Судебная коллегия по гражданским делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гришиной Г.Н, судей Романовой Е.М, Харебиной Г.А, при помощнике судьи Долдо А.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-484/2022 по апелляционной жалобе Глухова Алексея Константиновича на решение Московского городского суда от 2 июня 2022 г, которым Глухову Алексею Константиновичу отказано в удовлетворении искового заявления к Федеральному государственному бюджетному учреждению "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Гришиной Г.Н, выслушав объяснения истца Глухова А.К, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Шорохова Л.А. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Глухов А.К. обратился в Преображенский районный суд г. Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России) о взыскании заработной платы. В обосновании заявленных требований указал, что в период работы в должности научного сотрудника ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России размер его заработной платы не соответствовал Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и составлял менее 200 % от средней заработной платы по региону. Просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период 2019 г, 2020 г. и 5 месяцев 2021 г. в сумме 2 773 472, 23 рублей.
Определением Преображенского районного суда от 14 февраля 2022 г. гражданское дело по иску Глухова А.К. к ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России о взыскании заработной платы на основании пункта 3 части 2 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передано по подсудности в Московский городской суд.
При рассмотрении дела Московским городским судом Глухов А.К. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и в окончательной редакции просил взыскать с ответчика ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России заработную плату за период с 1 января 2018 г. по 31 мая 2021 г. в размере 1 131 071, 87 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Глухов А.К. и его представитель Голоскокова Н.В. поддержали уточнённые исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему с предоставлением расчёта задолженности, пояснив, что в отношении истца имела место дискриминация со стороны непосредственного руководителя, на протяжении нескольких лет требовавшего увольнения истца. Указали на незаконность увольнения истца за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, при этом в судебном порядке увольнение истцом не оспаривалось. Считают процессуальный срок для обращения в суд с иском не пропущенным, поскольку такой срок подлежит исчислению с даты увольнения истца 31 мая 2021 г, когда у работодателя возникла обязанность произвести окончательный расчёт.
Представитель ответчика ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России по доверенности Шорохов Л.А. в суде первой инстанции иск не признал, просил в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к возражениям. Пояснил, что дополнительные стимулирующие выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" начислялись и выплачивались сотрудникам ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России в соответствии с коллективными трудовыми договорами в пределах бюджетных ассигнований, периодичность поступления которых от работодателя не зависела. Указал, что при поступлении суммы субсидии определялись коэффициенты работы каждого сотрудника, имеющего право на получение стимулирующей выплаты, коэффициенты суммировались, после чего путём деления общей суммы субсидии на суммарный коэффициент всех сотрудников определялся денежный эквивалент стоимости одного балла, а результат умножался на итоговый коэффициент каждого сотрудника. При этом величина итогового коэффициента не могла превышать максимальный размер, установленный для соответствующих должностей, в том числе для должностей старшего и младшего научных сотрудников, что обеспечивало дифференциацию вознаграждения в зависимости от занимаемых сотрудниками должностей, тогда как расчётами истца это не учтено. Просил полностью отказать в иске, при этом заявил о пропуске срока обращения в суд о выплате заработной платы.
Решением Московского городского суда от 2 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований Глухова А.К. отказано.
В апелляционной жалобе истца содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, и принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объёме. В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильной оценке представленных стороной ответчика документов, содержащих коэффициенты, в которых суд первой инстанции не пожелал разобраться. Указывает, что судом не применён подлежащий применению Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы ответчик ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России просит в её удовлетворении отказать, считая доводы жалобы необоснованными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Глухов А.К. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Представитель ответчика ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России по доверенности Шорохов Л.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал, что правовые основания для отмены решения отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы истца Глухова А.К, письменные возражения ответчика ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела являются основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Соответствующих нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Судом установлены и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ 2015 г. на основании трудового договора N N истец назначен на должность младшего научного сотрудника ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России. Впоследствии на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ 2016 г. истец переведён на должность старшего научного сотрудника, на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ 2021 г. вновь переведён на должность младшего научного сотрудника.
В соответствии с разделом 4 указанного трудового договора за выполнение трудовых обязанностей истцу установлены: должностной оклад (пункт 4.1.1), который может повышаться при индексации заработной платы работников бюджетной сферы, в других случаях и устанавливается по приказу начальника ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России; компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, другие выплаты): надбавка за работу со сведениями, составляющими "данные изъяты", в порядке, установленном Приказом Минобороны России от 23 апреля 2014 г. N 255, выплата за совмещение профессий (увеличение объёма работ), другие выплаты в порядке, установленном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 и коллективным договором (пункт 4.1.2); стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, другие виды выплат): выплата за выслугу лет в порядке, установленном Приказом Минобороны России от 23 апреля 2014 г. N 255 и коллективным договором; надбавка за интенсивность и высокие результаты; другие выплаты в порядке, установленном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 и коллективным договором, выплата за учёную степень в порядке, установленном Приказом Минобороны России от 23 апреля 2014 г. N 255 и коллективным договором (пункт 4.1.3). Условия и размер выплат, надбавок и премий устанавливаются приказами начальника ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России, а также в соответствии с коллективным договором и локальными нормативными актами работодателя (пункт 4.2). На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России (л.д. 48-52 т. 1).
Согласно дополнительному соглашению N N от ДД.ММ.ГГГГ 2019 г. к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ 2015 г. N N, пункт 4.1 указанного трудового договора изложен в редакции, в соответствии с которой истцу установлены: должностной оклад (пункт 4.1.1); компенсационные выплаты - ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими "данные изъяты", в размере "данные изъяты" % от должностного оклада (пункт 4.1.2); стимулирующие выплаты: ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет в размере до "данные изъяты" % от должностного оклада в порядке, установленном приказом Министра обороны ДД.ММ.ГГГГ г. N N (на основании протокола подсчёта выслуги лет), ежемесячная премия по результатам работы в размере до "данные изъяты" % от должностного оклада, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере до двух должностных окладов, надбавка за интенсивность и высокие результаты работы (пункт 4.1.3). Изменения в трудовой договор, определённые указанным дополнительным соглашением, вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ 2019 г. (пункт 3 дополнительного соглашения) (л.д. 57-58 т. 1).
31 мая 2021 г. на основании приказа начальника ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России N 259 к Глухову А.К. применено дисциплинарное взыскание в виде увольнение за нарушение трудовой дисциплины, выразившееся в отсутствии на рабочем месте, - за прогул, трудовой договор N N от ДД.ММ.ГГГГ 2015 г. расторгнут с 31 мая 2021 г. по инициативе работодателя в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом Глухов А.К. лишён всех видов стимулирующих (премиальных) выплат на основании пункта 1.5 Приложения N 3 к коллективному договору на 2021-2023 годы. С данным приказом Глухов А.К. ознакомлен лично под роспись 1 июня 2021 г. (л.д. 62-63 т. 1).
В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" постановлено: Правительству Российской Федерации обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (пункт "а" части 1 Указа).
Порядок оформления и представления документов для зарплатных выплат научным сотрудникам на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 на 2017-2019 годы и на 2021-2023 годы в ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России установлен пунктами 3.5 Положений о премировании работников с последующими изменениями (л.д. 94-107, 122-141 т. 1), которые являются приложениями к коллективным договорам на соответствующие периоды и предусматривают выплаты научным сотрудникам в зависимости от занимаемых должностей, количества и качества выполненной работы, соблюдения трудовой дисциплины и объёма средств, выделенных ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России на указанные цели на очередной период.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных учреждениях на 2012-2018 годы", в соответствии с которым достижение показателей, определенных названным Указом Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом; при этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории (например, главный и младший научные сотрудники). Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть, как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 для соответствующей категории работников (раздел IV "Мероприятия Программы).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Глуховым А.К. требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы" и исходил из того, что выплаты, установленные на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, не являются постоянными выплатами, предусмотренными системой оплаты труда, а являются стимулирующими выплатами, размер которых зависит, в том числе, от занимаемой должности, квалификации работника и результатов его труда, тогда как истец ошибочно утверждает, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 размер его заработной платы, как научного сотрудника, должен быть не ниже 200% от средней заработной платы по г. Москве вне зависимости от различных критериев, поскольку такое утверждение не соответствует основным принципам трудового законодательства, в связи с чем пришёл к выводу о том, что исковые требования основаны на неправильном толковании положений Указа Президента Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований для признания данных выводов ошибочными, поскольку они мотивированы, основаны на нормах материального права и представленных сторонами доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы 1 и 2 части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения, установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок и условия оплаты труда и нормирования труда урегулированы разделом VI Трудового кодекса Российской Федерации (главы 20 - 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Условия поощрительных выплат должны быть направлены на достижение высоких показателей работы научных работников, т.е. они должны быть эффективными, учитывать особенности того или иного научного учреждения и найти отражение в положениях об оплате труда.
Конкретизация условий оплаты труда является обязательным элементом любого трудового договора, который заключается с научным работником, а при наличии трудовых отношений в трудовой договор должны быть внесены соответствующие изменения в установленном законом порядке (часть 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с коллективным договором ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России на 2017-2019 годы (л.д. 108-141 т. 1), оплата труда работников ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России включает в себя должностной оклад (тарифную ставку), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера, единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного года (пункт 6.4).
Указанным коллективным договором в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 г. занимающему должность научного сотрудника, к которой относилась должность истца, предусмотрена выплата за успешное выполнение научно-исследовательских, опытно-испытательных работ, оперативных заданий (пункт 6.4.3.5 - л.д. 119 т. 1). При этом выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 г. начисляется в виде премии на основе установленных для научных сотрудников оцениваемых видов деятельности и соответствующих коэффициентов из значимости, в соответствии с приложением N 3 к коллективному договору (Положением о премировании работников института).
В соответствии с Положением о премировании работников института от 29 декабря 2016 г, являющимся приложением N 3 к вышеуказанному коллективному договору, выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 г. начисляются научным сотрудникам, имеющим основное место работы институт, при обязательном выполнении следующих условий: успешное выполнение служебных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью, успешное выполнение требований по защите "данные изъяты" с учётом соблюдения трудовой дисциплины и правопорядка, достижение в процессе профессиональной деятельности конкретных результатов, представляющих собой существенный вклад в решение научных задач, представленных перед институтом (пункт 3.5 - л.д. 130-131 т. 1).
Согласно изменению N 9 в коллективный договор ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России на 2017-2019 годы от 2 февраля 2017 г, пункт 3.5 Положения о премировании работников института изложен в редакции, согласно которой выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 г. начисляются научным сотрудникам, имеющим основное место работы институт, при обязательном выполнении следующих условий: успешное выполнение служебных обязанностей в соответствии с занимаемыми должностями, неукоснительное выполнение требований по защите "данные изъяты", строгое соблюдение трудовой дисциплины и правопорядка, достижение в процессе профессиональной деятельности конкретных результатов, представляющих собой существенный вклад в решение научных задач, поставленных перед институтом (л.д. 135-141 т. 1).
В соответствии с коллективным договором ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России на 2021-2023 годы (л.д. 81-107 т. 1) оплата труда работников ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России включает в себя должностной оклад (тарифную ставку), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера, единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного года (пункт 6.4 - л.д. 85 т. 1).
Согласно пункту 6.4.3.3 (л.д. 91 т. 1) работникам, занимающим должности научных сотрудников (главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 г. может производиться выплата за успешное выполнение научно-исследовательских, опытно-испытательных работ, оперативных заданий. При этом указанная выплата начисляется в виде премии на основе установленных для научных сотрудников оцениваемых видов деятельности и соответствующих коэффициентов их значимости на основании приложения N 3 к коллективному договору.
При этом вышеуказанными коллективными договорами на 2017-2019 годы и на 2021-2023 годы предусмотрено, что для определения конкретного вклада каждого научного сотрудника используются единые показатели эффективности его деятельности, выраженные в балах; приводится таблица расчёта показателей такой эффективности, соответствующие коэффициенты и формула расчёта.
Таким образом, коллективными договорами, действовавшими в период трудовой деятельности истца ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России, предусмотрена выплата премии на основании Указа Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 г, с учётом соблюдения конкретным работником обязательных условий, указанных в положениях о премировании, в соответствии с которыми работодателем в установленном порядке производится оценка эффективности труда работника, расчёт такой премии.
Положения приведенных норм права и локальных актов судом первой инстанции применены правильно, при этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявленные требования истца о взыскании заработной платы основаны на ошибочном понимании Указа Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 г, который не устанавливает, как полагает истец, размер заработной платы научных сотрудников не ниже 200% от средней заработной платы по г. Москве вне зависимости от различных критериев.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание таблицы расчёта показателей эффективности деятельности научных сотрудников, представленные ответчиком, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, пределы осуществления гражданских прав определены в статье 10 указанного кодекса, а способы защиты в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом, по смыслу положений статей 11 (судебная защита гражданских прав) и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (право на обращение в суд) в их совокупности, определение способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть истцу.
Истец Глухов А.К. по настоящему делу обратился с исковыми требованиями о взыскании с ответчика ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России заработной платы за период с 1 января 2018 г. по 31 мая 2021 г. в размере 1 131 071, 87 рублей, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, при этом представил расчёт задолженности по заработной плате за каждый год, в котором указал, что его заработная плата меньше 200% средней заработной платы наёмных работников в г. Москве. В расчёте истец указал размер своей заработной платы в месяц и сравнил её со средней заработной платой наёмных работников г. Москвы, умноженной на 200%, при этом ко взысканию с ответчика определилразницу между заработными платами, ссылаясь на не соответствие получаемой им заработной платы Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", которая по его мнению должна составлять не менее 200 % от средней заработной платы по региону. Иных требований истец не заявлял, а суд первой инстанции иных требований не рассматривал.
Таким образом, суд первой инстанции принял решение по заявленным Глуховым А.К. требованиям и рассмотрел иск в пределах заявленных истцом требований.
В апелляционной жалобе Глухова А.К. не приведено обстоятельств, которые имели бы юридическое значение при вынесении судебного акта или могли бы повлиять на обоснованность и законность обжалуемого решения либо опровергнуть выводы суда первой инстанции, приведённые доводы не опровергают выводов суда, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
Таким образом, оснований, установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Московского городского суда от 2 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Глухова Алексея Константиновича - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции (г. Москва) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Московский городской суд.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 7 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.