Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/4541
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю - Пустоварова Г.А. - специалист 1 разряда, дов. N 10/116 от 15.01.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 12.04.2007, постановление от 29.06.2007 по делу N А51-14883/2005 25-395 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Открытого акционерного общества "Д" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о признании незаконными действий налогового органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2007 года.
Открытое акционерное общество "Д" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченную сумму пеней.
Решением суда от 03.04.2006 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.07.2006 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения решением суда от 12.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2007, заявленные требования удовлетворены частично.
В кассационной жалобе, поданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, налоговый орган просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить.
Заявленные требования мотивированы тем, что расчет пени, составленный налогоплательщиком и принятый судом, не соответствует установленному законом порядку начисления пеней на суммы несвоевременно уплаченных авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Представитель налогового органа доводы кассационной жалобы в судебном заседании поддержал в полном объеме.
Налогоплательщик в судебное заседание не явился, в отзыве на кассационную жалобу против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя налогового органа, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установил.
Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, разногласия между налоговым органом и налогоплательщиком возникли по поводу пеней, начисленных налоговым органом за несвоевременное перечисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 30.04.2005
Согласно расчету, составленному Обществом, начислению подлежало 3846486,94 рублей против 5991222,44 рублей уплаченных по требованиям налогового органа и 6605075,08 по расчету налогового органа, представленному в судебное заседание.
Судебные инстанции, проверив расчеты, составленные сторонами и представленные в судебное заседание, ссылаясь на положения пункта 3 статьи 243 НК РФ, пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и правовую позицию ВАС РФ, изложенную в решении от 11.10.2006 N 8540/06 пришли к выводу о том, что пени в сумме 2560678,45 рублей начислены налоговым органом неправомерно.
В соответствии со статьей 240 Кодекса налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Статьей 243 Кодекса установлено, что окончательная сумма авансовых платежей исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса. Кроме того, данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.
Между тем суд установил, что пени в сумме 2560678,45 рублей, за возвратом которых налогоплательщик обратился в налоговый орган, представляют собой начисления по сроку уплаты ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по сроку за каждое 15-е число следующего месяца, в связи с чем правомерно признал действия налогового органа незаконными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда, постановления апелляционной инстанции и удовлетворения жалобы инспекции.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.04.2007, постановление от 29.06.07 по делу N А51-14883/2005 25-395 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/4541
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании