Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 октября 2006 г. N Ф03-А04/06-2/3225
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области на решение от 12.05.2006 по делу N А04-875/06-14/75 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "В" о взыскании 315221,73 руб.
Резолютивная часть постановления от 04 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2006 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция налоговой службы, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с Сельскохозяйственного производственного кооператива "В" (далее - кооператив) налоговых санкций на основании решения налогового органа от 21.09.2005 N 176-12 в сумме 315221,73 руб.
Решением суда от 12.05.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что решением суда от 12.09.2005 по делу N А04-1888/05-4/77"б" кооператив признан несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто конкурсное производство, в связи с чем согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) требования инспекции налоговой службы о взыскании налоговых санкций удовлетворению не подлежат.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, инспекция налоговой службы обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, налоговый орган вправе предъявить должнику требования по налоговым санкциям в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом решения об их принудительном взыскании с должника.
Кооператив отзыв на кассационную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, инспекцией налоговой службы проведена выездная налоговая проверка кооператива по вопросам соблюдения валютного законодательства, законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 01.05.2005, по результатам которой составлен акт от 19.08.2005 N 164-12 и принято решение от 21.09.2005 N 176-12 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного:
- пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 5941,60 руб., за неуплату суммы платы за пользование водными объектами за 2004 год - в виде штрафа в сумме 4802,16 руб., за неполную уплату единого социального налога - в виде штрафа в сумме 621,80 руб.;
- пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по плате за пользование водными объектами в виде штрафа в сумме 27611,97 руб.;
- пунктом 1 статьи 123 НК РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 276244, 20 руб.
В адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налоговых санкций в добровольном порядке.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Арбитражный суд, исходя из того, что решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности принято после признания предприятия банкротом, то есть в ходе конкурсного производства, применил правило о прекращении начисления с момента введения соответствующей процедуры банкротства финансовых санкций, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве, и отказал налоговому органу в удовлетворении требований.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии со статьями 107, 108, 114 НК РФ за совершение налоговых правонарушений организации несут ответственность в виде денежных взысканий (штрафов).
Согласно пункту 1 статьи 114 НК РФ налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу требований пункта 7 статьи 114 Кодекса в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - организацию превышает пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, необходимо подтвердить в судебном порядке факт совершения налогового правонарушения, вину налогоплательщика, а также отсутствие обстоятельств, освобождающих его от ответственности (статьи 106, 108, 109, 111 НК РФ).
При этом перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлен статьей 109 НК РФ и не исключает привлечение лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в случае признания его банкротом.
Кроме того, рассмотрение требований о взыскании налоговых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника. Аналогичное разъяснение дано в пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
Учитывая, что размеры штрафов и обоснованность их взыскания не были предметом судебного разбирательства, оспариваемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду необходимо рассмотреть спор по существу в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах, а также распределить расходы по государственной пошлине, в том числе и за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 12.05.2006 по делу N А04-875/06-14/75 Арбитражного суда Амурской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 октября 2006 г. N Ф03-А04/06-2/3225
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании