Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N55RS0003-01-2021-008332-33 (2-5151/2021) по иску П.О.Г. к акционерному обществу "ТГК-11" о признании приказа об отстранении от работа незаконным, взыскании заработной платы, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе с дополнениями П.О.Г. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 17 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения П.О.Г. поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика акционерного общества "ТГК-11" - М.Н.В, действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц -связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
П.О.Г. обратился в суд с иском к акционерному обществу "ТГК-11" (далее- АО "ТГК-11") о признании приказа об отстранении от работа незаконным, взыскании заработной платы, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что с 1 февраля 2017 г. на основании трудового договора N работает в АО "ТГК-11" в должности стропальщика 4 разряда.
4 октября 2021 г. работодателем был издан приказ N об отстранении его от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что он не предоставил сертификат о вакцинации против новой коронавирусной инфекции или документа, подтверждающего наличие противопоказаний к проведению вакцинации. Он был ознакомлен с приказом работодателя о возложении обязанности предоставить сертификат о вакцинации или документ, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации.
Считает приказ об отстранении от работы без сохранения заработной платы незаконным. Его должность отсутствует в Перечне работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение профилактических прививок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825. Непредоставление сертификата о вакцинации или документа, подтверждающего наличие противопоказаний к проведению вакцинации, не является основанием для отстранения работника от работы.
Просил суд с учетом уточнений исковых требований признать приказ от 4 октября 2021 г. N об отстранении от работы незаконным, взыскать с АО "ТГК-11" заработную плату за период отстранения от работы, признать действия ответчика по отстранению без сохранения заработной платы виновными, взыскать компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб, судебные расходы в размере 1 210 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 17 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 апреля 2022 г, исковые требования оставлены без удовлетворения.
П.О.Г. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Ленинского районного суда г. Омска от 17 декабря 2021г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 апреля 2022 г.
На кассационную жалобу представителем АО "ТГК-11" принесены письменные возражения.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы истца.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 1 февраля 2017 г. П.О.Г. осуществляет трудовую деятельность в АО "ТГК-11" в должности стропальщика 4 разряда в структурном подразделении - направление складского хозяйства Управления производственного обеспечения Блока производственного обеспечения, куда был принят на работу приказом руководителя АО "ТГК-11" от 27 января 2017 г. N N
По результатам анализа эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), отмечая, что эпидемиологическая ситуация по данной инфекции в Омской области расценивается как неблагополучная, в связи с продолжающейся угрозой распространения такой инфекции главным государственным санитарным врачом по Омской области 4 июля 2021 г. было принято постановление N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее-постановление главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65).
Постановлением предусмотрено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, к числу которых главным государственным санитарным врачом по Омской области отнесены работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (п.п. 1, 1.1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности АО "ТГК-11" является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций.
Дополнительными видами деятельности общества указаны: передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; распределение электроэнергии; торговля электроэнергией; производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями; производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); обеспечение работоспособности котельных; обеспечение работоспособности тепловых сетей.
Тем самым АО "ТГК-11" осуществляет деятельность в сфере энергетики, а потому работники АО "ТГК-11" относятся к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с пунктами 2, 2.1, 2.2, 2.3 постановления главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 (в редакции, действовавшей до 18 октября 2021 г.) руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Омской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления, предписано:
- организовать в срок до 31 июля 2021 г. проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 26 августа 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее" 60% от общей численности работников, сотрудников;
- представить не позднее 7 июля 2021 г. в медицинские организации по месту расположения объекта списки работающих;
- усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
В целях получения разъяснений о порядке исполнения положений постановления главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" АО "ТГК-11" 8 июля 2021 г. в адрес руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области направило запрос N N
В ответе от 14 июля 2021 г. N на указанное обращение ответчика руководителем Управления Роспотребнадзора по Омской области К.А.С, разъяснено, что охват вакцинацией 60% сотрудников является минимальным порогом для исполнения постановления. Работодателю необходимо по вопросу вакцинации работать со всеми сотрудниками, не имеющими медицинского отвода, в целях недопущения распространения COVID-19 в коллективе. Работодатель вправе отстранить работника в случае отказа от вакцинации (за исключением случаев медицинских противопоказаний) до момента постановки профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции.
Как следует из дополнительных доказательств, представленных АО "ТГК-11" в суд апелляционной инстанции, и исследованных судебной коллегией в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, АО "ТГК-11" исполнение предписаний п.п. 2, 2.1 постановления главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 было организовано в рамках заключенного 16 апреля 2020 г. с АО "СОГАЗ" договора N добровольного медицинского страхования граждан.
По условиям названного договора с 1 апреля 2020 г. застрахованными лицами по программе добровольного медицинского страхования на комплексное медицинское обслуживание с полной страховой ответственностью являются работники АО "ТГК-11", в том числе стропальщик 4 разряда направления складского хозяйства УПО Блока производственного обеспечения П.О.Г.
В рамках договора добровольного медицинского страхования граждан от 16 апреля 2020 г. N в период с июля 2021 года по октябрь 2021 года медицинской организацией ООО "МЦСМ "Евромед" были оказаны услуги по консультированию перед вакцинацией 1 764 работникам АО "ТГК-11", проведена вакцинация одним или двумя компонентами вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 860 работникам.
Во исполнение п. 2.2 постановления главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 в адрес БУЗОО "Городская поликлиника N 1", БУЗОО "Клиническая медико-санитарная часть N 7", БУЗОО "Городская поликлиника N 2", БУЗОО "Городская больница N 3" направлены списки работающих в АО "ТГК-11", подлежащих обязательной вакцинации.
Исполняя пункт 2.3 постановления главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 года N 65, ответчик разместил на информационных стендах, расположенных в зданиях и объектах АО "ТГК-11", информационные материалы о вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
1 октября 2021 г. генеральным директором АО "ТГК-11" в целях обеспечения безопасных условий труда, сохранения здоровья сотрудников АО "ТГК-11" и, как следствие обеспечение непрерывности рабочего процесса, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПИН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний", приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям", постановлением главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям", ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, был издан приказ N "О сохранении здоровья сотрудников", согласно которому сотрудникам АО "ТГК-11" предписано обеспечить представление руководителям структурных подразделений/структурных единиц, а последними - в управление по работе с персоналом (в структурных подразделениях Бизнес партнерам Управления по работе с персоналом) информацию с подтверждающими документами об исполнении п. 1 постановления главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 (копию сертификата о вакцинации или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации) в срок до 4 октября 2021 г.
Согласно п. 3 указанного приказа начальнику управления по работе с персоналом Е.Н.В. поручено по итогам исполнения п. 1 приказа работников, работающих по графику восьми часового рабочего дня (дневной персонал) и не предоставивших копию сертификата о вакцинации или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации, отстранить от выполнения трудовых обязанностей без сохранения заработной платы, до предоставления сертификата о вакцинации или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации (срок исполнения - 4 октября 2021 г.).
В листе ознакомления с данным приказом 1 октября 2021 г. истец П.О.Г. указал: "не согласен, не понятно".
Приказом АО "ТГК-11" от 4 октября 2021 г. N работники АО "ТГК-1", не предоставившие копию сертификата о вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19) или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации, в том числе П.О.Г, были отстранены от работы с 5 октября 2021 г. до окончания периода эпидемиологического неблагополучия, либо до предоставления копии сертификата о вакцинации или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации. На период отстранения от работы заработная плата отстраненным работникам не начислялась.
Истец П.О.Г. после ознакомления с указанным приказом отказался от подписи в листе ознакомления, о чем был составлен акт от 4 октября 2021 г.
Полагая, что у работодателя не имелось законных оснований для отстранения от работы, П.О.Г. обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Распоряжением Губернатора Омской области от 17 марта 2020 г. N 19-р "О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области", Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N1307н, с учетом изменения в Календарь профилактических прививок, внесенных Приказом Минздрава России от 3 февраля 2021 г. N47н, п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", Постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" пришел к выводу о том, что истец осуществляет трудовую деятельность в сфере энергетики, то есть относится к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, а потому отстранение истца от работы в отсутствие у него профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), или противопоказаний к проведению такой вакцинации, соответствует нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, отметив, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним| из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в сфере энергетики, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав. Это соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции и является разумным средством защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права при разрешении спора применены правильно.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзц. 2, 4 ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абзц. 2, 3).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
Согласно ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закол от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзц. 4 п. 2 ст. 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзц. 5 подп. 6 п. 2 ст. 51).
Согласно п.18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в п. 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, дополнен п. 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Судами правильно учтено, что правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
На основании абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Вместе с тем, согласно ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ (п. 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций энергетики.
Распоряжением Губернатора Омской области от 17 марта 2020 г. N 19-р "О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области" в целях предотвращения распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории Омской области введен режим повышенной готовности.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее постановление главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 64) утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся и работники жилищно- коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1.1).
Пункт 1 указанного постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19 (п. 3).
Постановление главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 принято в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Омской области, на основании п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ, п. 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Суды пришли к правильному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязательная вакцинация ограничивает истца в конституционных правах на труд, на добровольное вакцинирование, не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку, как правильно указал суд апелляционной инстанции, профилактические прививки в любом случае проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на такое медицинское вмешательство. Тем самым, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться. Однако Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь положениями ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, установив отсутствие оснований для удовлетворения требований П.О.Г. о признании незаконным приказа об отстранении от работы, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по начислению за спорный период заработной платы.
Вопреки доводам кассатора судами правильно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Как указано ранее коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, обязательность прививок в этом случае обуславливается Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", вопреки доводам кассатора, принятого в пределах предоставленных ему приведенными выше законами полномочий, утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинаций против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся и работники жилищно- коммунального хозяйства и энергетики (п. 1.1).
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы истца о том, что выполняемая им работа в должности стропальщика не входит в перечень работ, выполнение которых связано с риском заболевания инфекционными болезнями, и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, в связи с чем он не подлежал отстранению от работы, основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются.
Доводы кассатора о невозможности вакцинации опровергаются материалами дела, являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, которым установлено, что работодателем выполнен весь комплекс необходимых мероприятий по организации вакцинации своих сотрудников по исполнению п.п. 2, 2.1, 2.2, 2.3 постановления главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65.
Из приведенных доводов П.О.Г. следует, что не прохождение им вакцинации обусловлено фактически не отсутствием возможности вакцинироваться, а принципиальным нежеланием делать профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), поскольку он является здоровым, а прививка, по его мнению, несет в себе вредоносные факторы для его здоровья.
Были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции и доводы кассатора о том, что понятия "новая коронавирусная инфекция (COVID-19)", "коронавирусная инфекция (2019- nCov)", "коронавирусная инфекция, вызванная вирусом SARS-CoV-2" не являются равнозначными и являются разными заболеваниями. Позиция истца в указанной части судом апелляционной инстанции была отклонена, как основанная на неправильном толковании медицинских понятий и направленная на обоснование личного мнения об отсутствии у него обязанности вакцинироваться против новой коронавирусной инфекции.
Доводы кассатора о неприменении судами норм материального права, подлежащих применению и применении норм, не подлежащих применению, основаны на субъективном толковании П.О.Г. норм материального права, которое является ошибочным, в связи с чем не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Доводы кассатора о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы апелляционной жалобы, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 17 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу П.О.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.