Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о включении в стаж периодов трудовой деятельности, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (далее - ОПФР по г. Севастополю) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о включении в стаж периодов трудовой деятельности, о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления о назначении пенсии отказано из-за отсутствия специального стажа необходимой продолжительности.
Ответчиком не включен в специальный стаж период работы истицы санитаркой рентгенологического кабинета, несмотря на то, что она в данной должности работала постоянно, полный рабочий день, выполняла работы младшей медицинской сестры по уходу за больными с учетом особенностей работы рентген-кабинета, при этом, в штатном расписании медицинского учреждения в отделении рентгенодиагностики, в состав которого входит рентген-кабинет, должность младшей медицинской сестры по уходу за больными отсутствовала, была предусмотрена только должность санитарки рентгенологического кабинета. Также ответчиком исключен из специального стажа период работы истицы младшей палатной медсестрой в ООО "Бонус-Плюс", в связи с наличием исправлений в трудовой книжке.
По мнению истицы ответчиком необоснованно исключены данные периоды из специального стажа, что в свою очередь нарушает ее права на пенсионное обеспечение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд установить, что ее стаж работы по Списку N 2 на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости превышает 9 лет, признать за нею право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", признать незаконным решение ОПФР по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязать ответчика засчитать в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в качестве санитарки отделения рентгенодиагностики ГБУЗ Севастополя "Севастопольский городской онкологический диспансер имени ФИО9" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком N 2, обязать засчитать в страховой стаж период работы в ООО "Бонус-Плюс" младшей платной медицинской сестрой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить с ДД.ММ.ГГГГ страховую пенсию по старости досрочно, как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 августа 2021 года исковые требования ФИО4 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 декабря 2021 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОПФР по г. Севастополю - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ОПФР по г. Севастополю просит судебные акты отменить, принять новое решение которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в ООО "Бонус Плюс" в должности младшей палатной медицинской сестры. ДД.ММ.ГГГГ истица была переведена из ООО "Бонус Плюс" в ЧП "Бонус Плюс", где работала до ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 работала младшей медицинской сестрой хирургического отделения КЗ "Севастопольский городской онкологический диспансер".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принята на работу на должность младшей медицинской сестры палатного хирургического отделения Коммунального учреждения "Городской онкологический диспансер", который переименован в Коммунальное заведение "Севастопольский городской онкологический диспансер имени ФИО9" (далее КЗ "СГОД имени ФИО9"). В указанной должности истица проработала до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ истица переведена на должность младшей медицинской сестры по уходу за больными рентгенологического отделения КЗ "СГОД имени ФИО9". Рентгенологическое отделение КЗ "СГОД имени ФИО9" ДД.ММ.ГГГГ переименовано в отделение рентгенодиагностики.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 переведена на должность санитарки отделения рентгенодиагностики, где и работает по настоящее время.
Решением ОПФР по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ N, как и ранее решением от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО4 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. При этом, в специальный стаж не включен период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки отделения рентгенодиагностики ГБУЗ Севастополя "СГОД имени ФИО9", поскольку Разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка 2 позицией 12600000-14467 предусмотрена должность младшей медицинской сестры по уходу за больными, занятыми в рентгеновских отделениях ФИО1, однако истица занимала должность санитарки в рентгенодиагностическом отделении на 1.0 ставки. Также ответчиком не включен в стаж период работы истицы в должности младшей палатной медицинской сестры в ООО "Бонус Плюс" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что запись об увольнении истицы в трудовой книжке содержит исправления в реквизитах документа, на основании которого сделана запись.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона N 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР, в том числе, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее - Список N 2).
Списком N 2 право на льготное пенсионное обеспечение установлено младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах) раздел "XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" (код 22600000-14467).
В Письме Минтруда Российской Федерации от 27.05.1992 N 1062-РБ "О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)" указывается, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 в учреждениях здравоохранения должность "санитарка (няня)" была переименована на должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными", в связи с чем, в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся. Такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях. В рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась и предусматривается схемой должностных окладов (приложение N 3 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 23.02.1991 N 116). До 01.01.1992 санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию. Указанным письмом рекомендовано санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии назначать по Списку N 2, разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 137 от 16.06.1993 в дополнение к Приказу Минздрава РСФСР N 132 от 02.08.1992 "О совершенствовании службы лучевой диагностики" утверждено Положение о санитарке рентгеновского отделения (кабинета), отдела (отделения) лучевой диагностики, из которого усматривается, что на указанную должность назначается в установленном порядке работник, не имеющий медицинского образования, который непосредственно подчиняется заведующему отделением (кабинетом), а во время работы - врачу данного кабинета, рентгенолаборанту или медицинской сестре и пользуется всеми льготами, распространяющимися на персонал рентгеновского отделения (кабинета), определенных соответствующими статьями законодательства о труде.
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26.06.2003 N 5031-ЮЛ разъяснено, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999 N 377, предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала "санитарка" и "младшая медицинская сестра по уходу за больными". В связи с чем назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с Письмом Минтруда России от 25.05.1992 N 1062-РБ возможно при строгом соблюдении условий, изложенных в этом Письме, то есть, предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
При таких обстоятельствах, для назначения пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2003 года N 5031-юл требуется одновременное наличие и соблюдение двух изложенных в данном Письме условий, а именно: отсутствие в штатном расписании лечебного учреждения младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах, и выполнение санитарками постоянно, полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными.
Согласно квалификационному справочнику профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 года N 58/3-102, к видам деятельности младшей медицинской сестры по уходу за больными в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 относятся: оказание помощи врачам и средним медицинским работникам при проведении лечебных и диагностических процедур, помощь нуждающемуся больному при одевании, раздевании, укладывании в постель, кормлении, купании, содержании в чистоте закрепленных помещений с их медицинским, специальным и хозяйственным оборудованием, обработка предметов ухода за больными, контроль за выполнением больными правил внутреннего распорядка.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" установлены, в том числе, и должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными, которая оказывает помощь по уходу за больными под руководством медицинской сестры. Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов). Обеспечивает содержание в чистоте больных, помещения. Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными. Производит смену постельного и нательного белья. Участвует в транспортировке тяжелобольных. Следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ- инфекции.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, занимая должность санитарки, фактически выполняла обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентгеновском кабинете в течение полного рабочего дня. При этом, суд учитывал, что штатным расписанием ГБУЗ Севастополя "Севастопольский городской онкологический диспансер имени А.А. Задорожного" с ДД.ММ.ГГГГ в рентгенологическом кабинете предусмотрена должность "санитарка", а должность "младшая медицинская сестра" отсутствует. Должностной инструкцией санитарки рентгеновского кабинета предусмотрено, что в должностные обязанности санитарки входит содержание помещения, инвентаря и оборудования отделения в должном порядке, проведение ежедневной влажной уборки, подготовка помещения к приему больных (затемнение, подготовка рабочих мест врача-рентгенолога и рентгенлаборанта), оказание помощи рентгенлаборанту в приготовлении бариевой взвеси, контрастных веществ и химических реактивов для обработки рентгеновских пленок, участие совместно с врачом и рентгенлаборантом в проведении сложных рентгенодиагностических исследований (исследование толстой кишки с помощью контрастной клизмы), вызов больных в кабинет, участие в оформлении медицинской документации, оказание помощи лаборанту при обработке пленки, помощь рентгенолаборанту в приготовлении бариевой взвеси, контрастных веществ и химреактивов для обработки рентгеновской пленки.
Судом принято во внимание, что ФИО4 переведена с должности младшей медицинской сестры по уходу за больными на должность санитарки в связи с изменением штатного расписания ГБУЗ "СГОД имени А.А. Задорожного", однако, по сути, продолжила выполнять функциональные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными отделения рентгенодиагностики. Выполняемая истицей работа связана с вредными условиями труда, поскольку рабочим ее местом является рентгеновский кабинет, который находится непосредственно под воздействием вредных факторов, в том числе рентгеновского ионизационного излучения.
Судом установлено, что истица осуществляет свои трудовые обязанности непосредственно в рентгенологическом кабинете под воздействием рентгенологических лучей, полный рабочий день. На протяжении полного рабочего дня она занята выполнением работ в качестве младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентген-кабинете, что подтверждено трудовым договором N 34 от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением N 1 к трудовому договору N 34 от ДД.ММ.ГГГГ, справкой работодателя, картами специальной оценки условий труда, приказами ГБУЗ "СГОД имени А.А. Задорожного" "Об утверждении списка лиц, относящихся к категориям "А" и "Б" в рентгенологическом отделении, которые постоянно работают непосредственно с источниками ионизирующего излучения" N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд учитывал, что работодатель уплачивал дополнительные тарифы страховых взносов по результатам аттестации рабочего места истицы. Принимая решение о включении в стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшей палатной медицинской сестры в ООО "Бонус Плюс", суд исходил из того, что указанный период подтверждается как записями в трудовой книжке, так и справками работодателя.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов нижестоящих инстанций соглашается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, поскольку истица занимала должность и работала в отделении, которые не предусмотрены соответствующим списком, исключительно направлены на иную оценку собранных по делу доказательствах, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.