г. Владивосток |
Дело N А51-7744/2008 7-220 |
30 марта 2009 г. |
N 05АП-87/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Симоновой Г.А.
судей Бац З.Д., О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Еремеевой О.Ю.
при участии в заседании:
от ЗАО "ТигРос" - Куницкий А.И., по доверенности N 3 от 20.11.2007 со специальными полномочиями, Кудашова А.С., по доверенности N 43 от 26.03.2009 со специальными полномочиями;
от администрации Уссурийского городского округа, Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа - представители не явились, извещены надлежаще.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ТигРос" на решение от 28 ноября 2008 г. судьи Колтуновой Н.В. по делу N А51-7744/2008 7-220 Арбитражного суда Приморского края суда по заявлению ЗАО "ТигРос" к администрации Уссурийского городского округа, Управлению имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ТигРос" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным отказа администрации Уссурийского городского округа в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 0,7903 га, расположенного по адресу: г.Уссурийск, ул.Землемерная, 5 и об обязании принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка, направить проект договора купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции заявитель уточнил требования и просил признать решение Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа от 27.06.2008 N 11-05/5046 о невозможности предоставления в собственность земельного участка общей площадью 0,7903 га, расположенного по адресу: г.Уссурийск, ул.Землемерная, 5 необоснованным и незаконным.
Решением суда от 28.11.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что часть земельного участка, испрошенного Обществом попадает в красные линии, приватизация которого в силу п.8 ст.28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также части 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ невозможна. Кроме того, суд указал на то, что оспариваемый отказ совершен Управлением имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа, которое не является органом местного самоуправления городского округа и не вправе принимать решения, относительно предоставления земельных участков по обращениям заинтересованных лиц.
ЗАО "ТигРос", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что представленные суду документы, а именно, копии листа из текстовой части генерального плана города Уссурийска 1984г., а также копии графического материала из Генерального плана г. Уссурийска 1984г. в виде типового поперечного профиля магистральных улиц общегородского значения не содержат необходимой информации и не соответствуют требованиям законодательства РФ, следовательно, не могут служить доказательством о наличии установленных красных линий. В документах не указано, что улица Чичерина является магистральной улицей общегородского значения. Суд не учел тот факт, что в соответствии с договором аренды земельного участка N 1515 от 08.09.2000г., заключенным между муниципальным образованием г. Уссурийска и Уссурийского района и ЗАО "ТигРос", площадью 0,7903га, расположенного в г. Уссурийске, ул. Землемерная,5, на плане земельного участка, являющегося неотъемлемой частью договора, красные линии не обозначены. Каких-либо ограничений договор аренды не содержит, а напротив, в соответствии с п.3.3. договора арендатор имеет преимущественное право на приобретение земельного участка в собственность. На этом основании, заявитель считает, что при отсутствии доказательств установленных красных линий испрашиваемый земельный участок не относится к землям общего пользования, следовательно, может быть передан в собственность. Общество указывает, что земельный участок площадью 0,7903га не является единым объектом кадастрового учета, а состоит из двух участков, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 25.11.2008 N 34/08-4367 и N 34/08-4368. Заявитель также оспаривает вывод суда о том, что оспариваемый отказ не нарушает его прав и законных интересов, поскольку Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа не является органом местного самоуправления и не вправе принимать самостоятельные решения по результатам обращений о предоставлении земельных участков. В опровержение данного вывода суда, заявитель ссылается на Решение Думы Уссурийского городского округа от 30.10.2007 N 683 "О Положении об управлении имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа", в соответствии с которым Управление является функциональным органом администрации Уссурийского ГО, осуществляющим в пределах своих полномочий управление и регулирование в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Уссурийского ГО и подотчетно главе Уссурийского городского округа. Анализируя названное Положение, заявитель жалобы считает, что Управление является уполномоченным органом на принятие решений по вопросам предоставления земельных участков.
Представители ЗАО "ТигРос" доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Администрация Уссурийского городского округа и Управление имущественных отношений Уссурийского городского округа, извещенные о времени и месте судебного разбирательства своих представителей в суд не направили. От Управления поступил письменный отзыв, согласно которому с жалобой не согласны, просят оставить решение суда без изменений, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчиков, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Согласно свидетельству серии 25 N 002983251 закрытое акционерное общество Дальневосточная торгово-промышленная компания "ТигРос" (ЗАО "ТигРос") зарегистрировано в качестве юридического лица.
Как следует из материалов дела, 10.09.1999г. ЗАО Дальневосточная торгово-промышленная компания "ТигРос" зарегистрировало право собственности на следующие объекты недвижимости: административное здание площадью 896,50 кв.м., холодильник (Лит.Е) площадью 872,40кв.м., склад (Лит.Д) площадью 780,60 кв.м., склад (Лит.Г) площадью 780,60 кв.м, железнодорожные пути, протяженностью 134 м. расположенные в г.Уссурийске, по ул. Землемерной, 5, (о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права серии АБ номер 0061557, серии АБ номер 0061559, серии АБ номер 0061560, серии АБ номер 0061561, серии АБ номер 0061566 соответственно).
08.09.2000 между муниципальным образованием г.Уссурийска и Уссурийского района (Арендодатель) и ЗАО "ТигРос" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка, расположенного на территории муниципального образования г.Уссурийск и Уссурийский район N 1515. В соответствии с пунктом 1.1 объектом договора является земельный участок площадью 0,7903 га, расположенный в г. Уссурийске, по ул. Землемерной, 5, в границах, указанных в прилагаемом к договору Плане земельного участка. Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АА N 021910.
04.04.2007 ЗАО "ТигРос" обратилось в Комитет по управлению имуществом администрации Уссурийского городского округа с заявлением со ссылкой на статьи 36, 37 Земельного кодекса РФ о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность. 28.06.2007 заявитель повторно обратился в Комитет по управлению имуществом администрации Уссурийского городского округа.
21.08.2007 Комитетом по управлению имуществом администрации Уссурийского городского округа заявителю сообщено, что на запрос о возможности приватизации земельного участка получен положительный ответ. Для завершения процедуры предоставления в собственность земельного участка заявителю предложено представить дополнительные документы. ЗАО "ТигРос" письмом от 31.01.2008 N 20 представило в Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа запрошенные документы.
22.04.2008 Управление имущественных отношений письмом N 2853к сообщило ЗАО "ТигРос" о том, что в соответствии с материалами землеустроительного дела через испрашиваемый участок проходит красная линия улицы Чичерина, которая "режет" на части административное здание и железнодорожные пути. Заявителю рекомендовано сформировать и поставить на кадастровый учет два земельных участка для оформления разных видов права - собственности и аренды. Арендуемая территория объединит земельные участки под административным зданием, железнодорожными путями и в границах красных линий. Земельный участок под зданиями складов и холодильника может быть предоставлен на праве собственности.
Не согласившись с данными рекомендациями ЗАО "ТигРос" в очередной раз обратилось в Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
27.06.2008 Управление имущественных отношений направило заявителю письмо N 11-05/5046, в котором повторно указало, что в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами и др., не подлежат приватизации. В случае несогласия с предложением о постановке на кадастровый учет двух земельных участков и оформлении двух видов права - собственности и аренды, заявителю предложено обратиться в суд для решения данного вопроса.
ЗАО "ТигРос" посчитав, что указания, содержащиеся в письме Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа от 27.06.2008г. не соответствует закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования.
Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как видно из материалов дела, отказывая ЗАО "ТигРос" в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа исходило из того, что часть его находится в красных линиях перспективного расширения улицы Чичерина в г. Владивостоке. В настоящее время проходит согласование и утверждение генеральный план Уссурийского городского округа, в котором указаны красные линии улиц города.
Частью 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что, рассматривая дела по заявлениям собственников зданий, строений, сооружений о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его
резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства по делу, а также выслушав пояснения сторон, установил, что красные линии, установленные для испрашиваемого земельного участка, расположенного по ул. Землемерная, 5 вдоль улицы Чичерина в городе Уссурийске проведены на основании утвержденной на территории города Уссурийска градостроительной документации: генерального плана города Уссурийска 1984 года, разработанного Ленинградским государственным институтом проектирования городов.
Изучив имеющийся в материалах дела Генеральный план (л.д.80-85), суд правильно указал на то, что улица Чичерина относится к дорогам грузового движения, обеспечивающей местную связь. Установленная в данном случае ширина улиц и дорог в красных линиях составляет для данной существующей магистральной улицы общегородского значения 40-45 метров. Данное обстоятельство подтверждается копией листа из текстовой части генерального плана города Уссурийска (1984), а также копией графического материала из генерального плана города Уссурийска (1984) в виде типового поперечного профиля магистральных улиц общегородского значения.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы в части отсутствия доказательств наличия установленных красных линий на спорном земельном участке противоречат материалам дела. Отсутствие указаний на красные линии в договоре аренды и плане земельного участка к нему не влияют на правильность выводов суда первой инстанции в указанной части.
Согласно градостроительному заключению N 01-20 о разрешенном виде использования земельного участка, местонахождение которого установлено относительно ориентира административное здание, расположенное в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Землемерная,5, кадастровый номер земельного участка 25:34:01 74 01:0072, площадь участка составляет 0,6661га, в том числе занимаемая зданиями, сооружениями 0,2667га Управление архитектуры и градостроительства администрации Уссурийского городского округа считает возможным предоставить в собственность ЗАО "ТигРос" земельный участок площадью 0,6661га для дальнейшей эксплуатации в соответствии с основным видом разрешенного использования. Приложен план границ земельного участка.
Как видно из материалов дела, заявителю дважды предлагалось сформировать и поставить на кадастровый учет два земельных участка для оформления разных видов права, в том числе в собственность земельный участок в границах красных линий площадью 0,6661 га под зданиями складов и холодильника и в аренду - 0,1242 га под административным зданием и железнодорожными путями. Однако обществом данное предложение не рассматривалось.
Между тем, необходимо учитывать, что действующее законодательство исключает возможность приватизации части земельного участка, а земельный участок, находящийся в пределах красных линий, в качестве самостоятельного объекта недвижимости в установленном законом порядке не сформирован, следовательно, Управление имущественных отношений правомерно указало на невозможность предоставления в собственность всего земельного участка, испрошенного ЗАО "ТигРос" площадью 0,7903 га, что соответствует нормам действующего законодательства.
Оспаривая вывод суда о том, что Управление имущественных отношений не наделено полномочиями на принятие решений по вопросам предоставления земельных участков заявитель не учел следующего.
Решением Думы г. Уссурийска и Уссурийского городского округа от 28.11.2000г. N 84 утверждено Положение о порядке управления, владения и распоряжения муниципальной собственностью Уссурийского городского округа.
В статье 10.1.1 названного Положения указано, что к полномочиям главы муниципального образования по управлению и распоряжению муниципальной собственностью относится управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном Уставом муниципального образования, настоящим Положением, иными решениями Думы, регулирующими отношения в сфере управления, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Согласно положений статей 20 и 31 Устава Уссурийского городского округа принятого решением Думы Уссурийского городского округа от 26.04.2005 N 189, органом местного самоуправления уполномоченным на распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и принятие правовых актов по вопросам регулирования земельных отношений является администрация Уссурийского городского округа.
Как видно из статьи 11 Положения, Управление имущественных отношений не наделено полномочиями по принятию решений по вопросам рассмотрения обращений о предоставлении земельных участков.
Следовательно, суд первой инстанции, оценив указанные выше правовые нормы, пришел к правильному выводу о том, что указания, содержащиеся в оспариваемом письме Управления от 27.06.2008 N 11-05/5046, фактически носят рекомендательный характер, не устанавливают каких-либо обязанностей, следовательно, не повлекли нарушений прав и законных интересов общества в экономической сфере или иной предпринимательской деятельности.
Довод жалобы о том, что имеющиеся в материалах дела копии Генерального плана города Уссурийска, а также копии графического материала из него в виде типового поперечного профиля магистральных улиц общегородского значения не соответствуют требованиям Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" РДС 30-201-98, принятой Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 отклоняется, поскольку как видно из материалов дела, Генеральный план города Уссурийска был разработан Ленинградским государственным институтом проектирования городов в 1984г, следовательно, положения Инструкции впервые введенной в действие 01.07.1998 применению в данном случае не подлежат.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, и с учетом установленных по делу обстоятельств на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28 ноября 2008 г. по делу N А51-7744/2008 7-220 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7744/2008
Истец: ЗАО "ТигРос"
Ответчик: Управление имущественных отношений администрации Уссурийского ГО, Администрация Уссурийского городского округа