Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 мая 2009 г. N Ф03-2618/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии: от прокурора Хабаровского края: Моргунова Н.Н., старший прокурор отдела, Иванова Н.С., прокурор отдела от ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю: Бирюкова Н.И., представитель, доверенность от 07.07.2008 N 09-7607, Савицкий А.В., представитель, доверенность от 12.03.2009 N 09-2709, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Хабаровского края на решение от 27.02.2008, постановление от 25.04.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-13805/2007 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению прокурора Хабаровского края к администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края, заинтересованное лицо: государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю, о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2009 г.
Прокурор Хабаровского края обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий главы администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края (далее - глава администрации), выразившихся в отказе передать нежилые помещения площадью 28,7 кв.м, находящиеся на втором этаже двухэтажного здания по ул. Советская, 15 в с. Чумикан, в безвозмездное пользование государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - Отделение Пенсионного фонда РФ) и об обязании главы администрации передать указанное нежилое помещение Отделению Пенсионного фонда РФ в безвозмездное пользование.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю.
Решением суда первой инстанции от 27.02.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что предусмотренные пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и абзацами 12-13 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ основания для передачи спорных помещений, являющихся муниципальной собственностью, в федеральную собственность отсутствуют, поскольку отсутствуют доказательства недопустимости нахождения этих нежилых помещений в муниципальной собственности и доказательства перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и федеральными органами государственной власти. В этой связи отсутствуют основания для передачи спорных помещений в переходный период в безвозмездное пользование Отделению Пенсионного фонда РФ, а также в силу статьи 421 ГК о свободе договора отсутствуют основания для понуждения главы администрации к заключению договора безвозмездного пользования имуществом, поэтому действия главы администрации по отказу в передаче помещений в безвозмездное пользование Отделению Пенсионного фонда являются правомерными, совершены в пределах его полномочий и не противоречат действующему законодательству.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.07.2008 решение от 27.02.2008 и постановление от 25.04.2008 по кассационной жалобе прокурора отменены в связи с неправильным применением норм материального права и принято новое решение, которым действия главы администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района по отказу в передаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование Отделению Пенсионного фонда РФ признаны незаконными и на главу администрации возложена обязанность передать помещение площадью 28,7 кв.м, находящееся на втором этаже двухэтажного здания по адресу: с. Чумикан, ул. Советская, 15, Отделению Пенсионного фонда РФ в безвозмездное пользование.
Постановление мотивировано тем, что согласно пункту 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности и предназначено для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность до 01.01.2008, а в переходный период до указанной даты используется федеральными органами государственной власти безвозмездно.
По заявлению главы администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам постановление суда кассационной инстанции от 17.07.2008 отменено постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.04.2009 с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ по применению норм права, регулирующих отношения по безвозмездной передаче в федеральную собственность имущества, находящегося в муниципальной собственности, при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления (пункт 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам", постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.11.2008 N 7321/08). Судебное разбирательство по кассационной жалобе прокурора на решение суда первой инстанции от 27.02.2008 и постановление Шестого арбитражного суда от 25.04.2008 назначено на 12.05.2009.
В судебном заседании кассационной инстанции 12.05.2009 представитель прокурора поддержал доводы кассационной жалобы, в которой указано, что в силу вышеназванных Федеральных законов N 131-ФЗ и N 122-ФЗ сам по себе факт использования недвижимого имущества федеральным органом власти является самостоятельным основанием для отнесения спорного помещения к собственности Российской Федерации, поэтому глава администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района, отказывая в передаче спорного помещения в переходный период в безвозмездное пользование третьего лица, действовал с нарушением закона. Кроме того, представитель прокурора пояснил, что доказательства перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и Пенсионным фондом РФ в связи с принятием Федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ и от 22.08.2004 N 122-ФЗ отсутствуют.
Представитель Отделения Пенсионного фонда РФ дал пояснения, соответствующие отзыву на кассационную жалобу, в котором высказано мнение о незаконности решения от 27.02.2008 и постановления от 25.04.2008 и об обоснованности кассационной жалобы прокурора.
Представитель главы администрации, извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ с 12.05.2009 до 10 час. 45 мин. 19.05.2009.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность решения от 27.02.2008 и постановления от 25.04.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены не усматривает.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю занимает находящиеся в муниципальной собственности нежилые помещения площадью 28,7 кв.м в здании по ул. Советская, 15 в с. Чумикан на основании договора аренды от 01.01.2006, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Тугуро-Чумиканского района.
29.01.2007 Отделение Пенсионного фонда РФ обратилось к администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района с письмом N 09-957 о передаче занимаемых помещений в безвозмездное пользование, ссылаясь при этом на то, что передача этих помещений в федеральную собственность на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ нецелесообразна.
Письмом от 06.03.2007 глава администрации отказал в передаче имущества в безвозмездное пользование в связи с утверждением бюджета на 2007 год.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из дела, оспаривая действия главы администрации муниципального района по отказу в передаче нежилых помещений в безвозмездное пользование Отделения Пенсионного фонда РФ, прокурор Хабаровского края заявлял о несоответствии данного отказа части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и пункту 8 части 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, полагая, что в силу названных законов спорные помещения, фактически занимаемые федеральным органом государственной власти, подлежали передаче в федеральную собственность в срок до 01.01.2008, а в переходный период до государственной регистрации права федеральной собственности федеральный орган государственной власти вправе занимать эти помещения безвозмездно.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Согласно абзацам двенадцатому и четырнадцатому части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ муниципальное имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если используется федеральными органами государственной власти.
Пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления безвозмездно передать до 01.01.2008 в федеральную собственность имущество, предназначенное для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти. При этом в переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти вправе безвозмездно использовать данное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации.
Согласно названным законам обязанность передачи муниципального имущества в федеральную собственность непосредственно связана с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Следовательно, передача спорных нежилых помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и определении от 07.12.2006 N 542-O по этому же вопросу.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Ни прокурором Хабаровского края, ни третьим лицом не представлены доказательства наделения Отделения Пенсионного фонда РФ новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции и апелляционного суда об отсутствии у главы администрации оснований для передачи спорных помещений в федеральную собственность и в безвозмездное пользование Отделения Пенсионного фонда РФ, а в связи с этим - об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа главы администрации незаконным являются правильными и соответствуют закону.
Доводы кассационной жалобы прокурора о том, что сам по себе факт нахождения спорных помещений в фактическом пользовании федерального органа государственной власти является самостоятельным основанием для передачи помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность и в безвозмездное пользование федерального органа государственной власти не основан на законе, поэтому судом кассационной инстанции отклоняется. Иные доводы жалобы, в том числе о превышении главой администрации полномочий, опровергаются материалами дела и направлены на переоценку доказательств, что нормами главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
С учетом изложенного решение от 27.02.2008 и постановление от 25.04.2008 не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.02.2008, постановление от 25.04.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-13805/2007 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно названным законам обязанность передачи муниципального имущества в федеральную собственность непосредственно связана с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Следовательно, передача спорных нежилых помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и определении от 07.12.2006 N 542-O по этому же вопросу.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 мая 2009 г. N Ф03-2618/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании