Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бросовой Н.В.
судей Ившиной Т.В, Арзамасовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кораблевой Евгении Борисовны на решение Нововятского районного суда г. Кирова Кировской области от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 2 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-317/2022 по иску Кораблевой Евгении Борисовны к КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кораблева Е.Б. обратилась с иском к КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" о признании приказа об отстранении от работы незаконным и допуске ее к работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что Кораблева Е.Б. состоит в трудовых отношениях с КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок". Согласно приказу N 38-лс от 21 января 2022 года в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции CОVID-19 с 21 января 2022 года она была отстранена от работы без сохранения заработной платы. Считает незаконным данный приказ и ее отстранение от работы по следующим обстоятельствам. Она вышла на работу из отпуска по уходу за ребенком 08 ноября 2021 года. В период с 15 ноября 2021 года по 20 декабря 2021 года находилась на больничном - сначала с ребенком, а с 01 декабря 2021 года по 20 декабря 2021 года в связи с обострением своего основного хронического заболевания. После больничного ей дали медицинский отвод от прививок по 20 января 2022 года. 20 января 2022 года работодателем ей было вручено уведомление с рекомендацией пройти вакцинацию либо представить справку о невозможности вакцинации по медицинским показаниям в срок до 21 января 2022 года. 21 января 2022 года ее пропуск был заблокирован, она не смогла пройти на свое рабочее место, был составлен акт об отказе от вакцинации, причем она отказ не выражала, а поясняла, что не может сделать прививку по медицинским показаниям. Считает, что от работы ее отстранили незаконно, при отсутствии правовых оснований, поскольку она находилась на больничном, имела медицинский отвод от прививок. Кроме того, к моменту ее отстранения от работы истек срок, установленный постановлением Главного санитарного врача по Кировской области - вакцинироваться в срок по 10 декабря 2021 года.
Просит признать приказ об отстранении ее от работы от 21 января 2022 года незаконным, обязать ответчика допустить ее к работе, обязать ответчика произвести начисление и выплату заработной платы за время вынужденного прогула с 21 января 2022 года по день вынесения решения суда, а поскольку нарушено ее право на труд, ей причинены нравственные страдания, которые выражаются в переживаниях по поводу незаконного отстранения от работы, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 15 000 рублей.
Определением суда к участию в деле привлечено Управление Роспотребнадзора по Кировской области.
Решением Нововятского районного суда г. Кирова Кировской области от 28 марта 2022 года исковые требования Кораблевой Евгении Борисовны к КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 2 июня 2022 года решение Нововятского районного суда г. Кирова Кировской области от 28 марта 2022 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Кораблевой Е.Б, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Кораблева Е.Б. на основании трудового договора от 25 января 2016 года N и дополнительных соглашений к нему N от 29 декабря 2017 года, N от 30 декабря 2021 года состоит в трудовых отношениях с КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" в должности заместителя начальника отдела размещения закупок.
Согласно Уставу, КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" осуществляет деятельность в целях обеспечения реализации государственной функции по организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Кировской области.
В период с 14 февраля 2019 года по 07 ноября 2021 года Кораблева Е.Б. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Кировской области от 11 октября 2021 года N, 29 октября 2021 года директором учреждения издан приказ N-лс "О проведении вакцинации от коронавируса", согласно которому установлен порядок проведения в срок до 10 ноября 2021 года для не менее 80 % сотрудников учреждения вакцинации первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции COVID-19, в срок до 10 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины. Сотрудники, имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, представляют в административно-правовой отдел подтверждающие документы. Сотрудники, прошедшие вакцинацию ранее, представляют соответствующий сертификат. Список сотрудников, в числе которых Кораблева Е.Б, указан на оборотной стороне данного приказа. Сотрудники ознакомлены с приказом под роспись. Кораблева Е.Б. ознакомлена с приказом 08 ноября 2021 года, о чем свидетельствует её собственноручно проставленная подпись.
В период с 15 ноября 2021 года по 30 ноября 2021 года Кораблева Е.Б. находилась на больничном с ребенком, с 01 декабря 2021 года по 20 декабря 2021 года сама была нетрудоспособна. Истец по выходу на работу 21 декабря 2021 года представила работодателю справку-медотвод от вакцинации на срок 1 месяц с 20 декабря 2021 года по 20 января 2022 года. В дальнейшем согласно сведениям КОГБУЗ "Кировская городская больница N2" медицинский отвод не продлевался.
20 января 2022 года Кораблевой Е.Б. рекомендовано пройти вакцинацию и представить документ о вакцинации либо представить справку о невозможности вакцинации по медицинским показаниям до 21 января 2022 года. В случае не предоставления указанных документов до 21 января 2022 года работодатель вправе отстранить работника от работы без сохранения заработной платы до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы на основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации. С данным уведомлением Кораблева Е.Б. ознакомлена 20 января 2022 года.
Согласно акту об отказе от вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 по состоянию на 9 час. 13 мин. 21 января 2022 года вакцинация Кораблевой Е.Б. не пройдена, справка о медицинском отводе не представлена, в устной форме выражен отказ от вакцинации. С данным актом истец ознакомлена в этот же день, из письменных пояснений следует, что она не может сделать прививку в связи с тем, что имеет заболевание, при котором вакцинация может привести к последствиям, угрожающим жизни и здоровью.
21 января 2022 года Кораблева Е.Б. была отстранена от работы до окончания периода эпиднеблагополучия либо до предоставления документов, подтверждающих прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции или медицинской справки, подтверждающей наличие противопоказаний для вакцинации или документов о перенесенном заболевании COVID-19 без сохранения заработной платы.
Приказ N 38-лс от 21 января 2022 года принят на основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и постановления Главного санитарного врача по Кировской области от 11 октября 2021 года N 6. С приказом работник ознакомлен.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Кораблевой Е.Б, суд первой инстанции исходил из того, что трудовая деятельность истца в КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" связана с работой в учреждении, осуществляющем деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего характера, во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Кировской области от 11 октября 2021 года N 6 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" работник был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вместе с тем отказался от прохождения вакцинации, не предоставив ответчику документов о невозможности вакцинации по медицинским показаниям.
С этими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абз. 2, 4 ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абз. 2, 3).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
Согласно ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абз. 4 п. 2 ст. 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абз. 5 подп. 6 п. 2 ст. 51).
Согласно п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в п. 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).
Согласно п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715, дополнен п. 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Судами предыдущих инстанций правильно учтено, что правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
На основании абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Минтруд России письмом от 4 марта 2021 года N 14-2/10/В-2314 разъяснил, что вакцинация проводится добровольно. Исключением является выполнение работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отсутствие прививки в этом случае влечет отказ в приеме на работу или отстранение от ее выполнения. Остальные работники вправе отказаться от плановой вакцинации (в соответствии с национальным календарем профилактических прививок). При наличии письменного отказа работодатель не вправе отстранить работника от работы или принудить его к вакцинации.
Между тем, если Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем вынесено постановление о проведении профилактических прививок, граждане имеют право отказаться от них, но в таком случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Роструд выразил мнение, что все работники, для которых актами главных санитарных врачей субъектов РФ предусмотрена профилактическая вакцинация от COVID-19, и которые не имеют медицинских противопоказаний для такой прививки, могут быть отстранены от работы без сохранения зарплаты. Ведомство считает, что это относится и к работникам, работающим удаленно (дистанционно).
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ (п. 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 3).
Во исполнение данной нормы закона Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2014 года N 125н утвержден Национальный календарь профилактических прививок, определяющий состав профилактических прививок для каждой из категорий граждан.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций социального обслуживания.
Указом Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 года N 44 "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в Кировской области новой коронавирусной инфекции вызванной 2019-nCoV введен режим повышенной готовности.
Главным государственным санитарным врачом по Кировской области издано постановление от 11 октября 2021 года N6 об обеспечении проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе: федеральным государственным гражданским служащим, государственным гражданским служащим Кировской области, муниципальным служащим, работникам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Кировской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области, не замещающим соответственно должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы Кировской области, муниципальной службы, а также работникам подведомственных указанным органам организаций (пп.1.2 п.1).
Руководителям организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Кировской области в сферах, установленных подпунктом 1.2 настоящего постановления, организовать вакцинацию против новой коронавирусной инфекции, в том числе повторную вакцинацию, работающих лиц и проживающих в организациях социального обслуживания, не болевших COVID-19, не привитых ранее и в отношении которых не приняты меры изоляции, как к контактным с больным, переболевших COVID-19 через 6 месяцев после перенесенного заболевания, а также ранее вакцинированных работающих лиц через 6 месяцев после предыдущей вакцинации.
Руководителям организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Кировской области в сферах, установленных подпунктом 1.1 настоящего постановления, руководителям органов и организаций, указанных в подпункте 1.2 настоящего постановления Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, указанных в п. 1.1, п. 1.2, - в срок до 10 ноября 2021 года первым компонентом вакцины, а в срок до 10 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников (сотрудников) (п.п. 2.1.1).
Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Кировской области от 11 октября 2021 года N 6, 29 октября 2021 года директором учреждения издан приказ N 318-лс "О проведении вакцинации от коронавируса", согласно которому установлен порядок проведения в срок до 10 ноября 2021 года для не менее 80 % сотрудников учреждения вакцинации первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции COVID-19, в срок до 10 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины. Сотрудники, имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, представляют в административно-правовой отдел подтверждающие документы. Сотрудники, прошедшие вакцинацию ранее, представляют соответствующий сертификат. Список сотрудников, в числе которых Кораблева Е.Б, указан на оборотной стороне данного приказа. Сотрудники ознакомлены с приказом под роспись. Кораблева Е.Б. ознакомлена с приказом.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
На основании вышеперечисленного, доводы кассационной жалобы, что постановления главных санитарных врачей не обязательны к исполнению, отклоняются, как основаны на неверном толковании норм права.
Суды пришли к правильному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязательная вакцинация ограничивает истца в правах, правильно был признан судами несостоятельным в связи с тем, что вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судами правильно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Доводы кассационной жалобы, что на момент отстранения истца от работы она не страдала инфекционным заболеванием, предписания в отношении нее не было, не имеет правового отношения к рассматриваемому спору, а также основаны на неверном толковании норм права.
Не могут быть приняты в качестве оснований для удовлетворения кассационной жалобы и ссылки на положения Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ, который закрепляет безусловное право граждан на отказ от профилактических прививок, поскольку профилактические прививки в любом случае проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на такое медицинское вмешательство. Тем самым, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться. Однако, Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Иное толкование истцом норм материального права является ошибочным, в связи с чем не может являться основанием для отмены или изменения судебного постановления.
Руководствуясь положениями ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, установив отсутствие оснований для удовлетворения требований Короблевой Е.Б. о признании незаконным приказа об отстранении от работы, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по начислению за спорный период заработной платы.
Доводы кассатора о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников, в связи с чем не могут быть расценены как дискриминационные действия, предусмотренные ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы в том числе, что все сотрудники кроме истца прошли вакцинацию, следовательно, выполнены работодателем требования об организации не менее 80% от общей численности работников, что у истца имелся медотвод от вакцинации, а письменного отказа она от вакцинации не давала, были предметом рассмотрения судами предыдущих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Все обстоятельства, на которые ссылалась истица в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к правоотношениям сторон законодательства.
Доводы кассационной жалобы истицы основаны на неправильном понимании ею положений закона, регламентирующих обязанность по прохождению вакцинации отдельных категорий работников, порядок прохождения такой вакцинации и права и обязанности работодателя в связи с прохождением (непрохождением) работниками вакцинации.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нововятского районного суда г. Кирова Кировской области от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 2 июня 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кораблевой Евгении Борисовны без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Т.В. Ившина
Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.