количества ТКО, образующихся на территории Удмуртской Республики в каждом сельском поселении, представлены в приложении А1 территориальной схемы. В электронной модели территориальной схемы представлены расчеты количества образующихся ТКО для каждого источника образования ТКО. Количество расчетных единиц для каждого источника образования ТКО подлежит уточнению по результатам деятельности регионального оператора и заключения им прямых договоров об оказании услуг. Прогноз количества образования ТКО по годам реализации территориальной схемы рассчитан на основании среднего прогноза предположительной численности постоянного населения до 2036 года Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Прогноз образования отходов приведен в таблицах 7 и 8.
Раздел 5 Территориальной схемы (ред. от 19.12.2019) указывает на места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов:
5.1. Реестр действующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов на территории Удмуртской Республики. Реестр действующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, в том числе ТКО, на территории Удмуртской Республики (по состоянию на период выполнения работ) с указанием основных характеристик соответствующих объектов представлен в приложениях А7 - А10. Согласно данным отчетности 2-ТП за 2018 год в регионе образовано 1304757, 2 тонны отходов, в том числе 63, 3 тонны отходов I класса опасности, 121, 7 тонны отходов II класса опасности, 199469, 6 тонны отходов III класса опасности, 622416, 8 тонны отходов IV класса опасности. Отходы V класса практически не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, в связи с чем деятельность по обращению с ними не подлежит лицензированию. Данные о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, а также данные о количестве обработанных, утилизированных и обезвреженных отходов за 2018 год представлены в приложении А11. Часть ТКО, образующихся в регионе, подвергается сортировке. Состав оборудования эксплуатируемых сортировочных линий включает: сепаратор мелких фракций отходов, узел ручной сортировки отходов для отбора утильных фракций, пресс брикетирования вторичного сырья, ленточные конвейеры различного назначения. Использование ручных методов отбора утильных фракций на практике позволяет извлекать не более 7 - 8% от общего количества поступающих отходов. Отходы цветного металла представлены в основном алюминиевыми банками, аэрозольными баллончиками и пр. Пластмассы представлены полиэтиленовыми пакетами, игрушками, деталями бытовой техники и пластиковыми бутылками. Крупные фракции отходов представлены картонной упаковкой, деревом, резиной.
Отсортированные отходы, пригодные для дальнейшего использования, отправляются на утилизацию. В настоящее время суммарная производительность сортировочных станций ТКО не охватывает сортировкой весь объем образования ТКО. В связи с этим в перспективе необходимо увеличение мощностей по их обработке. Основная масса ТКО подлежит захоронению на полигонах. Для сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов целесообразно рассмотреть возможность приведения в соответствие с нормами действующего природоохранного законодательства существующих (в том числе фактически эксплуатируемых) на территории региона объектов размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Сводная информация о существующих и перспективных объектах обращения с отходами, планируемых к использованию на протяжении срока действия территориальной схемы, приведена в приложении Б2.
Раздел 7 Территориальной схемы (ред. от 19.12.2019) указывает на схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов:
7.1. Организации, осуществляющие транспортирование отходов. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности, были обязаны получать лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. С 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. В Удмуртской Республике 186 организаций имеют лицензию на сбор и транспортирование ТКО. Их перечень представлен в приложении А5 к территориальной схеме. Автотранспортный парк предоставивших информацию компаний составляет 89 транспортных средств. В наличии имеются мусоровозы с задней и боковой загрузкой, преимущественно на шасси автомобилей ГАЗ, КамАЗ и ЗИЛ. Средний срок эксплуатации - 12 лет. Характеристика имеющегося транспортного парка приведена в приложении А6. Средний процент износа парка спецавтотранспорта составляет около 70%, 36 единиц техники имеют процент износа более 90%. В собственности транспортирующих организаций находится около 55% спецавтотранспорта, в аренде 24%, около 15% находятся в оперативном управлении.
7.2. Система транспортирования ТКО. При построении схемы потоков ТКО в электронной модели территориальной схемы решалась задача оптимизации расходов на транспортирование ТКО. Для каждого муниципального образования были составлены маршруты движения до объектов по обращению с отходами по дорогам общего пользования. В случае если в качестве таких объектов рассматривались перегрузки или сортировки, были составлены маршруты движения отходов на полигоны (с учетом снижения расходов на транспортирование отходов после их сортировки). Все ценовые показатели определены без учета налога на добавленную стоимость, в ценах базового года и в дальнейшем индексировались на индекс потребительских цен, установленный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации. Для каждого муниципального образования были определены оптимальные направления транспортирования отходов исходя из минимальных расходов на их транспортирование. Результатом решения оптимизационной задачи является схема потоков ТКО, образованных на территории Удмуртской Республики. Данная схема составлена отдельно на каждый год действия территориальной схемы обращения с отходами. В отдельные годы происходит перераспределение потоков отходов в связи с закрытием выводимых из эксплуатации объектов размещения отходов. Перспективная схема потоков отходов на каждый год действия территориальной схемы представлена в приложении В1. При возникновении каких-либо чрезвычайных или непредвиденных ситуаций на объектах размещения отходов, определенных как конечные объекты размещения ТКО на срок действия территориальной схемы, транспортирование отходов должно осуществляться на ближайший легитимный объект, имеющий остаточный ресурс на момент возникновения чрезвычайной или непредвиденной ситуации.
Изменение направления транспортирования в связи с какой-либо из вышеуказанных ситуаций может осуществляться в течение не более чем 90 календарных дней. О начале и окончании периода изменения направления транспортирования региональный оператор по обращению с ТКО в Удмуртской Республике обязан в официальном порядке уведомить Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в течение одного дня с момента начала/окончания периода изменения направления транспортирования отходов. Расстояние от центра каждого муниципального района/городского округа до каждого из объектов размещения отходов представлено в таблице 16. Электронная модель территориальной схемы обладает функционалом, позволяющим выбирать оптимальные места для размещения мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций исходя из визуализации источников образования ТКО, для которых их транспортирование связано с наибольшими расходами.
Раздел 9 Территориальной схемы (ред. от 19.12.2019) указывает на оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе ТКО:
9.1. Основной сценарий развития инфраструктуры обращения с ТКО в Удмуртской Республике. Создание перспективной инфраструктуры обращения с отходами включает в себя как строительство новых объектов обращения с отходами, так и модернизацию, реконструкцию действующих объектов. Перечень мероприятий, определенный основным сценарием развития инфраструктуры обращения с ТКО в Удмуртской Республике, представлен в разделе 8.2. Расчет удельных расходов был произведен на основе фактических расходов на размещение, обработку и транспортировку ТКО. Инвестиционные затраты были определены на основании утвержденных инвестиционных программ, а также проектов-аналогов. Размер капитальных вложений подлежит утверждению Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в рамках рассмотрения и согласования инвестиционных и производственных программ на строительство/реконструкцию, модернизацию объектов обращения с отходами. Расчетные значения капитальных вложений в разрезе объектов представлены в приложении Б2. Прогнозные значения тарифа регионального оператора при реализации данного варианта приведены в разделе 10.1.
9.2. Альтернативный сценарий развития инфраструктуры обращения с ТКО в Удмуртской Республике. В рамках разработки территориальной схемы был проанализирован альтернативный сценарий развития инфраструктуры обращения с ТКО в Удмуртской Республике, при котором в восточной, северной и южной частях республики предлагается ввести в действие кустовые полигоны. Список мероприятий, предлагаемых данным сценарием, представлен в таблице 22.
Расчет удельных расходов был произведен на основе фактических расходов на размещение, обработку и транспортировку ТКО. Инвестиционные затраты были определены на основании проектов-аналогов.
Понятие "территориальная схема" закреплено на федеральном уровне:
приведено в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (далее - Постановление N1130), согласно которому "территориальная схема" - текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.
В силу пункта 3 Постановления N1130 территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (далее - уполномоченный орган).
При разработке территориальных схем используются: картографическая основа государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, а также схемы, чертежи, топографо-геодезические подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы территорий; сведения из нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; данные государственного статистического наблюдения об организации, использовании, обезвреживании, о транспортировании и размещении отходов производства и потребления; нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (пункт 4 Постановления N1130).
Территориальная схема включает следующие разделы: нахождение источников образования отходов; количество образующихся отходов; целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; сведения о зонах деятельности региональных операторов; электронная модель территориальной схемы; приложения (пункт 5 Постановления N1130).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченными органами в установленной форме, опубликован в установленном порядке, Вопреки доводам жалобы о нарушении пункта 22 Правил в части не направления в согласующие ведомства проекта территориальной схемы на электронном носителе, установлено, что в сопроводительных письмах указана прямая ссылка на официальный сайт, где размещен проект схемы, в связи с чем, возможность ознакомиться с материалами имелась. Заинтересованными ведомствами в адрес Минприроды УР направлены замечания и предложения относительно проекта схемы. При этом, замечаний о невозможности ознакомления с проектом схемы не поступало.
Доводы жалобы о нарушении десяти дневного срока утверждения территориальной схемы, установленной пунктом 27 Правил основаны на неверном толковании норм права. Указанным пунктом Правил установлен 10-дневный срок утверждения территориальной схемы при отсутствии замечаний по результатам общественных обсуждений. Вместе с тем, на проект территориальной схемы поступили замечания и предложения, которые нашли свое отражение в соответствующем заключении.
Доводы о том, что при разработке электронной модели территориальной схемы обращения с отходами не запрашивались соответствующие сведения районных администраций и иных ведомств, организаций, не анализировались, не производились расчеты, являются не состоятельными.
Судом первой инстанции установлено, что между Минприроды УР и ООО "Большая тройка" 30.05.2019 заключен Государственный контракт N102-Э на выполнение работ по актуализации территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике с разработкой автоматизированной информационной системы "Электронная модель Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике".
При разработке территориальной схемы исполнителем по государственному контракту - "Большая тройка" использованы следующие данные: материалы территориальной схемы обращения с отходами Удмуртской Республики, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики 22.05.2017 N 213, картографическая основа государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, сведения органов местного самоуправления, схемы, чертежи, топографо-геодезические подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы Удмуртской Республики, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, сведения о нормативах образования отходов и лимитов на их размещение, установленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и др.
При этом, административным истцом неверно трактуется понятие электронной модели территориальной схемы обращения с отходами.
Согласно пункту 2 Правил электронная модель территориальной схемы представляет собой информационную систему, включающую в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями государственного контракта, Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130, Территориальная схема содержит разделы и необходимую информацию, предусмотренную действующим законодательством.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, что нормативы накопления ТКО в отношении объектов торговли были признаны недействующими, то и итоговые значения общего объема отходов являются некорректными, суд первой инстанции сделал верный вывод, что к данным правоотношениям утверждения отношения не имеют, поскольку на момент утверждения Территориальной схемы отсутствовал судебный акт о признании нормативов накоплений в отношении объектов торговли недействующими.
Информация о количестве твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Удмуртской Республики сформирована на основании сведений органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, портала общественного проекта ГосЖКХ, сведений из открытых источников в сети "Интернет".
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют несоответствия оспариваемого нормативного акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушаются права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном толковании норм закона.
Приведенные доводы в апелляционной жалобе повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, суд дал надлежащую правовую оценку, аргументированно изложив в обжалуемом акте.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания недействующим в части муниципального нормативного правового акта.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Санниковой Н.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.