Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Андугановой О.С, Раужина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-447/2021 (УИД 55RS0025-01-2021-000808-02) по иску Грек Л.В. к казенному учреждению Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Одесского района" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к работе, взыскании неполученного заработка
по кассационной жалобе Грек Л.В. на решение Одесского районного суда Омской области от 29 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Грек Л.В. обратилась в суд с иском к казенному учреждению Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Одесского района" (далее - КУ "СРЦН Одесского района") о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к работе, взыскании неполученного заработка.
Исковые требования мотивированы тем, что истец работает медицинской сестрой медицинской службы в КУ "СРЦН Одесского района" на 0, 5 ставки по основной должности и на 0, 5 ставки по совместительству. 30 августа 2021 г. приказом руководителя КУ "СРЦН Одесского района" от 26 августа 2021 г. N-л ее отстранили от работы по основной должности и по совместительству из-за отказа от вакцинации против коронавирусной инфекции.
Истец полагает действия работодателя по отстранению от работы без сохранения заработной платы незаконными и указывает на отсутствие в приказе от 26 августа 2021 г. N-л об отстранении от работы ссылок на то, что должность истца входит в Перечень работ, которые связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N.
Грек Л.В. считает, что работа в должности медицинской сестры не подпадает ни под один из пунктов указанного Перечня. Согласно специальной оценке рабочего места истца по условиям труда установлен "допустимый" класс вредности, работа не имеет вредных факторов, в том числе биологического - биологических агентов, вызывающих болезни человека по группе патогенности. Должность истца не предусматривает работу с больными инфекционными заболеваниями, с кровью и биологическими жидкостями человека. Кроме того, пунктом 4.5 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" к группам риска заболевания COVID-19 не отнесены работники организаций социального обслуживания населения. Никаких направлений на вакцинацию против коронавирусной инфекции (медицинский осмотр в этих целях) от работодателя истец не получала, отказа от вакцинации против коронавирусной инфекции у истца врач (фельдшер) медицинской организации не брал.
Истец имеет свою позицию по поводу вакцинации против коронавирусной инфекции, которую выразила в заявлении работодателю 30 августа 2021 г. Приказ об отстранении от работы был издан 26 августа 2021 г. В эту дату истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы по приказу работодателя.
В период с 15 августа 2021 г. по 27 августа 2021 г. Грек Л.В. находилась за пределами Омской области. Уведомление КУ "СРЦН Одесского района" о необходимости вакцинации N от 28 июля 2021 г. направлено истцу только по занимаемой основной должности 0, 5 ставки медицинской сестры, без указания должности, занимаемой по совместительству.
Грек Л.В. просила признать незаконным и отменить приказ КУ "СРЦН Одесского района" N-л от 26 августа 2021 г. об отстранении ее от работы, возложить на КУ "СРЦН Одесского района" обязанность допустить ее к работе в должности медицинской сестры 0, 5 ставки медицинской службы, медицинской сестры по внутреннему совместительству на 0, 5 ставки медицинской службы; взыскать с КУ "СРЦН Одесского района" в пользу Грек Л.В. неполученный заработок с 30 августа 2021 г. до дня допуска к работе исходя из недельной нормы рабочего времени в соответствии с трудовыми договорами и величины среднего часового заработка истца за 2020-2021 годы в размере по должности медицинской сестры 0, 5 ставки медицинской службы по основной работе 264 рубля 40 копеек/час, медицинской сестры по внутреннему совместительству на 0, 5 ставки - 168 рублей 34 копейки/час.
Решением Одесского районного суда Омской области от 29 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 марта 2022 г, в удовлетворении исковых требований Грек Л.В. к Казенному учреждению Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних одесского района" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к работе, взыскании неполученного заработка, отказано.
Грек Л.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой в которой ставит вопрос об отмене решения Одесского районного суда Омской области от 29 декабря 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 марта 2022 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом руководителя КУ "СРЦН Одесского района" от 4 февраля 2020 г. N-л Грек Л.В. принята на работу в медицинскую службу медицинской сестрой на 0, 5 ставки.
Приказом руководителя КУ "СРЦН Одесского района" от 30 апреля 2021 г. N-л Грек Л.В. с 1 мая 2021 г. принята на работу в медицинскую службу медицинской сестрой по внутреннему совместительству на 0, 5 ставки.
Согласно трудовому договору N, заключенному 4 февраля 2020 г. между КУ "СРЦН Одесского района" и Грек Л.В, работник принимается на работу в КУ "СРЦН Одесского района" на должность медицинской сестры на 0, 5 ставки. Работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя - медицинская служба. Трудовой договор заключается на неопределенный срок (бессрочный). Дата начала работы 4 февраля 2020 г.
В соответствии с трудовым договором N, заключенным 30 апреля 2021 г. между КУ "СРЦН Одесского района" и Грек Л.В, работник принимается на работу в КУ "СРЦН Одесского района" на должность медицинской сестры. Работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя - медицинская служба. Трудовой договор является договором по внутреннему совместительству на 0, 5 ставки. Трудовой договор является срочным.
Согласно пункту 2.2 указанного трудового договора, в соответствии со статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается с лицами, поступающими на работу по совместительству (на период действия постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"). Дата начала работы 1 мая 2021 г.
Как следует из положений Устава КУ "СРЦН Одесского района", утвержденного распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области от 10 сентября 2013 г. N-р, согласованного распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 2 сентября 2013 г. N-р, учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий Министерства труда и социального развития Омской области в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы (пункт 1.3).
Целями деятельности учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации. Предметом деятельности учреждения является социальное обслуживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и предоставление социальных услуг их семьям.
В соответствии с должностной инструкцией медицинской сестры медицинской службы КУ "СРЦН Одесского района", медицинская сестра при приеме-передаче смены проводит обход групповых помещений, спален воспитанников и учреждения в целом с целью контроля за санитарным состоянием всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом; осуществляет регулярный контроль: за наличием предметов ухода, инструментария, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения на медицинском посту; оформляет заявки и направления на лечебно-диагностические исследования, результаты исследований в медицинскую карту пациента, проводит подготовку несовершеннолетних на различные виды исследований, процедур; при поступлении в учреждение несовершеннолетних проводит их первичный медицинский осмотр, антропометрию и контролирует качество проведения санитарной обработки в приемно-диагностическом отделении; несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников; владеет в совершенстве методиками проведения профилактических, лечебных, диагностических, санитарно-гигиенических процедур и манипуляций. Своевременно и качественно выполняет профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом, строго соблюдая алгоритмы выполнения всех видов манипуляций и процедур; оказывает санитарно-гигиенические услуги детям дошкольного возраста без навыков самообслуживания, контролирует своевременную смену постельного белья в группах и качество проведения гигиенических процедур несовершеннолетними; содействует соблюдению воспитанниками правил внутреннего распорядка и режима дня, осуществляет контроль за физическим воспитанием детей, за закаливанием детского организма, проведением прогулок, физкультурных занятий.
Сопровождает несовершеннолетних в медицинские организации для проведения медицинских осмотров, назначенных медицинских процедур; оказывает неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача к воспитаннику или направлением его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение; обеспечивает наличие и укомплектованность укладок для оказания неотложной доврачебной помощи; в отсутствие медицинской сестры диетической осматривает персонал пищеблока на гнойничковые заболевания, заполняет журнал "Здоровье"; проводит бракераж готовой продукции, следит за наличием суточной пробы, температурным режимом в холодильных установках, контролирует питьевой режим, качество продуктов в передачах несовершеннолетним; обеспечивает правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, спирта, перевязочных средств, а также соблюдение правил приема лекарственных препаратов и несовершеннолетними; своевременно выписывает и получает необходимые для работы лекарственные препараты, перевязочные средства, изделия медицинского назначения и предметы ухода, бланки; обеспечивает инфекционную безопасность: соблюдает правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики; правильно хранит, обрабатывает и использует изделия медицинского назначения, медицинский инструментарий; осуществляет кварцевание и проветривание закрепленных помещений. В отсутствие дезинфектора: проводит первичную санитарную обработку поступивших несовершеннолетних; плановый осмотр на педикулез несовершеннолетних; разводит дезинфицирующие средства, согласно инструкциям по применению; кварцевание помещений; регулярно и своевременно проходит медицинский осмотр. С данной должностной инструкцией истец ознакомлена.
Лицензией от 11 апреля 2021 г. NФС N "СРЦН Одесского района" предоставлено право на осуществление медицинской деятельности за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организации, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково". Настоящая лицензия предоставлена бессрочно.
Пунктом 2 распоряжения Министерства труда и социального развития Омской области от 6 июля 2021 г. N307-р "О проведении вакцинации" руководителям государственных учреждений Омской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство, предписано организовать в срок до 31 июля 2021 г. проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 26 августа 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, работникам учреждений, подлежащим обязательной вакцинации, не менее 60% от общей численности работников учреждений.
6 июля 2021 г. руководителем КУ "СРЦН Одесского района" был издан приказ N "О проведении вакцинации", согласно которому предписано организовать в срок до 31 июля 2021 г. проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 26 августа 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности сотрудников учреждения через бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Одесская центральная районная больница", куда предписано не позднее 7 июля 2021 г. предоставить список работающих сотрудников учреждения.
Также названным приказом заместителям руководителя, заведующим отделения (структурных подразделений) указано на усиление информационно-разъяснительной работы по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди сотрудников учреждения, не прошедших вакцинацию и необходимость до 12 июля 2021 г. ознакомить сотрудников, не прошедших вакцинацию, под роспись с постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
Во исполнение приказа от 6 июля 2021 г. N "О проведении вакцинации" письмом руководителя КУ "СРЦН Одесского района" (исх. N от 7 июля 2021 г.) главному врачу БУЗОО "Одесская ЦРБ" было направлено обращение по оказанию содействия в вакцинации сотрудников учреждения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Согласно листу ознакомления Грек Л.В. ознакомлена с текстом постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
Ранее в повестку дня общего собрания работников КУ "СРЦН Одесского района", проводимого 20 апреля 2021 г, был включен вопрос о вакцинации сотрудников от COVID-19. На собрании присутствующим работникам учреждения, среди которых была истец Грек Л.В, разъяснено, что желающие привиться от новой коронавирусной инфекции (C0VID-19) могут обращаться в БУЗОО "Одесская ЦРБ" (протокол N от 20 апреля 2021 г.)
Кроме того, на общем собрании коллектива работников КУ "СРЦН Одесского района", состоявшимся 29 июня 2021 г, проведена информационно - разъяснительная работа о необходимости вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сообщено о возможности вакцинации вакциной ЭпиВакКорона ГНН вирусологии и биотехнологии "Вектор" в БУЗОО "Городская больница N 2" с предоставлением транспорта учреждения (протокол от 29 июня 2021 г. N 4).
30 июля 2021 г. руководителем КУ "СРЦН Одесского района" был издан приказ N "О проведении профилактических прививок", в котором указано, что в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", подпунктом "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пунктом 18.3 СП 3.1/3.2.3 146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям" для работников КУ "СРЦН Одесского района" обязательна вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) как работников, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.
Указано на необходимость получения первого компонента прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в срок до 31 июля 2021 г, второго компонента - до 26 августа 2021 г. Копию сертификата о вакцинации или медицинское заключение участкового врача - терапевта (медицинский отвод) необходимо предоставить в медицинскую службу учреждения в срок до 26 августа 2021 г.
В пункте 4 приказа указано, что при отказе от вакцинации и отсутствии медицинского отвода работник будет отстранен от работы на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N157- ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации. Истец ознакомлена с данным приказом под роспись 30 июля 2021 г.
2 августа 2021 г. руководителем КУ "СРЦН Одесского района" истцу вручено письменное уведомление (исх. N от 28 июля 2021 г.) о необходимости вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в котором указано, что первый компонент прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) необходимо поставить в срок до 31 июля 2021 г, второй компонент - до 26 августа 2021 г. После вакцинации копию сертификата о вакцинации или справку формы N 63 предоставить в медицинскую службу учреждения. При наличии противопоказаний для вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) необходимо представить медицинское заключение участкового врача-терапевта (медицинский отвод). При отказе от вакцинации и отсутствии противопоказаний работник будет отстранен от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
30 августа 2021 г. истцом на имя руководителя КУ "СРЦН Одесского района" подано заявление об отказе от вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При этом истец в учреждения здравоохранения по поводу медицинского отвода не обращалась, что следует из ее пояснений, и подтверждается ответом БУЗОО "Одесская ЦРБ" от 24 ноября 2021 г. на запрос суда первой инстанции.
По сведениям Управления Роспотребнадзора по Омской области, согласно баз данных "Больные КВИ", баз данных "Предписания", баз данных "Эпиднадзор граждан" мер в отношении истца управлением не выносилось, больной коронавирусной инфекцией согласно баз она не числится.
26 августа 2021 г. руководителем КУ "СРЦН Одесского района" ФИО7 издан приказ N -л "Об отстранении от работы", согласно которому на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" предписано отстранить от работы без сохранения заработной платы в связи с отказом от вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 с 30 августа 2021 г. на период эпидемнеблагополучия Грек Л.В. - медицинскую сестру 0, 5 ставки медицинской службы, медицинскую сестру по внутреннему совместительству на 0, 5 ставки медицинской службы. С приказом истец ознакомлена 30 августа 2021 г.
Полагая, что у работодателя не имелось законных оснований для отстранения ее от работы, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 г..N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 17 сентября 1998 г..N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", Федерального закона от 30 марта 1999 г..N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г..N66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Распоряжением Губернатора Омской области от 17 марта 2020 г..N19-р "О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области", Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г..N1307н, с учетом изменения в Календарь профилактических прививок, внесенных Приказом Минздрава России от 3 февраля 2021 г..N47н, СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней.
Санитарно-эпидемиологические правила", Постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г..N65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", установив, что истец относится к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции, так как в ее должностные обязанности медицинской сестры медицинской службы КУ "СРЦН Одесского района" входят действия, предусматривающие непосредственный контакт с несовершеннолетними, истец осуществляет трудовую деятельность в сфере социальной защиты и социального обслуживания, то есть относится к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, отстранение истца от работы было осуществлено в соответствии с требованиями трудового законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, дополнительно указав, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в социальной сфере, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав. Это соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции и является разумным средством защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, исходя из следующего.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзацами 2, 4 статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абзц. 2, 3).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пункт 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50); - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункта 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, дополнен пунктом 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Работодатель, в соответствии с абзацем восьмым части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных указанным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций социального обслуживания.
Распоряжением Губернатора Омской области от 17 марта 2020 г. N 19-р "О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области" в целях предотвращения распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории Омской области введен режим повышенной готовности.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее постановление главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65) утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся и работники социальной защиты и социального обслуживания (пункт 1.1).
Пункт 1 указанного постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19 (пункт 3).
Постановление главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 принято в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Омской области, на основании пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ, пункта 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что Грек Л.В. осуществляет трудовую деятельность в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, для его сотрудников вакцинация является обязательной, Грек Л.В. от прохождения обязательной вакцинации отказалась, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у работодателя оснований для отстранения ее от работы. Не установив факта нарушения трудовых прав истца суды обоснованно отказали в удовлетворении производных исковых требований.
Доводы истца о том, что работа в должности медицинской сестры КУ "СРЦН Одесского района" не входит в перечень работ, выполнение которых связано с риском заболевания инфекционными болезнями, и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, в связи с чем она не подлежала отстранению от работы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который правильно указал, что риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также в период режима повышенной готовности. Как указано выше, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52- ФЗ.
В данном случае решение о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям принято Главным государственным санитарным врачом Омской области при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ и Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N157-ФЗ, и распространяет свое действие на истца в соответствии со сферой деятельности работодателя и с учетом ее трудовой функции.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент отстранения Грек Л.В. от работы на территории Омской области эпидемиологическая ситуация по распространению новой коронавирусной инфекции расценивается как неблагополучная и действовало постановление главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65, следовательно, у работодателя имеются законные основания для отстранения ее от работы без сохранения заработной платы в связи с отсутствием медицинского заключения о противопоказаниях к профилактической прививке или сведений о получении профилактической прививки.
Доводы истца о нарушении работодателем процедуры отстранения ее от работы были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции. При этом судебная коллегия установила, что о необходимости проведения вакцинации против COVID-19 Грек Л.В. была извещена заблаговременно. На общих собраниях коллектива, состоявшихся 20 апреля 2021 г, 29 июня 2021 г, работодателем проводилась разъяснительная работа по поводу необходимости вакцинации сотрудников. При этом, пояснения истца о том, что в протоколе собрания коллектива от 29 июня 2021 г. разъяснялись положения постановления главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65, действительности не соответствуют. Вопреки доводам истца ознакомление с текстом данного постановления работников КУ "СРЦН Одесского района", в том числе и Грек Л.В, производилось уже после его принятия. Протокол собрания работников учреждения от 29 июня 2021 г. никаких указаний на постановление N 65 не содержит.
Поскольку, в уведомлении от 28 июля 2021 г, врученном истцу 2 августа 2021 г, Грек Л.В. были разъяснены последствия отказа от вакцинации в виде отстранения от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что ни на момент издания работодателем оспариваемого приказа об отстранения от работы, ни на момент вынесения решения судом первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы истцом не представлено документов о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации или о прохождении вакцинации против COVID-19. При этом, отстранение работника от работы на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации не является мерой дисциплинарной ответственности, а направлено на сохранение здоровья работников КУ "СРЦН Одесского района" и несовершеннолетних, находящихся в учреждении, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. В связи с чем отстранение истца от работы с 30 августа 2021 г. (первый рабочий день после окончания отпуска без сохранения заработной платы), на основании приказа от 26 августа 2021 г, изданного в период нахождения в отпуске, суд апелляционной инстанции признал правомерным.
Доводы кассатора о том, что ее работа согласно специальной оценки условий труда рабочего места не имеет вредности, в том числе биологического фактора, не опровергают выводов судебных инстанций, поскольку отстранение истца связано с возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции, то есть обстоятельств не относящихся к предмету специальной оценки условий труда по смыслу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции в связи с вышеуказанным правильно отклонил доводы истца как основанные на неверном толковании норм материального права о незаконности отстранения ее от работы по мотиву того, что специальной оценкой условий труда установлен "допустимый" класс вредности, работа не имеет вредных факторов, в том числе биологического.
Иное толкование кассатором приведенных норм материального права является ошибочным, в связи с чем не может являться основанием для отмены или изменения судебного постановления.
Руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, установив отсутствие оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным приказа об отстранении от работы, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по начислению за спорный период заработной платы.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судебных инстанций, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения. Несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела.
Доводы кассатора о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников, в связи с чем не могут быть расценены как дискриминационные действия, предусмотренные ст.3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит.
Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Одесского районного суда Омской области от 29 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Грек Л, В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.