Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-176/2022 по иску Самохваловой Розалии Камильевны к Федеральному государственному унитарному предприятию "Приборостроительный завод имени К.А. Володина" о признании незаконным отстранения от работы, взыскании среднего заработка, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия "Приборостроительный завод имени К.А. Володина" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Приборостроительный завод имени К.А. Володина" Бабанову А.В, поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Самохвалова Р.К. обратилась с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Приборостроительный завод имени К.А. Володина" (далее по тексту - Приборостроительный завод) с учетом уточнений о признании незаконным отстранения от работы по приказу от 11 ноября 2021 года N 2252/з "Об отстранении от работы работников Приборостроительного завода в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), отказавшихся от проведения обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции" в части отстранения от работы Самохваловой Р.К.; возложении обязанности допустить к работе со следующего дня после отмены приказа; взыскании среднего заработка за период с 11 ноября 2021 года до момента отмены приказа от 11 ноября 2021 года N2252/з; взыскании денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.; взыскании судебных расходов в размере 29 900, 98 руб.
В обоснование исковых требований указала, что с 01 августа 2013 года состоит с ответчиком в трудовых отношениях, в том числе, с 14 января 2021 года в должности старшего инспектора документационного обеспечения управления предприятием N30. 09 ноября 2021 года ей вручено уведомление N 87-0-25/1629 о необходимости вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в срок до 11 ноября 2021 года (первым компонентом), до 11 декабря 2021 года (вторым компонентом), в котором также было указано, что в случае отказа от вакцинации к установленному сроку без уважительной причины она подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы. 10 ноября 2021 года на ею имя работодателя поданы возражения относительно вышеуказанного уведомления, на которые работодателем 11 ноября 2021 года дан ответ, согласно которого им принято решение об отстранении истца от работы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в установленный в уведомлении срок. Приказом от 11 ноября 2021 года N 2252/з она отстранена от работы с 11 ноября 2021 года в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). С данным приказом об отстранении от работы не согласна, полагает его незаконным, противоречащим положениям действующего санитарно-эпидемиологического и трудового законодательства. Также указывает, что вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является правом, а не обязанностью работника, работа не требует обязательного проведения профилактических прививок в соответствии с Перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825, уровень вакцинации в организации превысил 80 %.
Решением Трехгорного городского суда Челябинской области от 24 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований Самохваловой Р.К. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 мая 2022 года решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 24 февраля 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Самохваловой Р.К. к Приборостроительному заводу о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов. В указанной части принято новое решение, которым признан незаконным и отменен приказ Приборостроительного завода от 11 ноября 2021 года N2252/з в части отстранения от работы с 11 ноября 2021 года Самохваловой Р.К. С Приборостроительного завода в пользу Самохваловой Р.К. взыскана средняя заработная плату за период с 12 ноября 2021 года по 12 мая 2022 года в размере 233 394, 76 руб, компенсация морального вреда в размере 10 000 руб, расходы на оплату юридических и почтовых услуг в размере 13 880, 98 руб. С Приборостроительного завода в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5 834 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Приборостроительного завода ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 мая 2022 года, ссылаясь на его незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу Самохвалова Р.К. просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Самохвалова Р.К. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 01 августа 2013 года Самохвалова Р.К. принята на работу в электромонтажный цех N13 Приборостроительного завода монтажником радиоэлектронной аппаратуры и приборов.
14 января 2021 года истец переведена на новое место работы - Группа обработки входящей корреспонденции, приказов, в том числе вышестоящих органов и директора предприятия и исходящей корреспонденции, экспедиции и рассылки / Отдел документационного обеспечения управления предприятием N30 на должность старшего инспектора.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям", установлено, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой на территории Челябинской области и в целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) населения Челябинской области необходимо обеспечить с 11 октября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Челябинской области, в том числе в сфере обслуживания населения в организациях, оказывающих услуги почтовой связи.
Постановлением врио главного государственного санитарного врача по г. Трехгорный, г. Усть-Катаву Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством России в Республике Башкортостан от 15 октября 2021 года N71 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в г. Трехгорный Челябинской области по эпидемическим показаниям также установлено, что в целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) необходимо обеспечить с 15 октября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) граждан, перечень которых идентичен перечню, указанному в постановлении Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N3 Указанным постановлением установлен срок проведения профилактических прививок - в срок до 15 ноября 2021 года первым компонентом, в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
Постановлением главы г. Трехгорный от 19 октября 2021 года N54 "Об утверждении прав по исполнению Постановления врио главного государственного санитарного врача по г. Трехгорный, г. Усть-Катав Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством России в Республике Башкортостан от 15 октября 2021 года N 71 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в г. Трехгорный Челябинской области по эпидемическим показаниям" был утвержден План по исполнению Постановления врио главного государственного санитарного врача по г. Трехгорный, г. Усть-Катав Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством России в Республике Башкортостан от 15 октября 2021 года N 71, согласно которому руководителям организаций и предприятий независимо от форм собственности и видов деятельности необходимо организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации; в срок до 15 ноября 2021 года - организовать проведение профилактических прививок первым компонентом; в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
19 октября 2021 года и.о. генерального директора Прибостроительного завода издан приказ N2049/з "О проведении обязательной вакцинации работников Приборостроительного завода против коронавирусной инфекции" согласно пункту 1 которого руководителям подразделений 02, 22, 23, 30, 37, 41, 45, 46, 50, 56, 61, 62, 65, 73, 83, 86, 90, 93, 96, 97 совместно с отделом кадров приказано приказано организовать проведение вакцинации против коронавирусной инфекции работников, выполняющих работы или оказывающих услуги в области: медицины; торговли; питания; транспорта; жилищно-коммунального хозяйства; гостиничного сервиса; прачечных; химчисток; расчетно-кассового обслуживания; обучения (образовательной деятельности); физической культуры и спорта; организации выставок, концертов, организации экскурсий в музей, иных развлекательных массовых мероприятий; в библиотеках; направления почтовой корреспонденции в сторонние организации, за исключением лиц, имеющих противопоказания к проведению иммунизации (медицинский отвод).
