Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 декабря 2009 г. N Ф03-7041/2009
по делу N А04-3432/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Бурейскому району Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 31.07.2009 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 по делу N А04-3432/2009 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" к Отделению по Бурейскому району Управления Федерального казначейства по Амурской области об урегулировании разногласий.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2009 г.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделению по Бурейскому району Управления Федерального казначейства по Амурской области о рассмотрении разногласий, возникших между сторонами по пунктам 3.1.17 и 3.1.27 государственного контракта энергоснабжения от 01.01.2009 N ХХ06Э0001342.
Решением суда от 31.07.2009, оставленным без изменения, постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009, иск удовлетворен:
1. Исключен пункт 3.1.17. контракта из раздела 3.1. "Государственный заказчик обязан".
2. Включен пункт 2.2.7 в раздел 2.2. "Гарантирующий поставщик имеет право" в следующей редакции: "Инициатор введения ограничения (Гарантирующий поставщик или Территориальная сетевая организация) вправе потребовать возместить расходы, понесенные в связи с введением ограничения (прекращения) подачи электрической энергии в соответствии с п. 2.2.3 настоящего договора (контракта) и в связи с восстановлением режима потребления, в течение 5 дней с момента получения счета-фактуры".
3. принят пункт 3.1.27. контракта в следующей редакции: "Стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления компенсировать в соответствии с правилами определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), компенсации стоимости отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Решением арбитражного суда определено, что указанная обязанность заказчика наступает с момента вступления в силу "Правил определения стоимости электрической энергии (мощности) поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), компенсации стоимости отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии". При принятии федеральным органом исполнительной власти "Правил определения стоимости электрической энергии (мощности) поставляемой на розничном рынке...", гарантирующий поставщик заблаговременно уведомляет государственного заказчика о порядке и дате их вступления в законную силу путем подписания дополнительного соглашения и внесением соответствующих изменений в настоящий договор (контракт)".
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции, признав спорные положения государственного контракта существенными условиями договора энергоснабжения, на основании анализа положений пунктов 66, 68, абзаца 6 пункта 179 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу об обоснованности и правомерности предложенной истцом редакции государственного контракта энергоснабжения.
Правильность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Отделения по Бурейскому району Управления Федерального казначейства по Амурской области, считающего их необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, и подлежащими отмене с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "ДЭК" доводы кассационной жалобы отклонило по мотивам указанным в своем отзыве.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу безосновательной.
Согласно искового заявления ОАО "ДЭК" основанием для предъявления им своих требований послужили разногласия, возникшие между ним, как гарантирующим поставщиком, и Отделением по Бурейскому району Управления Федерального казначейства по Амурской области - покупателем при заключении государственного контракта энергоснабжения от 01.01.2009 N ХХ06Э0001342 по пунктам 3.1.17 и 3.1.27.
Данные пункты контракта суд признал существенными в порядке пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правильно примененному судом положению статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно пункту 1.4 договора энергоснабжения стороны предусмотрели, что гарантирующий поставщик и покупатель в рамках реализации договорных правоотношений обязуются руководствоваться, в том числе и Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
Истцом предлагалась следующая редакция пункта государственного контракта 3.1.27: "Стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления компенсировать в соответствии с Правилами определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), компенсации стоимости отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Указанная обязанность заказчика наступает с момента вступления в силу "Правил определения стоимости электрической энергии (мощности) поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), компенсации стоимости отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии".
При принятии федеральным органом исполнительной власти "Правил определения стоимости электрической энергии (мощности) поставляемой на розничном рынке...", гарантирующий поставщик заблаговременно уведомляет государственного заказчика о порядке и дате их вступления в законную силу путем подписания дополнительного соглашения и внесением соответствующих изменений в настоящий договор (контракт)".
Проанализировав данную редакцию пункта 3.1.27 контракта, суд пришел к обоснованному выводу о ее соответствии положениям пунктов 66 и 68 Правил N 530 и в свою очередь не соответствии им редакции Отделения.
В отношении пункта 3.1.17 контракта ОАО "ДЭК" предлагало исключить из раздела 3.1. "Государственный заказчик обязан" и добавить пункт 2.2.7 в раздел 2.2. "Гарантирующий поставщик имеет право" в следующей редакции: "Инициатор введения ограничения (гарантирующий поставщик или территориальная сетевая организация) вправе потребовать возместить расходы, понесенные в связи с введением ограничения (прекращения) подачи электрической энергии в соответствии с пунктом 2.2.3 настоящего договора (контракта) и в связи с восстановлением режима потребления, в течение 5 дней с момента получения счета-фактуры".
Из абзаца 6 пункта 179 Правил N 530 следует, что инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления.
Поскольку это условие контракта урегулировано нормой правового акта, то включение права требования от потребителя компенсации затрат в указанном случае судом также правильно признано законным согласно статье 421 ГК РФ.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение от 31.07.2009 и постановление от 24.09.2009 соответствуют нормам закона.
В связи с тем, что кассационная жалоба не содержит оснований для отмены данных судебных актов, и изложенные в ней доводы были предметом надлежащего исследования в судах обеих инстанций, то она удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.07.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 по делу N А04-3432/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении пункта 3.1.17 контракта ОАО "ДЭК" предлагало исключить из раздела 3.1. "Государственный заказчик обязан" и добавить пункт 2.2.7 в раздел 2.2. "Гарантирующий поставщик имеет право" в следующей редакции: "Инициатор введения ограничения (гарантирующий поставщик или территориальная сетевая организация) вправе потребовать возместить расходы, понесенные в связи с введением ограничения (прекращения) подачи электрической энергии в соответствии с пунктом 2.2.3 настоящего договора (контракта) и в связи с восстановлением режима потребления, в течение 5 дней с момента получения счета-фактуры".
Из абзаца 6 пункта 179 Правил N 530 следует, что инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления.
Поскольку это условие контракта урегулировано нормой правового акта, то включение права требования от потребителя компенсации затрат в указанном случае судом также правильно признано законным согласно статье 421 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 декабря 2009 г. N Ф03-7041/2009 по делу N А04-3432/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании