Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей Ю.М. Смолиной, О.В. Гордеевой, при секретаре Ю.К. Мироновой, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца С.Е. Аксенюк по доверенности фио на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 21 июля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска С.Е. Аксенюк к территориальной избирательной комиссии района Куркино, исполняющей обязанности избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального адрес об отмене решения избирательной комиссии от 8 июля 2022 года N11/2 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес ... ",
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального адрес на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального адрес от 8 июля 2022 года N11/2 зарегистрирован кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N2 Н.В. Быкова в порядке самовыдвижения (л.д. 11).
Административный истец С.Е. Аксенюк, которая также является зарегистрированным кандидатом по этому же избирательному округу, просила суд признать незаконным решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2 Н.В. Быковой, указывая на предоставление недостоверных сведений о месте работы кандидата.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 21 июля 2022 года административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представителя административного истца С.Е. Аксенюк по доверенности фио ставится вопрос об отмене решения суда.
Представитель административного истца С.Е. Аксенюк по доверенности фио в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального адрес по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Заинтересованное лицо Н.В. Быкова в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что имеются предусмотренные пп. 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что 18 июня 2022 года Н.В. Быкова представила в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального адрес документы по выдвижению его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N2, а именно: заявление кандидата о согласии баллотироваться; копию паспорта; копия документов о профессиональном образовании; копию трудовой книжки; сведения о размере и источниках доходов кандидата
В заявлении о согласии баллотироваться в депутаты от 18 июня 2022 года указано, что Н.В. Быкова работает в Муниципальном бюджетном учреждении "Центр творчества и досуга "Ростки" в должности заместителя руководителя (л.д. 23)
28 июня 2022 г. Н.В. Быкова сдала документы для регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес, в том числе первый финансовый отчет, три подписных листа с 15 подписями избирателей (л.д. 42-45).
Аналогичные сведения о месте работы и должности Н.В. Быковой были указаны в подписных листах.
5 июля 2022 года Н.В. Быкова была уведомлена избирательной комиссией о несоответствии официального наименования ее места работы и сведений, указанных в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты, подписных листах.
Данные об устранении Н.В. Быковой недостатков в материалах дела отсутствуют.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального адрес от 8 июля 2022 года N11/2 зарегистрирован кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N2 Н.В. Быкова в порядке самовыдвижения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что неточность в наименовании места работы Н.В. Быковой, на которую ссылается административный истец, не порождает двусмысленности и является обстоятельством, которое могло бы ввести в заблуждение избирателей относительно места работы кандидата.
С таким выводом судебная коллегия не может согласиться.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации федеральный законодатель, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, вправе предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей (постановления от 17 ноября 1998 года N26-П и от 11 июня 2002 года N10-П; определения от 25 марта 1999 года N32-О, от 6 июля 2010 года N1087-О-О, от 24 февраля 2011 года N202-О-О, от 5 июня 2012 года N1058-О, от 2 октября 2019 года N2678-О и др.).
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии наряду с прочим необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38).
Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования, установлен статьей 35 Избирательного кодекса адрес.
Кандидату, который изъявил желание участвовать в выборах на должность депутата Совета депутатов муниципального образования в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (пункт 2 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса адрес), протокол об итогах сбора подписей избирателей (пункт 2 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса адрес), первый финансовый отчет кандидата (пункт 8 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса адрес).
Пункт 4 части 6 статьи 34 Избирательного кодекса г. Москвы предусматривает указание в подписном листе основного места работы или службы кандидата, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы - род занятий).
Вопреки этим требованиям закона в подписных листах местом работы Н.В. Быковой указано Муниципальное бюджетное учреждение "Центр творчества и досуга "Ростки".
При этом самим работодателем Н.В. Быковой были указаны другие сведения - Муниципальное бюджетное учреждение Центр творчества и досуга "Ростки" муниципального адрес и это правильное наименование организации подтверждается данными Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, Н.В. Быкова, сообщая сведения о месте своей работы, знала и не могла не знать о необходимости точного и полного наименования юридического лица, поскольку такая информация формирует отношение избирателей к кандидату, содержится в подписных листах, публикуется на информационных стендах и в избирательных бюллетенях.
При этом нельзя согласиться с выводами, изложенными в решении, о том, что указание неполного наименования места работы кандидата не способно повлиять на волеизъявление избирателей, так как не создает двусмысленности или смешения с наименованием других организаций.
Так, административным истцом приводятся данные из открытых источников ЕГРЮЛ о том, что существуют некоммерческие организации, в наименовании которых используется слово "Ростки", и которые занимаются развитием творчества, общественных инициатив, социальной поддержкой (например, Автономная некоммерческая организация "Центр развития и поддержки социальных и общественных инициатив Ростки").
Учитывая формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о несущественности нарушений необоснованным.
На основании пункта "3" части 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все подписи избирателей в подписных листах следует признать недействительными.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного решения, которое подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 21 июля 2022 года отменить и принять по делу новое решение:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального адрес от 8 июля 2022 г. N11/2 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному округу N2.., паспортные данные.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.