Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Савинова К.А.
при секретаре
ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Хайруллиной Эльмиры Рустямовны, Тагирова Ильмира Зуфаровича к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании не действующим в части постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027 "Об утверждении проекта планировки территории "Левый берег р. Казанки" (от моста Миллениум до 3-й транспортной дамбы) в целях установления границ размещения особо охраняемой природной территории с особым режимом градостроительной деятельности" по апелляционной жалобе Хайруллиной Эльмиры Рустямовны, Тагирова Ильмира Зуфаровича на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 июня 2022 года
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 - ФИО10, представителей Кабинета ФИО4 Республики ФИО4 ФИО11, ФИО12, представителя Исполнительного комитета муниципального образования "адрес" ФИО13, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - ФИО9, судебная коллегия по административным делам ФИО3 апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027 "Об утверждении проекта планировки территории "Левый берег р. Казанки" (от моста Миллениум до 3-й транспортной дамбы) в целях установления границ размещения особо охраняемой природной территории с особым режимом градостроительной деятельности" (далее также Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027), утвержден проект планировки территории "Левый берег р. Казанки" (от моста Миллениум до 3-й транспортной дамбы) в целях установления границ размещения особо охраняемой природной территории с особым режимом градостроительной деятельности (далее также Проект планировки территории).
Административные истцы Хайруллина Э.Р, Тагиров И.З. обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027 не действующим в части установления красных линий на принадлежащем им на праве собственности земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: ФИО4, "адрес", садоводческое товарищество "Защита природы", участок 32, указали, что Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027 принято с нарушением градостроительного законодательства, поскольку указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административных истцов делает невозможным возведение на спорном земельном участке садового дома.
Административные истцы Хайруллина Э.Р, Тагиров И.З. просили суд признать Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027 не действующим в части установления красных линий на принадлежащем им на праве собственности земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: ФИО4, "адрес", садоводческое товарищество "Защита природы", участок 32.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 14 июня 2022 года административное исковое заявление Хайруллиной Эльмиры Рустямовны, Тагирова Ильмира Зуфаровича удовлетворено частично.
Признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027 "Об утверждении проекта планировки территории "Левый берег р. Казанки" (от моста Миллениум до 3-й транспортной дамбы) в целях установления границ размещения особо охраняемой природной территории с особым режимом градостроительной деятельности" в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: ФИО4, "адрес", садоводческое товарищество "Защита природы", участок 32, как территория общего пользования резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления.
В остальной части заявленных требований, в том числе о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027 "Об утверждении проекта планировки территории "Левый берег р. Казанки" (от моста Миллениум до 3-й транспортной дамбы) в целях установления границ размещения особо охраняемой природной территории с особым режимом градостроительной деятельности" в части включения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: ФИО4, "адрес", садоводческое товарищество "Защита природы", участок 32, в зону красных линий проектируемой магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения на территории общего пользования - отказано. Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики ФИО4", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
В апелляционной жалобе административные истцы просили указанное решение суда от 14 июня 2022 года отменить и принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просил решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 июня 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Кабинет Министров Республики Татарстан представил возражения относительно апелляционной жалобы и апелляционного представления, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании от прокурора, участвующего в деле в суде первой инстанции, поступил отказ от апелляционного представления.
Определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2022 года принят отказ прокурора, участвующего в деле в суд первой инстанции, от апелляционного представления на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 июня 2022 года, апелляционное производство по апелляционному представлению прокурора прекращено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 - ФИО10, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Кабинета Министров Республики Татарстан Кайнова О.А, Нуртдинова А.Р, участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворении апелляционной жалобы возражали.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ФИО13, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д, полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения, в том числе по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории (статья 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, помимо прочих, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 2 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки территории подлежит обязательному опубликованию (части 15, 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, каковым в Республике Татарстан является Кабинет Министров Республики Татарстан, принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, утверждают документацию по планировке территории (часть 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 3 части 2 статьи 2.1, пункт 1 части 1 статьи 18 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ "О градостроительной деятельности в Республике Татарстан").
30 октября 2021 года Кабинетом Министров Республики Татарстан вынесено постановление N 1027 "Об утверждении проекта планировки территории "Левый берег р. Казанки" (от моста Миллениум до 3-й транспортной дамбы) в целях установления границ размещения особо охраняемой природной территории с особым режимом градостроительной деятельности".
Данное постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 1 ноября 2021 года, а также вместе с проектом планировки территории опубликованы в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани 2 декабря 2021 года N 45 (626) - печатном издании, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов городского округа Казани.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ "О градостроительной деятельности в Республике Татарстан", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах предоставленных данному органу государственной власти вышеуказанными правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования. Указанные обстоятельства административными истцами не оспариваются.
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; положение о характеристиках планируемого развития территории; положения об очередности планируемого развития территории.
В силу части 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории
Красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, целью разработки документации по планировке территории является как выделение элементов существующей инфраструктуры, так и параметров планируемого развития планировочной инфраструктуры, в том числе красных линий, обозначающих планируемые к строительству автомобильных дорог.
Исходя из положений части 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая, предусмотренного частью 22 данной статьи. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что административным истцам Хайруллиной Э.Р, Тагирову И.З. по праву собственности по 1/2 доли принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка (почтовый адрес ориентира: ФИО4, "адрес", садовое товарищество "Защита природы", участок 32); категория земель - земли населенных пунктов; виды разрешенного использования - сады, огороды, дачи; нестационарные торговые объекты, размещаемые в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов; жилые строения на садовых и дачных участках; индивидуальные одноэтажные гаражи; места для парковки легковых автомобилей; бани, сауны индивидуальные; хозяйственные строения, сооружения.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027, принятым в соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 18 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов местного значения и размещения линейных объектов, границ территорий общего пользования, утвержден проект планировки территории "Левый берег р. Казанки" (от моста Миллениум до 3-й транспортной дамбы) в целях установления границ размещения особо охраняемой природной территории с особым режимом градостроительной деятельности, предусматривающий, в томи числе строительство магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения на территории общего пользования, часть которой проходит по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащему административным истцам.
Красные линии в Проекте планировки территории установлены на основании Генерального плана городского округа Казань, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года N 5-38, что подтверждается фрагментом Карты планируемого размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры местного значения городского округа Казань, Основного чертежа Генерального плана городского округа Казань (карта функциональных зон), чертежами планировки территории.
Разрешая заявленные требования и частично их удовлетворяя, суд первой инстанции исходил из того, что наложение красных линий в Проекте планировки территории на границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащего административным истцам, а также нахождение его в зоне красных линий проектируемой магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения на территории общего пользования, не свидетельствует о незаконности их установления, поскольку установление красных линий в таких границах осуществлено в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30, в пределах предоставленных Кабинету Министров Республики Татарстан полномочий, при отсутствии возможности иного установления границ красных линий с целью определения баланса публичных и частных интересов, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое административными истцами постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027 в части включения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в зону красных линий проектируемой магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения на территории общего пользования не противоречит действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вместе с тем суд первой инстанции посчитал заслуживающими внимания доводы административных истцов о неопределенности положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027 в связи с отсутствием доказательств принятия решения об изъятии принадлежащего административным истцам земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (подпункт 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории (подпункт 2 пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений части 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом такого согласования являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Приказом Минфина России от 5 ноября 2015 года N 171н утвержден перечень элементов улично-дорожной сети, в который включены: аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе.
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории.
Исходя из системного толкования приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к выводу об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отнесение земельного участка административных истцов к планируемым границам объекта местного значения и территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса об изъятии такого земельного участка, между тем в нарушение приведенных норм законодательства Проект планировки территории, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027, таких сведений не содержит.
Изъятие земельных участков для муниципальных нужд в соответствии со статьей 40 Устава муниципального образования города Казани, относится к полномочиям Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Вместе с тем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что в отношении оспариваемого Проекта планировки территории проводилась процедура согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном частью 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса, при этом суд правомерно отметил, что наличие переписки Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан с территориальными и функциональными органами Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по вопросу согласования проекта планировки территории не свидетельствует о получении такого согласования, напротив суд первой инстанции установилотсутствие такого согласования, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административных истцов в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" как территория общего пользования резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки, а в случае если установление красных линий обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, то должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку из материалов дела следует, что красные линии в Проекте планировки территории установлены на основании Генерального плана городского округа Казань, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года N 5-38, что подтверждается материалами дела, в том числе фрагментом Карты планируемого размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры местного значения городского округа Казань, Основного чертежа Генерального плана городского округа Казань (карта функциональных зон), чертежами планировки территории.
Такое наложение красных линий в Проекте планировки территории на границы земельного участка административных истцов и нахождение земельного участка в зоне красных линий проектируемой магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения на территории общего пользования, не свидетельствует о незаконности их установления, поскольку установление красных линий в таких границах осуществлено в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в пределах предоставленных Кабинету Министров Республики Татарстан полномочий, при отсутствии возможности иного установления границ красных линий с целью определения баланса публичных и частных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах неоднократно указывал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 25 февраля 2016 года N 242-О).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), В апелляционной жалобе административные истцы указали, что установление красных линий без учета существующего зарегистрированного права собственности административных истцов на объект недвижимости препятствует осуществлению прав собственников и возможному строительству садового дома, а также сослались на то, что отнесение части указанного земельного участка к планируемым границам объекта местного значения и территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса об изъятии такого земельного участка, в то время как административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения процедуры, установленной части 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку суд первой инстанции, исходя из перечисленных обстоятельств, частично удовлетворил административное исковое заявление, признал недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 2021 года N 1027 в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", как территория общего пользования резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления.
При этом выводы суд первой инстанции соответствуют правовым позициям, указанным в апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2018 года N 45-АПГ18-4, от 27 июня 2018 года N 43-АПГ18-5, от 5 декабря 2019 года N 9-АПА19-38, от 5 декабря 2019 года N 9-АПА19-39.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административными истцами в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нарушение норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хайруллиной Эльмиры Рустямовны, Тагирова Ильмира Зуфаровича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.