Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 июля 2009 г. N Ф03-3233/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "ТигРос" на решение от 28.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу NА51-7744/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Закрытого акционерного общества "ТигРос" к администрации Уссурийского городского округа, Управлению имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа в представлении в собственность земельного участка.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2009 года Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2009 г
Закрытое акционерное общество "ТигРос" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и необоснованным отказа администрации Уссурийского городского округа (далее - Администрация) в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 0,7903 га, расположенного по адресу: город Уссурийск, ул.Землемерная, 5. Общество также просило обязать Администрацию принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка, направить проект договора купли-продажи с предложением его заключения.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Общество уточнило требования и просило признать незаконным решение Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа (далее - Управление) от 27.06.2008 N 11-05/5046 о невозможности предоставления в собственность земельного участка общей площадью 0,7903 га, расположенного по адресу: город Уссурийск, ул.Землемерная, 5.
Решением от 28.11.2008 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что часть земельного участка, арендованного Обществом, попадает в красные линии, поэтому в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), а также части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приватизация спорного участка невозможна. Кроме того, суд указал на то, что оспариваемый отказ совершен Управлением имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа, которое не является органом местного самоуправления городского округа и не вправе принимать решения относительно предоставления земельных участков по обращениям заинтересованных лиц.
Пятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.03.2009 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "ТигРос" предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, признать незаконным оспариваемое решение Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа.
Заявитель жалобы считает, что суды, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, нарушили нормы материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, представленные суду документы, а именно, копии листа из текстовой части генерального плана города Уссурийска 1984 года, а также копии графического материала из Генерального плана города Уссурийска 1984 года в виде типового поперечного профиля магистральных улиц общегородского значения не содержат необходимой информации и не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, следовательно, не могут служить доказательством о наличии установленных красных линий.
Кроме того, в документах не указано, что улица Чичерина в городе Уссурийске является магистральной улицей общегородского значения. Суд не учел тот факт, что в соответствии с договором аренды земельного участка N 1515 от 08.09.2000, заключенным между муниципальным образованием города Уссурийска и Уссурийского района и ЗАО "ТигРос", площадью 0,7903га, расположенного в городе Уссурийске, ул. Землемерная,5, на плане земельного участка, являющегося неотъемлемой частью договора, красные линии не обозначены. Каких-либо ограничений договор аренды не содержит, а, напротив, в соответствии с пунктом 3.3 договора арендатор имеет преимущественное право на приобретение земельного участка в собственность.
На этом основании заявитель жалобы считает, что при отсутствии доказательств о наличии установленных красных линий спорный земельный участок не относится к землям общего пользования, следовательно, может быть передан Обществу в собственность.
Заявитель жалобы также оспаривает вывод суда о том, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность не нарушает его прав и законных интересов, поскольку Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа не является органом местного самоуправления и не вправе принимать самостоятельные решения по результатам обращений о предоставлении земельных участков. При этом заявитель жалобы ссылается на Решение Думы Уссурийского городского округа от 30.10.2007 N 683 "О Положении об управлении имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа", в соответствии с которым Управление является функциональным органом администрации Уссурийского городского округа, осуществляющим в пределах своих полномочий управление и регулирование в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Уссурийского городского округа, и подотчетно главе Уссурийского городского округа.
В заседании суда кассационной инстанции представители сторон не участвовали.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
В соответствии пунктом 1 статьи 36 Кодекса юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования.
Частью 12 статьи 85 Кодекса установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как видно из материалов дела, отказывая ЗАО "ТигРос" в предоставлении спорного земельного участка в собственность, Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа исходило из того, что часть его находится в красных линиях перспективного расширения улицы Чичерина в городе Уссурийске. В настоящее время проходит согласование и утверждение генеральный план Уссурийского городского округа, в котором указаны красные линии улиц города.
Частью 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно разъяснению Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В рассматриваемом случае суд установил, что красные линии, установленные для спорного земельного участка, расположенного по ул. Землемерная, 5 вдоль улицы Чичерина в городе Уссурийске, проведены на основании утвержденной на территории города Уссурийска градостроительной документации: генерального плана города Уссурийска 1984 года, разработанного Ленинградским государственным институтом проектирования городов.
Согласно указанному генеральному плану улица Чичерина в городе Уссурийске относится к дорогам грузового движения, обеспечивающим местную связь. В данном случае ширина магистральной улицы общегородского значения в красных линиях составляет 40-45 метров. Данное обстоятельство подтверждается копией листа из текстовой части генерального плана города Уссурийска (1984), а также копией графического материала из генерального плана города Уссурийска (1984) в виде типового поперечного профиля магистральных улиц общегородского значения.
Отсутствие указаний на красные линии в имеющемся у Общества договоре аренды и плане земельного участка к нему не влияет на правильность выводов суда первой инстанции в указанной части.
Действующее законодательство исключает возможность приватизации части земельного участка, а земельный участок, находящийся в пределах красных линий, в качестве самостоятельного объекта недвижимости в установленном законом порядке не сформирован, следовательно, Управление имущественных отношений правомерно указало на невозможность предоставления ЗАО "ТигРос" в собственность всего земельного участка площадью 0,7903 га, что соответствует нормам действующего законодательства.
Как видно из материалов дела, Обществу дважды предлагалось сформировать и поставить на кадастровый учет два земельных участка для оформления разных видов права, в том числе в собственность земельный участок в границах красных линий площадью 0,6661 га под зданиями складов и холодильника и в аренду - 0,1242 га под административным зданием и железнодорожными путями. Однако обществом данное предложение не принято.
Решением Думы города Уссурийска и Уссурийского городского округа от 28.11.2000 N 84 утверждено Положение о порядке управления, владения и распоряжения муниципальной собственностью Уссурийского городского округа.
В статье 10.1.1 названного Положения указано, что к полномочиям главы муниципального образования по управлению и распоряжению муниципальной собственностью относится управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном Уставом муниципального образования, настоящим Положением, иными решениями Думы, регулирующими отношения в сфере управления, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Согласно положений статей 20 и 31 Устава Уссурийского городского округа, принятого решением Думы Уссурийского городского округа от 26.04.2005 N 189, органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и принятие правовых актов по вопросам регулирования земельных отношений, является администрация Уссурийского городского округа.
Из статьи 11 Положения следует, что Управление имущественных отношений не наделено полномочиями по принятию решений по вопросам рассмотрения обращений о предоставлении земельных участков.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что указания, содержащиеся в оспариваемом письме Управления от 27.06.2008 N 11-05/5046, фактически носят рекомендательный характер, не устанавливают каких-либо обязанностей, следовательно, не повлекли нарушений прав и законных интересов общества в экономической сфере или иной предпринимательской деятельности.
Генеральный план города Уссурийска был разработан Ленинградским государственным институтом проектирования городов в 1984 году, следовательно, положения Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" РДС 30-201-98, принятой Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 и введенной в действие 01.07.1998, в данном случае применению не подлежат, а довод заявителя жалобы в этой части является несостоятельным.
При изложенных обстоятельствах, суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, правомерно отказав ЗАО "ТигРос" в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу N А51-7744/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснению Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
...
В статье 10.1.1 названного Положения указано, что к полномочиям главы муниципального образования по управлению и распоряжению муниципальной собственностью относится управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном Уставом муниципального образования, настоящим Положением, иными решениями Думы, регулирующими отношения в сфере управления, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Согласно положений статей 20 и 31 Устава Уссурийского городского округа, принятого решением Думы Уссурийского городского округа от 26.04.2005 N 189, органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и принятие правовых актов по вопросам регулирования земельных отношений, является администрация Уссурийского городского округа.
Из статьи 11 Положения следует, что Управление имущественных отношений не наделено полномочиями по принятию решений по вопросам рассмотрения обращений о предоставлении земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июля 2009 г. N Ф03-3233/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании