Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 апреля 2009 г. N Ф03-844/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Сахалинской области - представитель Полупан Н.Б., представитель по доверенности от 10.01.2008 N 1; Лодзенко Н.В., представитель по доверенности от 03.09.2008 N 18/19; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Областного открытого акционерного общества "Сахалиноблгаз" на решение от 25.09.2008, на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу N А59-2791/2008 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Областного открытого акционерного общества "Сахалиноблгаз" к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2009 г.
Областное открытое акционерное общество "Сахалиноблгаз" (далее по тексту - ООАО "Сахалиноблгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Сахалинской области (далее - Управление Ростехнадзора, административный орган) от 15.07.2008 N 000645 по делу о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.09.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008, в удовлетворении требований обществу отказано. Суд обеих инстанций пришел к выводу о наличии в действиях ООАО "Сахалиноблгаз" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения обществом требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В кассационной жалобе ООАО "Сахалиноблгаз" предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новое решение о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Сахалинской области от 15.07.2008 N 000645.
Заявитель жалобы считает, что административный орган, квалифицировав действия общества по части 1 статьи 9.1. КоАП РФ, не указал: время совершения правонарушения; в чем именно выразилась противоправность деяний; не привел доказательств, подтверждающих наличие нарушений на конкретных опасных производственных объектах в поселках Вал и Катангли.
По мнению заявителя жалобы, вывод суда о нарушении обществом требований промышленной безопасности, выразившихся в допуске к работе на опасном производственном объекте лиц, не прошедших соответствующее обучение, является ошибочным, поскольку слесарь Смирнов Н.Н. с марта по август 2008 года находился в отпуске и в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт непрохождения слесарем Смирновым Н.Н соответствующего обучения.
Кроме того, вывод суда о том, что представленный в материалы дела план локализации и ликвидации аварий не согласован с уполномоченными органами, по мнению заявителя жалобы, является ошибочным, поскольку данный план в соответствии с ГОСТом от 27.06.2003 N 153-39.3-051-2003, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.06.2003 N 259, не требует такого согласования. Кроме того, разработка плана взаимодействия служб различных ведомств на участке N 6 в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ отнесена к ведению администрации муниципального образования городской округ "Ногликский", поэтому у общества данный план отсутствовал.
В заседании суда кассационной инстанции представитель общества не участвовал.
В отзыве на жалобу и в судебном заседании представители Управления Ростехнадзора доводы общества отклонили и просили состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как при разрешении спора суд применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей Управления Ростехнадзора, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 17 по 23 июня 2008 года государственным инспектором Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Сахалинской области была проведена оперативная проверка состояния промышленной безопасности на объекте "Сеть газоснабжения п. Ноглики", в ходе которой установлены следующие нарушения:
- не зарегистрированы в государственном реестре опасные производственные объекты п. Вал и п. Катангли;
- отсутствует план взаимодействия служб различных ведомств на участке N 6;
- не проведено первичное обучение слесаря аварийно-восстановительных работ Смирнова Н.Н. безопасным методам и приемам труда, в том числе выполнению газоопасных работ в аккредитованной организации;
- просрочена периодическая метрологическая поверка газоанализаторов.
Постановлением от 15.07.2008 N 000645 государственного инспектора Управления Ростехнадзора ООАО "Сахалиноблгаз" привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9.1. КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 20000 руб.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
К категории опасных производственных объектов в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Приложения N 1 относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ).
Судом установлено, что ООАО "Сахалиноблгаз" осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов в Ногликском районе, в том числе в поселке городского типа Ноглики, а также в поселках Катангли и Вал, которые обществом зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, о чем было выдано свидетельство о регистрации N А77-00311.
В ходе проведения проверки состояния промышленной безопасности на объекте "Сеть газоснабжения поселка Ноглики" административным органом установлено, что в нарушение части 2 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ и пункта 5.7.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 (далее - Правила безопасности) обществом не зарегистрированы в государственном реестре опасные производственные объекты в поселках Вал и Катангли, не проведена периодическая метрологическая поверка газоанализаторов.
Поскольку в протоколе об административном правонарушении от 03.07.2008 N 000645 и постановлении о назначении административного наказания от 15.07.2008 N 000645 не указано, какие именно опасные производственные объекты, расположенные в поселках Катангли и Вал, принадлежат обществу и эксплуатируются им без регистрации, а также не указано количество и место расположение газоанализаторов, по которым поверка была просрочена, то суд пришел к выводу, что административным органом нарушено требование пункта 2 статьи 28.2 КоАП РФ - не установлено событие вышеперечисленных правонарушений.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, в том числе допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.
Согласно пунктам 1.2.5 и 1.2.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 (далее по тексту - Правила безопасности) к выполнению газоопасных работ допускаются руководители, специалисты и рабочие, обученные технологии проведения газоопасных работ, правилам пользования средствами индивидуальной защиты (противогазами и спасательными поясами), способам оказания первой (доврачебной) помощи, аттестованные и прошедшие проверку знаний в области промышленной безопасности в объеме настоящих Правил.
Пунктом 1.2.6 Правил безопасности предусмотрено, что рабочие, в том числе допускаемые к выполнению газоопасных работ, должны проходить первичное обучение безопасным методам и приемам труда в аккредитованных организациях (подразделениях организаций), занимающихся подготовкой кадров в указанной области.
Судом установлено, что 21.12.2007 обществом оформлен наряд-допуск N 28 на производство газоопасных работ на слесаря Смирнова Н.Н., который в феврале, марте 2008 года осуществлял дежурство на газоучастке N 6, что подтверждается представленными в материалы дела графиками дежурства на февраль, март 2008 года по газоучастку N 6. Однако, документов, свидетельствующих о прохождении данным работником первичного обучения методам и приемам труда, обществом не представлено, в связи с чем суд сделал правильный вывод о нарушении ООАО "Сахалиноблгаз" требований промышленной безопасности о допуске к работе на опасном производственном объекте лиц, не прошедших соответствующее обучение.
В соответствии со статьей 10 Закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В силу пункта 11.5 Правил безопасности деятельность аварийных бригад по локализации и ликвидации аварий определяется планом взаимодействия служб различных ведомств, который должен быть разработан с учетом местных условий. Планы взаимодействия служб различных ведомств должны быть согласованы, с территориальными органами Госгортехнадзора России и утверждены в установленном порядке. Ответственность за составление планов, утверждение, своевременность внесения в них дополнений и изменений, пересмотр (не реже 1 раза в 3 года) несет технический руководитель организации-собственника опасного производственного объекта.
Судом установлено, что на момент проведения проверки у общества отсутствовал план взаимодействия служб различных ведомств на проверяемом участке, согласованный с уполномоченными органами. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у общества согласованного плана взаимодействия служб различных ведомств на проверяемом участке.
Довод заявителя жалобы о том, что административным органом проводилась проверка на предмет наличия плана локализации и ликвидации последствий аварий в ООАО "Сахалиноблгаз", в то время как в административном протоколе и постановлении о назначении административного наказания указано, что у общества отсутствует план взаимодействия служб различных ведомств, является несостоятельным, поскольку в соответствии с Правилами безопасности деятельность аварийных бригад по локализации и ликвидации аварий определяется планом взаимодействия служб различных ведомств, который должен быть разработан с учетом местных условий.
Не относится к спорным правоотношениям довод заявителя жалобы о том, что в соответствии с ГОСТом N 153-39.3-051-2003 от 27.06.2003, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.06.2003 N 259, план локализации и ликвидации аварий в газовой распределительной системе ООАО "Сахалиноблгаз" не требует согласования, поскольку в данном случае установлен факт отсутствия плана взаимодействия служб различных ведомств, который в соответствии с пунктом 11.5 Правил безопасности должен быть согласован с территориальными органами Госгортехнадзора России и утвержден в установленном порядке.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно отказал обществу в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Ростехнадзора о привлечении к административной ответственности, так как кроме нарушения правил регистрации опасных производственных объектов в поселках Вал и Катангли и непроведения периодической метрологической поверки газоанализаторов, по которым событие административного правонарушения суд счел неустановленным, общество допустило другие нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу N А59-2791/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не относится к спорным правоотношениям довод заявителя жалобы о том, что в соответствии с ГОСТом N 153-39.3-051-2003 от 27.06.2003, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.06.2003 N 259, план локализации и ликвидации аварий в газовой распределительной системе ООАО "Сахалиноблгаз" не требует согласования, поскольку в данном случае установлен факт отсутствия плана взаимодействия служб различных ведомств, который в соответствии с пунктом 11.5 Правил безопасности должен быть согласован с территориальными органами Госгортехнадзора России и утвержден в установленном порядке.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно отказал обществу в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Ростехнадзора о привлечении к административной ответственности, так как кроме нарушения правил регистрации опасных производственных объектов в поселках Вал и Катангли и непроведения периодической метрологической поверки газоанализаторов, по которым событие административного правонарушения суд счел неустановленным, общество допустило другие нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 апреля 2009 г. N Ф03-844/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании