Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии: от ОАО "КнААПО": Гончарова М.Ю., юрисконсульт, доверенность от 30.12.2010 N 07-36, от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Хабаровскому краю: Кузьмина А.А. представитель, доверенность от 11.01.2011 N 2-19/17-11, от Управления Росреестра по Хабаровскому краю: Ветцель И.Н., заместитель начальника отдела правового обеспечения, доверенность от 29.12.2010 N 79, рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина" на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 по делу N А73-6125/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата", третьи лица: Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина" (далее - ОАО "КнААПО") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю - Комсомольский-на-Амуре отдел Управления Росреестра по Хабаровскому краю), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (далее - Земельная кадастровая палата) о признании:- недействительным решения Управления Роснедвижимости по Хабаровскому краю (отдел по г. Комсомольску-на-Амуре) от 21.07.2009 N Ф22/09-0994;
- незаконными действий Управления Роснедвижимости по Хабаровскому краю и его территориального органа (отдела по г. Комсомольску-на-Амуре), Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата", выразившихся в восстановлении в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведений о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 27:22:00:129, в размере 2 149 771 588,43 руб.;
- кадастровой ошибкой восстановленную в государственном кадастре недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 27:22:00:129, в размере 2149771588,43 руб.; просило обязать Управление Росреестра по Хабаровскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения об исправлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 27:22:00:129, с 2149771588,43 руб. на 469517904,03 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных предметов относительно предмет спора, привечены Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Решением от 11.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 решение отменено на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ; в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 30.11.2010 как принятое в нарушение норм права. По мнению заявителя, судом применены нормы права, не подлежащие применению, а именно п. 2 ст. 66 ЗК РФ в редакции ФЗ от 22.07.2010 N 167-ФЗ. Со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 7309/10 полагает подлежащими применению правила ст. 66 ЗК РФ, в ранее действующей редакции. Ссылается, что постановление Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр не содержит данных о результатах государственной кадастровой оценки; таблица значений средних удельных показателей в разрезе кадастровых кварталов по видам разрешенного использования не отражает сведения по спорному земельному участку. Поэтому полагает, что расчет кадастровой стоимости должен быть исчислен из площади земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости, определяемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. Настаивает, что по виду разрешенного использования спорный участок отнесен к 11: для размещения зданий и сооружений аэродрома, вместе с тем при расчете кадастровой стоимости последняя определена из 9-го вида разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности. То, что спорный земельный участок фактически используется для размещения на нем зданий и сооружений аэродрома, подтверждается материалами дела и не опровергается сторонами.
В отзывах на кассационную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая плата" по Хабаровскому краю просят оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "КнААПО" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ФГУ "Земельная кадастровая палата", Управления Росреестра по Хабаровскому краю, возражая относительно доводов жалобы, просили оставить ее без удовлетворения. Представители других лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, при этом о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. От ТУ Росимущества в Хабаровском крае поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив законность постановления от 30.11.2010, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить его в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о праве бессрочного пользования на землю за Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением закреплена территория площадью 1668100 кв.м, расположенная в Ленинском районе г.Комсомольска-на-Амуре, занимаемая зданиями и сооружениями аэродрома.
Территория закреплена на основании постановления главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 06.02.1995 N 60. К свидетельству приложен чертеж границ земельного участка с описанием смежеств, характерных точек координат земельного участка.
В отношении Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А.Гагарина проведена приватизация путем преобразования его в ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина" (далее - общество). Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 10.11.2002 N 3760-р утвержден состав подлежащего приватизации имущества, а также перечень объектов, не подлежащих приватизации (приложение N 2).
В отношении имущества, не подлежащего приватизации, в частности, имущественного комплекса - аэродром "Дземги", являющегося аэродромом совместного базирования экспериментальной, государственной и гражданской авиации, Министерством имущественных отношений РФ в лице Министерства имущественных отношений Хабаровского края (арендодатель) с обществом (арендатор) заключен договор аренды имущественного комплекса, находящегося в собственности РФ от 01.12.2002 N 173. Приложением N 1 к договору определен перечень объектов аэродрома "Дземги" в соответствии с техническим паспортом.
По состоянию на 17.03.2010 общество включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел 2 "Услуги аэропортов", в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (письмо ФСТ России от 19.03.2010 N 4-456).
Имущественный комплекс- аэродром "Дземги" расположен на земельном участке площадью 1331927 кв.м.
Согласно кадастровой выписки от 16.01.2009 по земельному участку площадью 1331927 кв.м, кадастровый номер 27:22:00:129, его кадастровая стоимость составляла 469517904,03 руб., разрешенное использование: занимаемый зданиями и сооружениями аэродрома.
Письмом от 23.07.2009 N 09-56/1134 Управление Роснедвижимости по Хабаровскому краю известило общество, что в соответствии с результатами актуализации кадастровой оценки земель города, выполненной Красноярским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля", и утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр, восстановлена кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый номер 27:22:00:129 (входящие 27:22:051301:25, 27:22:051304:30), которая согласно кадастровой выписки о земельном участке от 14.07.2009 составила 2149771588,43 руб.
Восстановление соответствующей стоимости осуществлено на основании решения отдела г.Комсомольска-на-Амуре Управления Роснедвижимости по Хабаровскому краю от 21.07.2009 N Ф22/09-0994.
Общество, ссылаясь на то, что восстановление кадастровой стоимости связано с правовыми последствиями правообладателя земельного участка, в частности, изменением размера налоговых платежей, и, полагая недействительными, незаконными решение от 21.07.2009 N Ф22/09-0994, действия Управления Роснедвижимости по Хабаровскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Хабаровскому краю по восстановлению сведений о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 27:22:00:129, в размере 2149771588,43 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, просило признать восстановленную стоимость кадастровой ошибкой; обязать Управление внести в ГКН сведения об исправлении кадастровой стоимости земельного участка с 2149771588,43 руб. на 469517904,03 руб.
При разрешении спора суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции отменил решение в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ, рассматривая заявленные требования по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, отказал в их удовлетворении. При этом суд признал, что действия Управления, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Хабаровскому краю по восстановлению сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют ст.ст. 65, 66 ЗК РФ, порядку, установленному Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, постановлению Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае".
Между тем выводы суда апелляционной инстанции сделаны без учета следующего.
Так, в материалах дела представлены две кадастровые выписки о земельном участке площадью 1331927, 90 кв.м, кадастровый номер 27:22:00:129, одна от 16.01.2009, другая от 14.07.2009.
Обе выписки содержат данные о разрешенном использовании земельного участка: занимаемый зданиями и сооружениями аэродрома. При этом кадастровая стоимость земельного участка в выписке от 16.01.2009 составляет 469517904,03 руб., в выписке от 14.07.2009 - 2149771588,43 руб. Данных об удельном показателе кадастровой стоимости обе выписки не содержат.
Как указано в письме Управления от 23.07.2009 N 09-56/1134 основанием по восстановлению иной кадастровой стоимости спорного земельного участка явилось принятое Правительством Хабаровского края постановление от 25.11.2008 N 273-пр "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае".
Постановление N 273-пр было официально опубликовано в сборнике "Собрание законодательства Хабаровского края" 30.11.2008 N 11.
Данным постановлением утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов; средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Хабаровского края.
При этом средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края представляют собой таблицу, состоящую, в частности по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре", из 490 строк средних удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования; показатели определены в руб. за 1 кв.м.
Из данного постановления, а именно строк 480, 483 определены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов 28:22:05 13 01 (строка 480), 27:22:05 13 04 (строка 483). При этом данная таблица сведений по спорному земельному участку, кадастровый номер 27:22:00:129, не содержит. Данных о том, каким образом из названной таблицы подлежит определению соответствующий удельный показатель кадастровой стоимости конкретного земельного участка, кадастровый номер 27:22:00:129, в деле не представлено. Представленная кадастровая выписка по земельному участку, кадастровый номер 27:22:00:129, из которой следует, что участок состоит из обособленных участков, кадастровые номера: 27:22:05 13 01:25, 27:22:05 13 04:30, аналогично не соответствует тем кадастровым номерам, которые указаны в строках 480 ,483.
Соответствующие схемы по таким земельным участкам не представлены. Судом вопрос о том, какие земельные участки и из какого вида разрешенного использования являлись предметом кадастровой оценки, не выяснялся.
Согласно ст. 66 ЗК РФ, в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), с учетом Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
В соответствии с названными Правилами государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4), осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5), результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (п.9). Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 11).
Непосредственно порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний, включающим, в том числе, что состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования в составе земель населенных пунктов (п. 2.2.2).
В соответствии с п. 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ.
Разделом 9 Административного регламента урегулированы вопросы проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и предоставление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение. Данный раздел включает составление исполнителем отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъект РФ; его предоставление для проверки в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ. Проверка результатов работ осуществляется вначале Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ, затем Роснедвижимостью; принятие Роснедвижимостью решения, оформленного актом проверки о соответствии отчета методическим указаниям либо о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. В дальнейшем в случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. В свою очередь, Управление предоставляет в орган исполнительной власти РФ результаты государственной кадастровой оценки земель для утверждения в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Разделом 11 Административного регламента предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр. При этом перед соответствующим внесением проводится проверка соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, предоставленным ему на утверждение, которая оформляется протоколом проверки (п.п. 11.2, 11.3).
Таким образом, названными правовыми актами на Управление Роснедвижимости субъекта РФ, Роснедвижимость возложены определенные полномочия при осуществлении формирования в государственном земельном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
При разрешении спора суд вопросы действий уполномоченных органов по формированию в государственном земельном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, внесение сведений об экономических характеристиках земельного участка в государственный земельный кадастр, и их соответствие ст. 66 ЗК РФ, приведенным правилам, Методическим указаниям, Административному регламенту, не выяснил. Документов по формированию соответствующих сведений в государственном земельном кадастре с учетом надлежащих доказательств месторасположения спорного земельного участка и вида разрешенного использования (п. 9 Правил) в деле не представлено.
При изложенном постановление подлежит отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо выяснить отмеченные обстоятельства и с учетом их оценки разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 по делу N А73-6125/2010 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разделом 9 Административного регламента урегулированы вопросы проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и предоставление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение. Данный раздел включает составление исполнителем отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъект РФ; его предоставление для проверки в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ. Проверка результатов работ осуществляется вначале Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ, затем Роснедвижимостью; принятие Роснедвижимостью решения, оформленного актом проверки о соответствии отчета методическим указаниям либо о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. В дальнейшем в случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. В свою очередь, Управление предоставляет в орган исполнительной власти РФ результаты государственной кадастровой оценки земель для утверждения в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Разделом 11 Административного регламента предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр. При этом перед соответствующим внесением проводится проверка соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, предоставленным ему на утверждение, которая оформляется протоколом проверки (п.п. 11.2, 11.3).
...
При разрешении спора суд вопросы действий уполномоченных органов по формированию в государственном земельном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, внесение сведений об экономических характеристиках земельного участка в государственный земельный кадастр, и их соответствие ст. 66 ЗК РФ, приведенным правилам, Методическим указаниям, Административному регламенту, не выяснил. Документов по формированию соответствующих сведений в государственном земельном кадастре с учетом надлежащих доказательств месторасположения спорного земельного участка и вида разрешенного использования (п. 9 Правил) в деле не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 марта 2011 г. N Ф03-554/2011 по делу N А73-6125/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3691/11
27.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3235/11
16.05.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1515/11
25.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-554/2011