Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Благодатских Г.В, Уфимцевой Н.А, с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску войсковой части 57358 к Молчанову Константину Александровичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета
по кассационной жалобе войсковой части 57358 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, выслушав заключение прокурора Самойлова А.А. об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Войсковая часть 57358 (далее - в/ч 57358) обратилась в суд с иском к Молчанову К.А. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета.
Требования мотивированы тем, что жилое помещение по адресу: "адрес", включено в специализированный жилищный фонд федеральных органов государственной охраны и отнесено к служебным жилым помещением, является собственностью Российской Федерации, принадлежит на праве оперативного управления истцу.
ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение было предоставлено Молчанову К.А. на период прохождения военной службы по контракту на основании ордера N на состав семьи два человека: Молчанов К.А, Молчанова О.А. - супруга, брак с которой расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Приказом командира в/ч 57358 от ДД.ММ.ГГГГ Молчанов К.А. уволен с военной службы.
После исключения войсковой части из перечня закрытых военных городков ответчику направлялись письма об освобождении жилого помещения. Однако ответчик по настоящее время проживает в спорном жилом помещении, в трудовых отношениях с войсковой частью не состоит, нуждающимся в улучшении жилищных условиях не признан, на уведомления и требования об освобождении жилого помещения не реагирует.
Просит признать Молчанова К.А. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", выселить Молчанова К.А. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", снять с регистрационного учета.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 6 апреля 2021 г. исковые требования удовлетворены. Молчанов К.А. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мунгонова, д. 1, кв. 10; выселен из указанного жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 11 августа 2021 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 6 апреля 2021 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 11 августа 2021 г. отменено, гражданское дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 марта 2022 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 6 апреля 2021 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в/ч 57358 к Молчанову К.А.
В кассационной жалобе в/ч 57358 ставится вопрос об отмене апелляционного определения со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы от Молчанова К.А. поступили возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции, не явились, от в/ч 57358 поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Молчанов К.А. проходил военную службу в в/ч 57358. Уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы приказом командира части от ДД.ММ.ГГГГ На момент увольнения, как это следует из приказа по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ N, выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составила: календарная - 20 лет 10 мес. 29 дней, льготная 6 лет 8 месяцев 5 дней, всего - 27 лет 7 месяцев 4 дня.
На основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ Молчанову К.А. и его супруге Молчановой О.А. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Основанием выдачи ордера указан обменный ордер N от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Молчанову К.А. Исполнительным комитетом Улан- Удэнского городского совета народных депутатов.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ является собственностью Российской Федерации, на праве оперативного управления закреплено за войсковой частью 57358 на основании Распоряжения ТУ Росимущества по Республике Бурятия N от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 15 февраля 2021 г, Молчанову К.А. отказано в удовлетворении исковых требований к ТУ "Росимущество", войсковой части 57358 о признании жилого помещения: "адрес", не приобретшим статус служебного, признании за ним права собственности в порядке приватизации.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований в/ч 57358 в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 47, 101, 105, 108 Жилищного кодекса РСФСР, с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", дав оценку представленным доказательствам по правилам ст.ст. 61, 67 ГПК РФ, исходил из того, что спорное жилое помещение было выделено ответчику в связи с прохождением военной службы, являлось и является служебным, до ДД.ММ.ГГГГ. находилось в закрытом военном городке, во время службы с заявлением в жилищную комиссию для признания его нуждающемся в жилом помещении Молчанов К.А. не обращался.
Проверяя законность принятого решения суда в апелляционном порядке, суд второй инстанции не согласился с выводами суда.
Отменяя решение и принимая новое решение об отказе в удовлетворении иска, судебной коллегией принято во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ Молчановым был подан рапорт об увольнении в запас, в котором им указано о том, что он жильем не обеспечен, согласен на увольнение с оставлением в списках очередников на улучшение жилищных условий согласно федеральному закону "О статусе военнослужащих"; перед увольнением с Молчановым была проведена беседа временно исполняющим обязанности начальника штаба ФИО9, содержание беседы отражено в листе беседы, в котором (в пункте 8) указано о том, что Молчанов жильем не обеспечен, является очередником на улучшение жилищных условий; на момент увольнения имел выслугу более двадцати лет; при увольнении Молчанова К.А. командованием не дана оценка его рапорту, в котором он фактически ставил вопрос о постановке его на соответствующий учет; сведений о разъяснении права Молчанову подать рапорт о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для оставления в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий лист беседы не содержит; Молчанов, занимая спорное жилое помещение, полагал, что оно не отнесено к служебному, так как выданный ему ордер не содержал красной полосы, а спор о статусе занимаемой Молчановым К.А. квартиры был разрешен лишь в 2020 году.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция РФ вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 ч.ч. 2, 3).
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П, от 3 февраля 2010 г. N 3-П и от 27 февраля 2012 г. N 3-П).
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих), устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Таким образом, само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Закона о статусе военнослужащих.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.
Статьей 23 Закона о статусе военнослужащих предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений; при желании получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного федерального закона.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 поименованного выше закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (далее - Правила), установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволенные с военной службы в запас, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 6).
Основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание на служебной жилой площади (подпункт "ж" пункта 7 Правил).
В пункте 13 Правил установлено, что в год увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащие подают рапорт по команде с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Согласно подпункту "б" пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы с ним проводится индивидуальная беседа, содержание которой отражается в листе беседы, подписываемом увольняемым с военной службы военнослужащим и проводившим беседу должностным лицом, приобщается к личному делу военнослужащего.
В силу статьи 78 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, командир (начальник) обязан принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.
Из анализа предусмотренных указанными нормами обязанностей командиров и прав подчиненных военнослужащих следует, что при увольнении с военной службы командование обязано разъяснить военнослужащему его право на постановку на учет нуждающихся в случае подачи им соответствующего рапорта и право на оставление в указанных списках после увольнения с военной службы.
Проверив материалы дела, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и доказательства, судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы основанием для отмены апелляционного определения не являются.
Так, суд апелляционной инстанции, установив, что при увольнении Молчанова К.А. командованием воинской части порядок реализации его жилищных прав разъяснен не был, оценка рапорту Молчанова К.А, в котором он, заявляя об оставлении его в списках очередников на улучшение жилищных условий, фактически просил о постановке его на соответствующий учет, дана не была, на момент увольнения Молчанов К.А. имел выслугу более 20 лет, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассатора выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, тогда как иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания.
Нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Войсковой части 57358 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.