Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Кудряшова В.К, рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело N 3а-45/2022 по частной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на определение Ярославского областного суда от 25 мая 2022 года о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 26 января 2022 года удовлетворены исковые требования Островского О.В. об установлении кадастровой стоимости 10 земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
18 апреля 2022 года Островский О.В. обратился в суд с заявлением о возмещении судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением административного дела, и просил взыскать с департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее также - Департамент) расходы на проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости 26 700 руб, расходы на оплату услуг представителя 25 000 руб, расходы по уплате государственной пошлины 3 000 руб, почтовые расходы 619 руб. 50 коп.
Определением Ярославского областного суда от 25 мая 2022 года заявление Островского О.В. о взыскании судебных расходов удовлетворено частично, с департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в его пользу взысканы расходы по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости 22 150 руб, расходы на оплату услуг представителя 12 000 руб, расходы по уплате государственной пошлины 3 000 руб, почтовые расходы 619 руб. 50 коп.
Не согласившись с определением суда, в частной жалобе Департамент просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости само по себе не свидетельствует о допущенной ошибке при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, доказательств нарушения методики проведения государственной кадастровой оценки применительно к объектам недвижимости административного истца в процессе рассмотрения спора по существу добыто не было. Департаментом не оспаривалось право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости; решение суда не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Согласно положениям частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции о взыскании судебных расходов в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив доводы частной жалобы и поступивших возражений административного истца, проверив материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Удовлетворяя заявление о взыскании судебных расходов суд первой инстанции установил, что расхождение между оспариваемой административным истцом кадастровой стоимостью земельных участков и их рыночной стоимостью превышает более чем в два раза по каждому объекту. Данная разница является значительной, не укладывается в приемлемый, с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, следовательно, свидетельствует об ошибочности ранее состоявшейся кадастровой оценки объектов недвижимости, повлекшей нарушение имущественных прав административного истца.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103 КАС РФ).
В соответствии со статьей 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами, другие признанные судом необходимые расходы.
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешён по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечёт восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N1555-О разъяснено, что нарушение прав лица суд может установить, как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований.
Таким образом, в случае, если кадастровая стоимость кратно превышает рыночную, что может означать ошибку в методике ее определения или в применении методики, судебные расходы по делам об оспаривании кадастровой стоимости взыскиваются в пользу административного истца.
Абзацем 2 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации, в пунктах 4, 10, 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. В случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом), признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 106, 129 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, при подаче административного иска предоставление отчета об оценке рыночной стоимости является обязательным.
Судом установлено, что документально подтвержденные расходы административного истца по оценке рыночной стоимости земельных участков составили 22 150 руб, в связи с этим указанная сумма обоснованно взыскана в пользу административного истца.
Обязанность по оплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления предусмотрена статьей 126 КАС РФ. При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб, что подтверждается чеком - ордером от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим указанная сумма подлежит взысканию с административного ответчика.
Почтовые расходы в сумме 619, 50 руб. подтверждены кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ. Данные расходы обусловлены требованиями пункта 1 части 1 статьи 126 КАС РФ и поэтому подлежат возмещению административному истцу.
Определяя размер расходов, подлежащих взысканию с административного ответчика в пользу заявителя на оплату услуг представителя, которые надлежащим образом подтверждены материалами дела, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 112 КАС РФ, с учетом принципов разумности и справедливости, характера спора, степени сложности дела и продолжительности его рассмотрения, объема выполненной представителем работы пришел к выводу о возможности снижения заявленной ко взысканию суммы до 12 000 руб.
Суд первой инстанции, установив, что административный иск удовлетворен, кадастровая стоимость каждого объекта недвижимости превышает установленную судом рыночную стоимость более чем в два раза, что может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, с учетом того, что Департамент является органом, утвердившим результаты кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, обоснованно указал на наличие оснований для взыскания понесенных административным истцом судебных расходов с данного органа.
Доводы частной жалобы об отсутствии ошибки при формировании методики определения кадастровой стоимости основаны на неверном толковании вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и не опровергают выводы суда об обоснованности взыскания судебных расходов с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, в связи с чем оснований для отмены определения Ярославского областного суда не имеется.
Разрешая заявление Островского О.В, судом первой инстанции правильно определен надлежащий ответчик, а также размер судебных расходов, подлежащих взысканию в пользу административного истца, поскольку они подтверждены представленными платежными документами, чрезмерными не являются, при этом выводы суда аргументированы и мотивированы.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований его для отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Ярославского областного суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, частную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья В.К. Кудряшов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.