Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Смирновой О.В, Черлановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 24 марта 2022 г. по делу N 2-1299/2021 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Федеральной службе судебных приставов о возложении обязанности присвоить очередное специальное звание, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) и Федеральной службы судебных приставов (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее также- УФССП по Республике Коми) о возложении обязанности присвоить специальное очередное звание-старший прапорщик внутренней службы с 27 марта 2021 г, взыскании денежного довольствия, недополученного вследствие неправомерных действий ответчика на дату исполнения судебного решения, исходя из оклада по специальному званию старший прапорщик внутренней службы за период с 27 марта 2021 г. (на дату подачи 6970, 97 руб.), компенсации морального вреда в размере 100 000 руб, судебных расходов, связанные с оплатой юридических услуг, в сумме 30 000 руб.
Определением суда от 7 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба судебных приставов.
Решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 29 декабря 2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 24 марта 2022 г. решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 29 декабря 2021 г. отменено, дело направлено в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми для рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе УФССП по Республике Коми ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился ФИО1
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ФИО1
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя УФССП по Республике Коми и ФССП России, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в поданных на жалобу возражениях, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не усматривает.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, руководствовался положениями Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.ст. 11, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходил из пропуска истцом срока обращения в суд с настоящим иском, о применении которого было заявлено стороной ответчика.
При этом суд признал установленным, что о решении руководителя Федеральной службы судебных приставов о присвоении ФИО1 специального звания - прапорщик внутренней службы истцу стало известно 15.04.2021, когда ему были вручены служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером, и о чем он расписался в Журнале учета сотрудников, получивших жетоны с личными номерами Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, тогда как с настоящим исковым заявлением истец обратился в суд 09.09.2021, то есть с пропуском установленного трехмесячного срока для разрешения служебного спора.
Кроме того, суд указал, что истец не оспаривает принятое по его рапорту от 13.08.2021 решение руководителя УФССП по Республике Коми, так как указанное решение получено истцом после его обращения в суд, то есть обращение ФИО1 в суд не было обусловлено несогласием истца с принятым УФССП по Республике Коми решением.
Суд апелляционной инстанции, признав установленным, что истец 13.08.2021 обратился за разрешением служебного спора к руководителю УФССП по Республике Коми, из ответа руководителя УФССП по Республике Коми от 9.09.2021следует, что основания для присвоения истцу специального звания старший прапорщик внутренней службы отсутствуют, 09.09.2021 истец направил исковое заявление в суд, руководствуясь положениями ч.ч. 4, 5, 7 ст. 70 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, признал вывод суда первой инстанции об отказе истцу в иске по основанию пропуска установленного трехмесячного срока для разрешения служебного спора, основанным на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении и толковании норм материального права к спорным правоотношениям.
Согласно части 1 статьи 70 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебный спор в органах принудительного исполнения (далее - служебный спор) - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности органов принудительного исполнения и контракта, между руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в органы принудительного исполнения либо ранее состоявшим на службе в органах принудительного исполнения, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
Сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд (часть 3 статьи 70).
Частью 4 статьи 70 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ установлено, что сотрудник или гражданин, поступающий на службу в органы принудительного исполнения либо ранее состоявший на службе в органах принудительного исполнения, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа принудительного исполнения или к уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах принудительного исполнения, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа принудительного исполнения или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу (часть 5 статьи 70).
Решение руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения копии соответствующего решения обратившемуся для разрешения служебного спора сотруднику или гражданину, поступающему на службу в органы принудительного исполнения либо ранее состоявшему на службе в органах принудительного исполнения (часть 8 статьи 70).
Аналогичные положения, регламентирующие сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Факт получения истцом ответа на обращение к руководителю после подачи иска в суд не признан судом апелляционной инстанции доказательством невозможности рассмотрения по существу возникшего служебного спора в порядке части 8 статьи 70 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах реализации истцом права разрешения служебного спора с учетом первоначального обращения с рапортом к вышестоящему руководителю, а в последующем - в суд, и установленной законодателем возможностью продления срока на обращение за разрешением служебного спора по уважительным причинам, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены апелляционного определения, поскольку выводы суда апелляционной инстанции не противоречат положениям Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ, вопреки доводам заявителя жалобы, иное приведет к нарушению права истца на судебную защиту, гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, предусмотренных статьёй 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 24 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.