09 ноября 2021 года Самохвалова Р.К. уведомлена о необходимости вакцинироваться первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в срок до 11 ноября 2021 года, вторым компонентом вакцины - в срок до 11 декабря 2021 года; разъяснено, что в случае отказа от вакцинации к установленному сроку без уважительной причины истец подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы.
10 ноября 2021 года истцом на имя работодателя поданы возражения относительно вышеуказанного уведомления, на которые работодателем 11 ноября 2021 года дан ответ, согласно которого работодателем принято решение об отстранении истца от работы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в установленный в уведомлении срок.
Приказом от 11 ноября 2021 года N2252/з "Об отстранении от работы работников Приборостроительного завода в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), отказавшихся от проведения обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции" Самохвалова Р.К. отстранена от работы с 11 ноября 2021 года в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо нарушений при издании оспариваемого приказа от 11 ноября 2021 года N2252/з об отстранении истца от работы с 11 ноября 2021 года ответчиком не допущено; работодатель вправе был отстранить работника от работы без сохранения заработной платы в связи с отсутствием без уважительной причины проставления профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19); работник был предупрежден работодателем о необходимости такой вакцинации, от проведения которой отказался, при отсутствии доказательств наличия противопоказаний для ее проведения.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для соблюдения истцом требований о необходимости обязательной вакцинации работников Приборостроительного завода против коронавирусной инфекции, не согласившись с выводами суда первой инстанции о законности вынесенного приказа об отстранении Самохваловой Р.К. от работы.
Приминая по делу новое решение о признании незаконным приказа от 11 ноября 2021 года N2252/з в части отстранения истца от работы, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА России)", исходил из того, что Самохвалова Р.К. работает в должности старшего инспектора Группы обработки входящей корреспонденции, приказов, в том числе вышестоящих органов и директора предприятия и исходящей корреспонденции, экспедиции и рассылки / Отдел документационного обеспечения управления предприятием N 30 Приборостроительного завода, который находится в ведении федеральных органов государственной власти, в частности, по вопросам обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований; Федеральное медико-биологическое агентство России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, в частности на территории г..Трехгорный; главный государственный санитарный врач по г..Трехгорный, г..Усть-Катав Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством России в Республике Башкортостан, является должностным лицом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и наделен
полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах; врио главного государственного санитарного врача по г..Трехгорный, г..Усть-Катав Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством России в Республике Башкортостан в постановлении от 15 октября 2021 года N 71 указано на необходимость проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению г..Трехгорный, в том числе, в сфере обслуживания населения в организациях, оказывающих услуги почтовой связи и в срок до 15 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом, в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины; оснований для отстранения от работы до установления у истца отсутствия проставления второго компонента вакцины, то есть до 15 декабря 2021 года, у ответчика не имелось.
Признав незаконным приказ об отстранении истца от работы, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 139, 234 Трудового кодекса Российской Федерации произвел расчет заработной платы за время вынужденного прогула за период с 12 ноября 2021 года по 12 мая 2022 года в сумме 233 394, 76 руб, подлежащий взысканию с ответчика в пользу Самохваловой Р.К.
Установив нарушение ответчиком трудовых прав истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб, суд первой инстанции исходил из доказанности факта причинения истцу нравственных страданий в результате незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности и увольнения, а также требований разумности и справедливости.
Отказывая во взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты среднего заработка, взысканного за период с 12 ноября 2021 года по 12 мая 2022 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, является видом материальной ответственности работодателя перед работником за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, гарантируемых трудовым законодательством, к которым средний заработок за время отстранения от работы, определенного на основании судебного акта, не относится.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из пункта 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 ода N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н и действовал до 30 декабря 2021 года, после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 года N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий, обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 года N 1156-р утвержден перечень организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством России, в пункте 129 которого указан Приборостроительный завод в г. Трехгорный, Челябинской области, а также закрытое административно-территориальное образование Трехгорный на территории Челябинской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве" утверждено Положение Федеральном медико-биологическом агентстве, согласно которому Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Приказом ФМБА России от 19 декабря 2017 года N 38у утверждено Положение о Межрегиональном управлении N 72 Федерального медико-биологического агентства, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий по г. Трехгорный и г. Усть-Катав Челябинской области, г. Межгорье Республики Башкортостан.
Из пункта 4.2 указанного Положения следует, что руководитель Управления N72 Федерального медико-биологического агентства является Главным государственным санитарным врачом по г. Трехгорный, г. Усть-Катав Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым ФМБА России в Республике Башкортостан.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям", установлено, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой на территории Челябинской области и в целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) населения Челябинской области необходимо обеспечить с 11 октября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Челябинской области, в том числе в сфере обслуживания населения в организациях, оказывающих услуги почтовой связи.
Постановлением врио главного государственного санитарного врача по г. Трехгорный, г. Усть-Катаву Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством России в Республике Башкортостан от 15 октября 2021 года N71 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в г. Трехгорный Челябинской области по эпидемическим показаниям также установлено, что в целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) необходимо обеспечить с 15 октября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) граждан, перечень которых идентичен перечню, указанному в постановлении Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N3 Указанным постановлением установлен срок проведения профилактических прививок - в срок до 15 ноября 2021 года первым компонентом, в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
Постановлением главы г. Трехгорный от 19 октября 2021 года N54 "Об утверждении прав по исполнению Постановления врио главного государственного санитарного врача по г. Трехгорный, г. Усть-Катав Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством России в Республике Башкортостан от 15 октября 2021 года N 71 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в г. Трехгорный Челябинской области по эпидемическим показаниям" был утвержден План по исполнению Постановления врио главного государственного санитарного врача по г. Трехгорный, г. Усть-Катав Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством России в Республике Башкортостан от 15 октября 2021 года N 71, согласно которому руководителям организаций и предприятий независимо от форм собственности и видов деятельности необходимо организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации; в срок до 15 ноября 2021 года - организовать проведение профилактических прививок первым компонентом; в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
Как указывалось выше, в соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусиой инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, а также руководители Управлений Федерального медико-биологического агентств на территории закрытых административно-территориальных образований, если вынесено соответствующее постановление об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Судами верно установлено, что поскольку Самохвалова Р.К. осуществляет трудовую деятельность в организации, относящейся к перечню организаций, поименованных в силу осуществляемой деятельности в постановлении врио Главного государственного санитарного врача по г..Трехгорный, г..Усть-Катав Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым ФМБА России в Республике Башкортостан от 15 октября 2021 года N 71, и в силу должностных обязанностей, изложенных в должностной инструкции обязана обеспечивать надежное и эффективное функционирование действующей системы документационного обеспечения управления предприятием; осуществлять прием, учет и обработку входящих и исходящих документов; осуществлять своевременное отправление документов по адресам и в подразделения завода; следить за своевременной доставкой документов шофером-экспедитором и ответственными за делопроизводство в структурных подразделениях; принимать и регистрировать исходящие документы и проверять правильность их оформления, адресования, наличия подписей, виз и приложений; принимать и регистрировать, подготавливать и отправлять письма, бандероли и посылки с выполнением всех необходимых операций: упаковка, конвертирование, взвешивание, оценка, занесение в реестр, опечатывание посылок сургучом; подготавливать и отправлять документы и посылки фельдсвязью; обрабатывать документы, подлежащие отправке, в день поступления в отдел 30; осуществлять упаковку и оформление корреспонденции в соответствии с действующими Почтовыми правилами; осуществлять передачу корреспонденции на ФГУП "Почта России" по журналу приема-передачи корреспонденции; осуществлять оформление и отправку счетов; осуществлять доставку документов руководству предприятия; принимать и отправлять документы в структурные подразделения с ведением реестров и разносных книг; систематически забирать поступившие документы из отдела 3, а также забирать документы, переданные курьером и доставлять их после регистрации на рассмотрение руководства;
выполнять работы по приему, учету, регистрации и обработке всей входящей корреспонденции; вскрывать конверты, проверять наличие вложений и направлять корреспонденцию адресатам, то в силу указанных правовых норм подлежит обязательной вакцинации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При этом судом апелляционной инстанции верно указано на то, что поскольку для работодателя истца главным санитарным врачом является не главный санитарный врач Челябинской области, а руководитель Управления N72 Федерального медико-биологического агентства по г. Трехгорный, г. Усть-Катав Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым ФМБА России в Республике Башкортостан, то именно его постановлениями от 15 октября 2021 года N71 и от 19 октября 2021 года N54 надлежит руководствоваться при определении сроков проведения вакцинации и порядка отстранения работников от работы в случае ее не прохождения.
Поскольку в постановлениях от 15 октября 2021 года N71 и от 19 октября 2021 года N54 указаны сроки вакцинации в срок до 15 ноября 2021 года -первым компонентом; в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом, то оснований для отстранения истца от работы 11 ноября 2021 года у ответчика не имелось.
Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы о том, что необходимо было руководствоваться постановлением главного врача Челябинской области основаны на неверном толковании вышеприведенного законодательства и норм права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Приборостроительный завод имени К.А. Володина" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.