Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 января 2009 г. N Ф03-6093/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 30.09.2008 по делу N А51-74/2008 36-7 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" к Администрации муниципального образования Надеждинский район, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 186539 руб. 40 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 14 января 2009 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Надеждинский район, Минфину РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 186539 руб. 40 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, имеющим на это право на основании ФЗ "О ветеранах" в 2004 году.
Решением суда от 18.02.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2008 решение от 18.02.2008 отменено по мотиву применения судом первой инстанции закона, неподлежащего применению к спорным правоотношениям. Дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением суда от 30.09.2008 иск удовлетворен в полном объеме: с Минфина РФ за счет казны РФ в пользу КГУП "Приморский водоканал" взыскано 186539,40 руб. В иске к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации муниципального образования Надеждинский район отказано.
В Пятом арбитражном апелляционном суде дело не рассматривалось.
Правильность указанного судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что расходы, связанные с реализацией льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем основания для взыскания понесенных истцом убытков за счет казны Российской Федерации у суда отсутствовали. Считает необоснованным вывод суда о том, срок исковой давности истцом не пропущен. Кроме того выражает несогласие в части взыскания с Минфина РФ государственной пошлины.
В отзыве на кассационную жалобу КГУП "Приморский водоканал" считает доводы Минфина РФ необоснованными и просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Другие участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
Истец и ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа считает, что основания для отмены решения от 18.02.2008, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом, КГУП "Приморский водоканал" в период с июня по декабрь 2004 года за счет собственных средств предоставило льготы по оплате коммунальных услуг гражданам, предусмотренные ФЗ "О ветеранах".
Поскольку расходы истца, связанные с предоставлением льгот, в размере 186539 руб. 40 коп. ему не возмещены уполномоченными государственными органами исполнительной власти, ГКУП "Приморский водоканал" на основании статей 16, 1069 ГК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении спора суд первой инстанции исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам и, правильно применяя нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных ФЗ "О ветеранах" оснований для взыскания с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ убытков, понесенных истцом в спорный период в связи с предоставлением им льгот отдельной категории граждан по оплате коммунальных услуг.
Так, статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не утверждались и, соответственно, денежные средства из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались.
Между тем Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" из краевого бюджета на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в порядке реализации ФЗ "О ветеранах" в бюджет муниципального образования Надеждинский район в 2004 году выделено 2562 тыс. руб., которые распределены между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием указанных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что в спорный период обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами, необходимыми для реализации государственных полномочий по исполнению ФЗ "О ветеранах", а последний в свою очередь не смог в полном объеме обеспечить для этого финансирование бюджета Надеждинского района, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом убытки в размере 186539 руб. 40 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы, основанные на пункте 2 части 1 статьи 10 ФЗ "О ветеранах", судом кассационной инстанции отклоняются как несостоятельные, поскольку они основаны на неправильном толковании правовых норм, регулирующих взаимоотношения сторон, и не являются основаниями для отмены судебного акта.
Ссылка в кассационной жалобе на неприменение судом последствий пропуска истцом срока также подлежит отклонению. Как правильно указано судом первой инстанции в решении, согласно части 2 статьи 200 ГК РФ с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса РФ срок исковой давности по настоящему делу, подлежит исчислению с момента окончания финансового года в котором истцом предоставлялись льготы, то есть с 01.01.2005, в связи с чем исковые требования заявлены до истечения срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ.
Доводы Минфина РФ в части несогласия с взысканием с него государственной пошлины по делу, судом кассационной инстанции во внимание не принимаются.
Глава 25.3 Налогового кодекса РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.09.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-74/2008 36-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка в кассационной жалобе на неприменение судом последствий пропуска истцом срока также подлежит отклонению. Как правильно указано судом первой инстанции в решении, согласно части 2 статьи 200 ГК РФ с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса РФ срок исковой давности по настоящему делу, подлежит исчислению с момента окончания финансового года в котором истцом предоставлялись льготы, то есть с 01.01.2005, в связи с чем исковые требования заявлены до истечения срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ.
...
Глава 25.3 Налогового кодекса РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации")."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 января 2009 г. N Ф03-6093/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании