Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3969
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 февраля 2009 г. N Ф03-42/2009
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 17.05.2006, постановление от 07.08.2006 по делу N А51-2918/2006 7-57 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Кавалеровского отделения филиала "Дальэнергосбыт" к Администрации Дальнегорского городского округа, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 281,62 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2006 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Кавалеровского отделения филиала "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Дальнегорского городского округа, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 281,62 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с января по август 2003 года отдельной категории граждан в соответствии с Законом РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Решением от 17.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением, норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что статья 72 Конституции РФ социальную защиту граждан относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поскольку в силу статьи 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг донорам должно осуществляться на основе федеральных, республиканских и местных программ, поэтому возложение обязанности по возмещению этих расходов за счет федерального бюджета, по его мнению, неправомерно.
Министерство финансов РФ ссылается на статью 9 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой говорится о необходимости решения вопроса об обеспечении бюджета того или иного уровня финансовыми ресурсами, а не об обязательной передаче денежных средств из бюджета Российской Федерации бюджетам субъектов.
Кроме того, заявитель приводит доводы о неправомерном включении истцом в сумму убытков налога на добавленную стоимость.
По мнению Министерства финансов РФ, истец не доказал документально наличие перед ним задолженности в заявленном размере за предоставленные рассматриваемой категории граждан льготы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых решения и постановления апелляционной инстанции, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, истец в 2003 году на основании Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" за счет собственных средств предоставил льготы по оплате электроэнергии гражданам, имеющим право на 50-процентную скидку.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 281,62 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" в редакции, действующей в спорный период, граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
При рассмотрении спора арбитражный суд обоснованно, руководствуясь названным Законом и с учетом положений Закона РФ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", исходил из того, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот рассматриваемой категории граждан, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" не утверждены расходные статьи, предусматривающие целевое выделение денежных средств в бюджет субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов". Законом Приморского края N 31-КЗ от 21.01.2003 в составе расходов краевого бюджета на 2003 год были предусмотрены средства за счет доходов краевого бюджета на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" в части компенсации расходов на обеспечение льготной категории граждан лекарственными средствами и их расходов на зубопротезирование. Средств на компенсацию расходов по оплате за коммунальные услуги лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", в бюджете Администрации Приморского края не предусмотрено.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам установленных федеральным законом льгот, исковые требования правомерно удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Взыскание расходов истца по рассматриваемому Закону, за счет средств федерального бюджета соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче федеральным бюджетом средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Арбитражный суд Приморского края, удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, правомерно сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, исходя из конституционно-правового смысла которого, впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положений Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 281,62 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в сумму иска налога на добавленную стоимость не могут быть приняты во внимание. Суд при рассмотрении дела не установил, что НДС включен в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм. Доказательства подтверждения названных доводов истца в материалах дела отсутствуют.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2006 по делу N А51-2918/2006 7-57 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3969
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании