г. Владивосток |
Дело |
15 октября 2009 г. |
N А51-164/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: С.В. Шевченко
судей: Н.А. Скрипки, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания: К.А. Сухецкой
при участии:
от КГУП "Приморский Водоканал" - Фирсова С.Ю. (дов. N 2/Д/09 от 25.12.2008, паспорт);
от Департамента финансов Приморского края - Мацыга Ф.А. (дов. N 23 от 16.09.2009, уд. N 4610);
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Безрукова М.А. (дов. N 20-11-30/27 от 22.01.2009);
от Департамента социальной защиты населения Приморского края - представитель не явился;
от Администрации Приморского края - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-4844/2009
на решение от 01.09.2009
судьи Т.В. Нинюк
по делу N А51-164/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску КГУП "Приморский водоканал"
к Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту социальной защиты населения Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края
о взыскании 67 303 руб. 94 коп.
УСТАНОВИЛ:
КГУП "Приморский Водоканал" обратилось с исковым заявлением к Администрация Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 67 303 руб. 94 коп.- суммы возмещения расходов, связанных с реализацией льгот членам семей инвалидов ВОВ и приравненным к ним лицам по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за период с января 2008 г. по июль 2008 г.
Определением суда от 28.01.2009 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края.
Решением от 01.09.2009 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Краевого государственного унитарного предприятия "Приморский Водоканал" взыскано 24 400 руб. 19 коп., из них: 23 525 руб. 19 коп. - возмещение расходов за предоставленные в 2008 г. льготы членам семьи инвалидов ВОВ и приравненным к ним лицам; 875 руб. госпошлина по иску. В удовлетворении исковых требований в сумме 43 778 руб. 75 коп. и к Администрации Приморского края, Департаменту финансов Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как незаконное и необоснованное. По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг членам семей инвалидов ВОВ должна осуществляться за счет средств краевого бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации. Указывает на то, что Российская Федерация свои обязательства выполнила. Кроме того, заявитель полагает, что он ненадлежащий ответчик, поскольку по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязательств публично-правового образования, выступает само публично-правовое образование.
КГУП "Приморский Водоканал" и Департамент финансов Приморского края считают, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просят оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Департамента социальной защиты населения Приморского края, Администрации Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся сторон.
Решение проверяется в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.02.2005 между Администрацией Приморского края и КГУП "Приморский Водоканал" заключен государственный контракт N 3 на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты на водоснабжение и водоотведение в размере 50 процентов за счет средств федерального бюджета категориям граждан, указанным в Приложении N 1 к контракту, с дополнительными соглашениями N 1 от 01.10.2005 г., N 2 от 25.12.2005 г.
В период с января по июль 2008 года КГУП "Приморский Водоканал" предоставляло меры социальной поддержки в форме снижения оплаты за водоснабжение и водоотведение в размерах, соответствующих каждой льготной категории, в том числе льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг членам семей инвалидов ВОВ и приравненных к ним лицам.
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению льгот в сумме 67 303 руб. 94 коп. истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции сделал вывод об обоснованности заявленных истцом требований, и, определив в качестве надлежащего ответчика казну РФ в лице Министерства Финансов РФ, удовлетворил исковые требования в части.
Согласно пунктам 8, 9 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", ветеранам - инвалидам войны предоставляется льгота в виде 50 процентной оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), а также льгота по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими.
Определением Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 524-О выявлен конституционно-правовой смысл положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вносивших изменения в данную статью, в соответствии с которым эти положения в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 14 - 19, 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции РФ и статье 9 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ разделение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами и законами Российской Федерации, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением инвалидам ВОВ и членам их семей льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Федерального закона "О ветеранах".
Как установлено судом, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год" в Фонде софинансирования социальных расходов и доведенных в бюджет субъекта РФ - Приморский край средств (субвенций) на реализацию льгот по Федеральному закону "О ветеранах" оказалось недостаточно.
Как следует из Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов" N 198-ФЗ от 24.07.2007 Приморскому краю было запланировано выделение средств за счет средств Фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг граждан в сумме 1 274 425 руб. 60 коп.
Согласно Закону Приморского края от 25.12.2007 N 179-КЗ "О краевом бюджете на 2008 год" было запланировано выделение средств на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан в сумме 1 534 240 руб. 62 коп., из которых 188 324 руб. 32 коп. - за счет остатков 2007 г., и 1 345 916 руб. 30 коп. - за счет средств федерального бюджета, планируемых к поступлению в 2008 г.
Таким образом, финансирование в 2008 году составило 954 828 610 руб. 51 коп. - за счет средств 2008 года и 188 324 318 руб. 75 коп. - за счет средств 2007 года.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств заявителем кассационной жалобы не представлено. На основании вышеизложенного, ссылка заявителя апелляционной жалобы на пункт 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна и не принимается судом.
Принимая во внимание изложенное, с учетом того, что Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Приморский край соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), суд правомерно обязал возместить расходы, понесенные истцом на предоставление льгот указанной категории граждан, за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с чем Администрация Приморского края, Департамент Финансов Приморского края, Департамент социальной защиты населения Приморского края признаны судом первой инстанции ненадлежащими ответчиками.
В обоснование размера заявленных исковых требований истцом представлены списки льготников, выписки из поквартирных карточек. Между тем, как следует из материалов дела, ряд граждан, включенных истцом в списки льготников, в федеральный регистр граждан, имеющих льготу, в установленном порядке не включены.
В соответствии с пунктом 2 статья 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в ред. от 29.12.2004) государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи. Таким образом, лица имеющие льготы, подлежат включению в федеральный регистр в заявительном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ.
Отделом социальной защиты населения по Надеждинскому муниципальному району, а также Отделом социальной защиты населения по Артемовскому городскому округу проведены сверки списков для подтверждения факта отнесения граждан, включенных истцом в списки льготников, к членам семей инвалидов ВОВ. В результате чего составлены списки лиц, не имеющих право на льготу, не вставших на учет в установленном законом порядке либо не имеющих подтверждения факта отнесения к членам семей инвалидов ВОВ.
Правовым Департаментом Администрации Приморского края с учетом указанных сведений составлен контррасчет расходов. Согласно указанному контррасчету сумма возмещения составляет 23 525 рублей 19 копеек. Иных документов, свидетельствующих о том, что лица, не включенные в федеральный регистр в установленном порядке, являются членам семей инвалидов ВОВ и имеют льготы, установленные действующим законодательством, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая установленную в пункте 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность арбитражного суда оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции правомерно признал подлежащими удовлетворения требования в сумме 23 525 руб. 19 коп. В удовлетворении требований на сумму 43 778 руб. 75 коп. обоснованно отказано.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Приморского края от 01.09.2009 по делу N А51-164/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
С.В. Шевченко |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-164/2009
Истец: КГУП "Приморский водоканал"
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департамент финансов администрации Приморского края, Департамент социальной защиты населения Приморского края, Администрация Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2358/10
17.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2358/10
23.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7474/2009
15.10.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4844/2009