Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дела по жалобам генерального директора ООО "ТК "Курскавтотранс" Есипова В.Л. на постановления старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Курской области Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 11 сентября 2020 года N ..., N ... и N ..., на решения главного государственного инспектора Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора от 08 декабря 2020 года, на решения судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2021 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ и ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ТК "Курскавтотранс",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Курской области Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 11 сентября 2020 года N... ООО "ТК "Курскавтотранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Курской области Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 11 сентября 2020 года N... ООО "ТК "Курскавтотранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Курской области Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 11 сентября 2020 года N... ООО "ТК "Курскавтотранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решениями главного государственного инспектора Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора от 08 декабря 2020 года данные постановления оставлены без изменения, жалобы заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с такими актами должностных лиц административного органа, законный представитель общества подал на них жалобы в Ленинский районный суд г. Курска, определением судьи которого от 18 февраля 2021 года данные жалобы с иными материалами на рассмотрение по территориальной подсудности направлены в Савеловский районный суд г.Москвы, решениями судьи которого оспариваемые постановления и решения должностных лиц Юго-Западного МУГАДН ЦФО оставлены без изменения, жалобы заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд состоявшиеся по делу постановления и решения должностных лиц административного органа и судьи районного суда обжалует законный представитель общества по доводам поданных жалоб, согласно которым, при рассмотрении указанных дел об административных правонарушений не дана надлежащая правовая оценка позиции стороны защиты, представленным в обоснование своей позиции доказательствам; имеются основания для применения положений ст.ст.3.4, 4.1.1 КоАП РФ с учетом привлечения общества к административной ответственности впервые, включения его в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "ТК "Курскавтотранс", будучи извещенным о времени и месте слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, явку защитника общества не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.4 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Исследовав материалы настоящего дела, проверив доводы поданных жалоб, имеются основания для изменения оспариваемых актов должностных лиц административного органа и судьи районного суда в силу следующего.
Административная ответственность по ч.2 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 3, абз.9 статьи 5 которого определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 1, 2 статьи 20 вышеназванного Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Статьей 23 того же Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров.
Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.
Согласно п.1, п.2(5), п.7 ст.46 Федерального закона 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития; видами медицинских осмотров являются предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также при приеме на обучение в случае, предусмотренном частью 7 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ; предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения; послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; порядок и периодичность проведения медицинских
осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента.
В соответствии с п.п.5, 6, 14, 15 утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года N 835н капроведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб, обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов; результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее - Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике: дата и время проведения медицинского осмотра, фамилия, имя, отчество работника, пол работника, дата рождения работника, результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка, подпись медицинского работника с расшифровкой подписи, подпись работника; журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки
страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Частью 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ административная ответственность установлена за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Пунктом 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 предусмотрено, что водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Исходя из положений п.п.5, 11, 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N7, действовавших на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к настоящему приказу (далее - Перечень). Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально; субъект транспортной деятельности обязан в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" организовывать проведение обязательных медицинских осмотров водителей; сведения о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
На основании п.п.7, 15, 16 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 08 августа 2018 года N296, действовавших в период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер), субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств (далее - журнал) должен содержать следующие реквизиты: наименование марки, модели транспортного средства, государственный регистрационный знак транспортного средства, фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства, фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль, дату, время проведения контроля, показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля, отметку о прохождении контроля, подпись контролера, проводившего контроль; журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность распечатки страниц журнала.
Частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьями 11.15.1, 11.23 и 12.21.1 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.
Примечанием к статье 12.31.1 указанного Кодекса установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные названной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 11 марта 2016 года N59, действовавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, установлено, что в соответствии с требованиями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, результаты которых оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 года, регистрационный N22111).
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 11.00 час. 07 августа 2020 года по адресу:.., в ходе проведения на основании распоряжения заместителя начальника Управления - начальника территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Курской области Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 09 июля 2020 года N... внеплановой выездной документарной проверки, 09 июля 2020 года согласованной с первым заместителем прокурора Курской области, соблюдения требований законодательства по перевозочной деятельности перевозчиком пассажиров ООО "ТК "Курскавтотранс" должностными лицами административного органа выявлено, что в нарушение требований ст.ст.20, 23 Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п.2(5), п.7 ст.46 Федерального закона 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п.п.5, 6, 14 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденных приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года N 835н, п.п.5, 11, 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N7, п.п.7, 15 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 08 августа 2018 года N296, п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 11 марта 2016 года N59, п.п.2, 7, 12- 14, 19, 24, 31 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на
тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года N302н, ООО "ТК "Курскавтотранс" допустило нарушения требования по проведению обязательных предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей, отсутствуют журналы регистрации предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей данного перевозчика, допущен возврат с линии водителей без прохождения послесменного, послерейсового медосмортра, в путевых листах... от 09 июня 2020 года,... от 04 июня 2020 года отсутствуют отметки о прохождении послерейсового медосмотра водителя Б.А.В, осуществлявшего перевозку пассажиров по регулярному маршруту "... ", а также отсутствуют журналы учета прохождения предрейсового (предсменного) контроля технического состояния транспортных средств, не представлены документы, подтверждающие наличие в штате предприятия контролера технического состояния транспортных средств, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению контроля технического состояния транспортных средств, не проводятся периодические медицинские осмотры водителей, не представлены поименные списки, разработанные на основании контингентов работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов, направления на проведение медосмотров и заключения о проведении периодических медосмотров, в том числе, водителей Ж.В.А, С.А.Б, Е.Н.Н, З.Н.П, С.А.С, Т.А.П, С.Р.В, Ж.В.П, допущенных к осуществлению перевозок пассажиров, не ведется анализ результатов обязательных медосмотров водительского состава, отсутствуют документы, подтверждающие проведение анализа результатов обязательных медицинских осмотров водителей с целью выявления работников, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употреблению наркотических или иных средств, страдающих хроническими заболеваниями, влияющих на
выполнение трудовых функций, совершив тем самым административные правонарушения, предусмотренные ч.2, ч.3 и ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ТК "Курскавтотранс" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, мотивированным представлением о назначении и проведении выездной внеплановой проверки в отношении перевозчика пассажиров и багажа ООО "ТК "Курскавтотранс"; распоряжением заместителя начальника Управления - начальника территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Курской области Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 09 июля 2020 года N... о проведении внеплановой выездной документарной проверки перевозчика пассажиров и багажа ООО "ТК "Курскавтотранс"; решением первого заместителя прокурора Курской области от 09 июля 2020 года о согласовании проведения выездной внеплановой проверки перевозчика пассажиров и багажа ООО "ТК "Курскавтотранс"; актом проверки от 07 августа 2020 года N.., в котором зафиксированы выявленные нарушения перевозчиком пассажиров и багажа ООО "ТК "Курскавтотранс" транспортного законодательства; копиями путевых листов; копиями журналов медосмотров водителей; копиями журналов регистрации результатов предрейсового контроля технического состояния транспортных средств; протоколами об административных правонарушениях от 20 августа 2020 года в отношении ООО "ТК "Курскавтотранс", в которых подробно приведены события административных правонарушений, предусмотренных ч.2, ч.3 и ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, указаны нормы Законов и правовых нормативных актов, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протоколы составлены в присутствии защитника общества по доверенности З.С.В, который с протоколами ознакомлен, с ними не согласился, копии протоколов получил на руки, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, ему разъяснены, о чем имеются его собственноручные подписи, все сведения, указанные в ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Юго-Западного МУГАДН ЦФО в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем правомерно судьей районного суда положены в основу выводов о доказанности вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица во вменяемом правонарушении.
Сведениями о фальсификации данных доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ не представлено.
В рамках рассматриваемых дел об административных правонарушениях основанием для проведения выездной внеплановой документарной проверки послужили неоднократные обращения в Управление Юго-Западного МУГАДН ЦФО Управления государственного автомобильного и дорожного надзора ФСНСТ (...), прокуратуры Курской области (...), ИП К.А.В, ИП О.А.А. (...) на нарушения перевозчиком ООО "ТК "Курскавтотранс" транспортного законодательства, влекущих за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, в ходе которой были выявлены вышеприведенные нарушения.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении обязательных предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, обязательных периодических медицинских осмотров.
В соответствии с требованиями абз. 5 п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Из анализа приведенной нормы следует, что субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч.2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, являются перевозчики, то есть лица, непосредственно организующее и осуществляющее перевозки пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу статей 2 и 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Приказа Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N152, путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, и осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Установив, что перевозчиком - лицом, непосредственно организующим и осуществляющим перевозки пассажиров транспортными средствами, в данном случае является ООО "ТК "Курскавтотранс", которым допущены нарушения требования по проведению обязательных предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей, отсутствие журналов регистрации предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей, допущен факт возврат с линии водителей без прохождения послесменного, послерейсового медосмортра, в путевых листах отсутствуют отметки о прохождении послерейсового медосмотра водителей, осуществлявших перевозку пассажиров по регулярному маршруту, отсутствуют журналы учета прохождения предрейсового (предсменного) контроля технического состояния транспортных средств, документы, подтверждающие наличие в штате предприятия контролера технического состояния транспортных средств, не проводятся обязательные периодические медицинские осмотры водителей, не представлены поименные списки водителей, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов, направления на проведение медосмотров и заключения о проведении периодических медосмотров, отсутствуют документы, подтверждающие проведение анализа результатов обязательных медицинских осмотров водителей с целью выявления работников, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употреблению наркотических или иных средств, страдающих хроническими заболеваниями, влияющих на выполнение трудовых функций, что является нарушением транспортного законодательства, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного юридического лица объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных ч.2, ч.3 и ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ.
При этом, судьей районного суда обоснованно не приняты во внимание представленные в обоснование своей позиции журналы регистрации результатов предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, поскольку зафиксированные в них результаты относятся к транспортным средствам иного субъекта транспортной деятельности - перевозчика ООО "ТК "... ".
Также не повлияли на квалификацию действий общества и не явились основанием к освобождению от административной ответственности представленные в материалы дела копии путевых листов и журналов медосмотров, которые организованы, проведены и оформлены иными перевозчиками - ООО "... " и ООО "... ".
Порядок рассмотрения 08 декабря 2020 года вышестоящим должностным лицом административного органа поданных законным представителем общества жалоб на постановления от 11 сентября 2020 года N.., N... и N.., установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден, нормы материального права истолкованы и применены правильно.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, должностные лица административного органа и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела, обоснованно пришли к выводу о доказанности вины общества в нарушении требований транспортного законодательства и в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2, ч.3 и ч.6 ст.12.31, 1 КоАП РФ.
Доводы поданных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемых актов, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены оспариваемых актов.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о наличии событий указанных административных правонарушений и доказанности вины общества в их совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дел, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Вместе с тем при рассмотрении данных дел об административных правонарушениях не учтено следующее.
В силу статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение; при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В данном случае при вынесении оспариваемых постановлений и решений не учтены положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, а также тот факт, что вышеуказанные административные правонарушения по ч.ч. 2, 3, 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства, выявлены в рамках одной проверки, р ассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам одной проверки в отношении ООО "ТК "Курскавтотранс", подведомственно одному должностному лицу - старшему государственному инспектору территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Курской области Юго-Западного МУГАДН ЦФО, которым и вынесены оспариваемые постановления о привлечении указанного общества к административной ответственности, что является основанием для объединения таких дел для рассмотрения их в одном производстве с вынесением одного решения и назначения одного административного наказания в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание.
При таких обстоятельствах, оспариваемые постановления от 11 сентября 2020 года N.., N... и N.., решения вышестоящего должностного лица административного органа от 08 декабря 2020 года, решения судьи районного суда от 15 сентября 2021 года подлежат изменению.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, требования ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, санкции ч.2, ч.3 и ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, которые влекут наложение административных штрафов на юридических лиц в размере 30 000 рублей и 25 000 рублей, ООО "ТК "Курскавтотранс" следует назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Поскольку невыполнение обществом обязательных требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, обязательных периодических медицинских осмотров водителей транспортных средств, а также предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и багажа, является угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также возможных негативных последствий, сопряжено с возникновением угрозы охраняемым общественным отношениям, совершены по причине пренебрежительного отношения указанного юридического лица к исполнению возложенных на него правовых обязанностей перевозчика, применение административного наказания в виде предупреждения, о чем просит сторона защиты, не представляется возможным.
В остальной части оспариваемые акты должностного лица административного органа и судьи районного суда подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
дела об административных правонарушениях в отношении ООО "ТК "Курскавтотранс" N7-8869/2020 по ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, N7-8865/2020 по ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, N7-8871 по ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ объединить в одно производство.
Постановления старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Курской области Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 11 сентября 2020 года N.., N... и N.., решения главного государственного инспектора Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора от 08 декабря 2020 года, решения судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2021 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ и ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ТК "Курскавтотранс" изменить, на значить ООО "ТК "Курскавтотранс" административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В остальной части данные постановления и решения должностных лиц административного органа, решения судьи районного суда оставить без изменения, жалобы генерального директора ООО "ТК "Курскавтотранс" Есипова В.Л. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.