Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 декабря 2009 г. N Ф03-7474/2009
по делу N А51-164/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 01.09.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу N А51-164/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" к администрации Приморского края; Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю; Департаменту финансов Приморского края; Департаменту социальной защиты населения Приморского края о взыскании 67303,94 руб.
Резолютивная часть постановления от 17 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2009 г.
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" (далее - предприятие; КГУП "Приморский Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации Приморского края (далее - администрация), Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - управление) о взыскании расходов в сумме 67303,94 руб., понесенных в период с января 2008 по июль 2008 года в связи с предоставлением льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения членам семей инвалидов Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) и приравненным к ним лицам.
Определением суда от 28.01.2009 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент финансов Приморского края, Департамент социальной защиты населения Приморского края.
Решением суда от 01.09.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009, исковые требования удовлетворены в части. С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу КГУП "Приморский Водоканал" взыскано 24400, 19 руб., из них: 23525,19 руб. - возмещение расходов за предоставленные в 2008 году льготы членам семьи инвалидов ВОВ и приравненных к ним лицам; 875 руб. госпошлина по иску.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю просит принятые по делу судебные акты отменить. Заявитель жалобы полагает, что судами не применены нормы материального права, подлежащие применению и неполно выяснены обстоятельства дела. По мнению управления компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг членам семьи инвалидов Отечественной войны и приравненных к ним лицам должна осуществляться за счет средств краевого бюджета. При этом заявитель жалобы ссылается на то, что Российская Федерация свои обязательства выполнила, поэтому у судов отсутствовали основания для взыскания спорной суммы. Кроме того, управление указывает на наличие государственного контракта, по которому последний не является стороной.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судом и видно из материалов дела, 24.02.2005 между Администрацией Приморского края и КГУП "Приморский Водоканал" заключен государственный контракт N 3 на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты на водоснабжение и водоотведение в размере 50 процентов за счет средств федерального бюджета категориям граждан, указанным в Приложении 1 к контракту, с дополнительными соглашениями от 01.10.2005 N 1 и от 25.12.2005 N 2.
Поскольку оплата жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан возмещена предприятию не в полном объеме, последнее обратилось в суд с иском о взыскании понесенных им расходов.
Удовлетворяя требования предприятия в части за счет казны Российской Федерации, суды обоснованно руководствовались положениями пунктов 8,9 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", предусматривающих для лиц, членов семей инвалидов ВОВ и приравненным к ним лицам, льготу по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе по водоснабжению и водоотведению.
Правомерность указанной правовой позиции следует из Определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 524-O, на которое обоснованно сослались суды обеих инстанций.
Отклоняя доводы заявителя жалобы, а также ссылки последнего на государственный контракт, суды правомерно исходили из того, что меры социальной поддержки, в соответствии с Законом "О ветеранах", являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами и законами Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Как установили суды, на 2008 год Приморскому краю в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" запланировано выделение средств за счет средств Фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг граждан в сумме 1274425,60 руб. Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2008 год" предусмотрено финансирование оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2008 году - 954828610,51 руб. - за счет средств 2008 года и 188324318,75 руб. - за счет средств 2007 года. Доказательств нецелевого использования указанных денежных средств на реализацию льгот заявителем жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, в том числе представленные списки льготников, выписки из поквартирных карточек, из которых следует, что ряд граждан, включенных в списки льготников, в федеральный регистр граждан, имеющих льготу, в установленном порядке не включены.
Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект РФ - Приморский край соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), суды правомерно обязали возместить расходы предприятия в связи с предоставлением льгот указанной категории граждан, за счет казны Российской Федерации.
Поскольку судами обеих инстанций установлены все имеющие значение для дела обстоятельства и правильно применены названные выше нормы права, то суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены в обжалуемой части принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.09.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу А 51-164/2009 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами и законами Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Как установили суды, на 2008 год Приморскому краю в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" запланировано выделение средств за счет средств Фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг граждан в сумме 1274425,60 руб. Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2008 год" предусмотрено финансирование оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2008 году - 954828610,51 руб. - за счет средств 2008 года и 188324318,75 руб. - за счет средств 2007 года. Доказательств нецелевого использования указанных денежных средств на реализацию льгот заявителем жалобы не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 декабря 2009 г. N Ф03-7474/2009 по делу N А51-164/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании