Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Тураевой Т.Е, Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Часовского А.П. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 марта 2022 года по гражданскому делу N 2-4677/2021 по иску Часовского А.П. к ГКУ СО "ГУСЗН Самарского округа", Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, об обязании ГКУ СО "ГУСЗН Самарского округа" назначить ему ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и денежную компенсацию на оздоровление в проиндексированном размере с последующей ежегодной индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, взыскании с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Российской Федерации задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 июля 2007 года по 30 ноября 2021 года, задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с 2007 г. по 2020 годы.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, объяснения представителя истца Часовского А.П. - адвоката Карташова П.А,, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ГКУ Самарской области "Главное управление социальной защиты населения Самарского округа" Новиковой Е.С, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец Часовской А.П. обратился в суд с иском к ГКУ Самарской области "Главное управление социальной защиты населения Самарского округа" (далее ГКУ СО "ГУСЗН Самарского округа"), Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной денежной компенсации на оздоровление.
В обосновании своих требований указал, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 года, что подтверждается удостоверением от 14 ноября 2007 года. Указанные обстоятельства, по требованиям пункта 3 части первой статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относят Часовского А.П. к гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяются меры социальной поддержки. Наиболее существенными из указанных мер социальной поддержки, направленных на цели возмещения Часовскому А.П. вреда здоровью, причинённого радиационным воздействием являются: выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной пунктом 3 части первой статьи 15 Закона N 1244-1, размер которой установлен с 1 июля 2000 года в сумме 200 рублей 00 копеек; выплата ежегодной денежной компенсации на оздоровление, предусмотренной частью первой статьи 39 Закона N1244-1, размер которой установлен с 1 июля 2000 года в сумме 300 рублей. Указанные денежные компенсации, по требованиям части 3 статьи 5 Закона N 1244-1, подлежали ежегодной индексации на соответствующие коэффициенты индексации. Порядок исчисления указанных коэффициентов индексации периодически менялся различными редакциями части 3 статьи 5 Закона N1244-1 и составлял следующие показатели: за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2001 года коэффициенты индексации исчислялись из показателя роста минимального размера оплаты труда и составляли с 1 июля 2000 года показатель 1, 581 (132:83, 49), с 1 января 2001 года показатель 1, 515 (200:132).
Истцу ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная денежная компенсация на оздоровление назначены с 01 января 2007 года в неполном размере, поскольку за период с 01 июля 2000 года по март 2004 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная денежная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей вообще не индексировались.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом окончательного уточнения требований истец просил обязать ГКУ СО "ГУСЗН Самарского округа" назначить ему ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 01 декабря 2021 года в размере 2 837, 32 рублей и ежегодную денежную компенсацию на оздоровление за 2021 год в размере 4 302, 14 рубля с последующей ежегодной компенсацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны РФ задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2007 года по 30 ноября 2021 год в размере 279 806, 45 рублей, задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с 2007 года по 2020 год в размере 32 580, 91 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 8 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований Часовского А.П. отказано.
В кассационной жалобе заявитель Часовский А.П, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение. Указывает, что имеются основания для индексации компенсационных выплат с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01 июля 2000 года, равного 1, 581, а с 01 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1, 515. Поскольку за период с 01 июля 2000 года по июль 2004 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная денежная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей не индексировалась, то это повлекло назначение выплаты ему ежемесячной денежной компенсации на приобретение товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление с 01 января 2007 года в неполном размере. Указывает на то, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 01 декабря 2021 года подлежит назначению в сумме 2 837, 32 рублей, ежегодная денежная компенсация на оздоровление за 2021 год в размере 4 302, 14 рублей, с последующей ежегодной индексацией.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N1244-1), гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части 1 статьи 14 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона N1244-1.
В соответствии со статьей 40 Закона N1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона N1244-1, с 1 января 2005 года ежегодно выплачивается компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.
В силу статьи 39 Закона N1244-1 гражданам, указанным в подпункте 1, 2 части 1 статьи 13 Закона N1244-1, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии со ст. 5 Закона N1244-1 предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Новый порядок исчисления размеров ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года N122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (далее - Закон N 122), согласно которому было предусмотрено исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом в силу ст. 3 Закона N122-ФЗ и статьи 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ, в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 рублей 49 копеек), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно Законом N122-ФЗ в положения статей 14 и 40 Закона N1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью 300 рублей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N11-П были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом N1244-1.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм, постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N847, от 7 мая 2005 года N292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N171, от 21 декабря 2007 года N914, от 16 декабря 2009 года N1024, от 21 декабря 2010 года N1079, от 8 декабря 2011 года N1019, от 4 декабря 2012 года N1255, от 19 декабря 2013 года N1189, от 18 декабря 2014 года N1411 утверждены Правила индексации с 2004 года по 2015 год размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Указанными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом N1244-1 установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. После 1 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.
В связи с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ в часть 3 статьи 5 Закона N1244-1, внесены изменения, согласно которым размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации с учетом указанного Закона N1244-1 своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год.
Соответствующими постановлениями Правительства РФ утверждены правила индексации, установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий прошедший период. После 01 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.
На основании Постановления Правительства РФ от 28.01.2021 N73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году", ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила 678 руб. 58 коп, ежегодная компенсация на оздоровление 1017 руб. 93 коп.
Таким образом, после внесения изменений в 2004 году вопрос индексации спорных выплат и компенсаций был уже решен на законодательном уровне. Аналогичная правовая позиция приведена в "Обобщении судебной практики по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы", утвержденной Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ (Бюллетень Верховного Суда РФ", N 9, сентябрь, 2008)
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Часовской А.П. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что подтверждается удостоверением серии Р N 204427, выданным 14 ноября 2007 года Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.
С 1 декабря 2007 года на основании заявления истца от 22 ноября 2007 года истцу назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление в соответствии с действующим на момент назначения законодательством в размере 287, 47 руб. и 431, 21 руб. соответственно.
Судом также установлено, что назначенные истцу денежные выплаты индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N847, от 7 мая 2005 года N292, от 25 апреля 2006 года N246, от 21 марта 2007 года N171, от 21 декабря 2007 года N914, от 16 декабря 2009 года N1024, от 21 декабря 2010 года N1079, от 8 декабря 2011 года N1019, от 4 декабря 2012 года N1255, от 19 декабря 2013 года N1189, от 18 декабря 2014 года N1411, от 28 января 2016 г. N42, от 26 января 2017 года N88, от 26 января 2018 года N74, от 24 января 2019 года N32, от 29 января 2020 года N61, от 28 января 2021 года N73, которыми утверждены Правила индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным Законом, а также установлены коэффициенты индексации за соответствующие периоды.
Ко дню разрешения спора, размер назначенных истцу выплат составляет: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 2021г. - 678, 58 рублей; ежегодная компенсация на оздоровление с 2021г. - 1 017, 93 рублей, которые выплачиваются в полном объеме.
Суд первой инстанции установил, что на момент назначения Часовскому А.П. выплат, а также на момент обращения истца в суд с настоящим иском, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат разрешен, путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, поэтому оснований для индексации указанных сумм за период до назначения их истцу, а именно с 01 июля 2000 года по июль 2004 года исходя из роста величин минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума в Российской Федерации, не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии установленных законом оснований для увеличения истцу денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление и об отсутствии задолженности по данным выплатам.
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных доказательств.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы, о том, что ответчики необоснованно производят индексацию выплачиваемых компенсаций на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление в ином порядке, чем предусмотрено указанным постановлением Конституционного Суда РФ, а также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 N35 указав, что данные доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, поскольку приведенные правовые позиции и разъяснения касаются индексации уже назначенных и выплачиваемых сумм компенсаций, в то время как истец настаивает на индексации выплат, которые ему не назначались.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии со статьи 67 ГПК РФ, пришли к обоснованному выводу, что выплачиваемые истцу компенсации соответствуют установленному законодательством порядку, с учетом установленного механизма индексации данных денежных сумм и выплаты истцу производятся в полном размере.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Часовского А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Т.Е. Тураева
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.