Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-42/2022 (УИД 55RS0033-01-2021-001725-28) по иску Слободенюка Станислава Васильевича к автономному стационарному учреждению социального обслуживания "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, по кассационной жалобе Слободенюка Станислава Васильевича на решение Таврического районного суда Омской области от 11 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Слободенюк Станислав Васильевич (далее по тексту - Слободенюк С.В.) обратился в Таврический районной суд Омской области с иском к автономному стационарному учреждению социального обслуживания "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее по тексту - АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов") о признании незаконным отстранения от работы, отмене приказа от 13 сентября 2021 г. N 227, обязании допустить к работе в должности водителя хозяйственной службы, восстановлении трудовых прав, взыскании судебных расходов на оплату услуг адвоката 3 000 рублей
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, Государственная инспекция труда в Омской области.
Решением Таврического районного суда Омской области от 11 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г, в удовлетворении исковых требований Слободенюка С.В. отказано.
Слободенюк С.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, отсутствие оснований у работодателя для отстранения его от работы, как лица, не прошедшего вакцинацию, просит решение Таврического районного суда Омской области от 11 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г. отменить. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23 ноября 2020 г. между АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" и Слободенюком С.В. был заключен трудовой договор N 133, в соответствии с которым последний был принят на должность водителя на неопределенный срок.
Согласно пункту 1.3 трудового договора работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя: хозяйственная служба.
В соответствии с пунктом 1.1.1 трудового договора от 23 ноября 2020 г. N 133, заключенного между АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" и Слободенюком С.В, в обязанности работника входит, в том числе, осуществление перевозки пассажира (пассажиров), включая тех за которыми он закреплен, по заявленному маршруту; оказание помощи пассажиру (пассажирам) при посадке/высадке из транспортного средств, оказание помощи в сопровождении получателей социальных услуг из зданий, помещений, комнат до транспортного средства и в обратном направлении; размещение багажа пассажира (пассажиров) в салоне/багажнике транспортного средства; контроль состояния и комфорта пассажира (пассажиров).
Аналогичные обязанности содержит должностная инструкция водителя хозяйственной службы АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов", утвержденная директором АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" от 6 апреля 2020 г.
23 ноября 2020 г. работодателем издан приказ N 385-л о приеме Слободенюка С.В. на работу в должности водителя автомобиля хозяйственной службы.
По результатам анализа эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), отмечая, что эпидемиологическая ситуация по данной инфекции в Омской области расценивается как неблагополучная, в связи с продолжающейся угрозой распространения такой инфекции Главным государственным санитарным врачом по Омской области 4 июля 2021 г. было принято постановление N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
Указанным постановлением предусмотрено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, к числу которых отнесены работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания (пункты 1, 1.1).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 11 февраля 2021 г. основным видом деятельности АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" является деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая, дополнительный вид деятельности - деятельность в области здравоохранения.
В соответствии с Уставом АСУСО "Таврический ДИ", утвержденным распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области от 17 февраля 2020 г. N 88-р, согласованного распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 12 февраля 2020 г. N 236-р, учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей выполнение работ, оказание услуг в сфере социальной защиты.
Целями деятельности учреждения является осуществление социального обслуживания граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов I и II групп старше 18 лет, признанных нуждающимися в социальном обслуживании (пункт 2.1 Устава).
Предметом деятельности учреждения в соответствии с пунктом 2.3 Устава является предоставление социальных услуг гражданам в стационарной форме социального обслуживания.
Таким образом, АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" осуществляет деятельность в сфере социальной защиты и социального обслуживания, а потому работники АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" относятся к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области от 12 апреля 2020 г. N 849 "Об организации дополнительных противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение распространения COVID-19 на территории Омской области", подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157- ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пунктом 18.3 СП 3.1/3.2.3 146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям" исполняющим обязанности директора АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" 3 августа 2021 г. был издан приказ N 200 "Об организации проведения профилактических прививок".
Названным приказом АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" от 3 августа 2021 г. N 200 "Об организации проведения профилактических прививок" поименованным в нем должностным лицам учреждения предписано провести разъяснительную работу среди трудового коллектива об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания; подготовить списки работников; работникам учреждения предписано в срок не позднее трех рабочих дней после проведения вакцинации предоставить в отдел кадров документы медицинской организации (сертификат), подтверждающие прохождение вакцинации (пункты 1-4).
В пункте 5 приведенного приказа закреплено, что в случае отсутствия медицинского заключения о противопоказаниях к профилактической прививке против COVID-19 работник будет отстранен от работы без сохранения заработной платы на период эпидемилогического неблагополучия на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
С приказом от 3 августа 2021 г. N 200 "Об организации проведения профилактических прививок" Слободенюк С.В. ознакомлен 6 августа 2021 г, о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления.
6 августа 2021 г. Слободенюк С.В. был письменно уведомлен работодателем о том, что ему в соответствии с постановлением Главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 необходима вакцинация от COV1D-19, первый компонент прививки необходимо поставить в срок до 10 сентября 2021 г, второй компонент в срок до 10 октября 2021 г. Ему разъяснено, что для вакцинации специалистами выездной медицинской бригады БУЗОО "Таврическая ЦРБ" можно записаться у главной медицинской сестры. Если он намерен пройти вакцинацию самостоятельно, то следует обратиться в регистратуру поликлиники при личном обращении или по телефону. Если имеются противопоказания для вакцинации от COV1D-19, то можно отказаться от прививки, предоставив медицинскую справку. При отказе от вакцинации и отсутствия противопоказаний он будет отстранен от выполняемых работ на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на период действия постановления Главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65.
В повестку дня аппаратного совещания АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов", проводимого 13 сентября 2021 г, был включен вопрос о проведении разъяснительной беседы об эффективности вакцинации против COVID-19. На этом совещании, в числе прочего, было отмечено об уведомлении Слободенюка С.В. о необходимости и порядке вакцинации против COVID-19, а также о последствиях отказа от вакцинации и об ознакомлении его с приказом исполняющего обязанности директора АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" от 3 августа 2021 г. N 200 "Об организации проведения профилактических прививок"; проведена информационно - разъяснительная работа о необходимости вакцинации от COVID-19, был заслушан Слободенюк С.В, который сообщил о своем категорическом отказе от прохождения вакцинации против COVID-19 ввиду того, что он считает вакцину до конца не исследованной.
В указанную дату, 13 сентября 2021 г. Слободенюк С.В. на имя директора АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" подал заявление о недопустимости принуждения к участию в экспериментальном медицинском вмешательстве.
Приказом директора АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" от 13 сентября 2021 г. N 227 Слободенюк С.В. отстранен от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации от COVID-19 без медицинских противопоказаний для ее проведения на период с 13 сентября 2021 г. и до момента ее прохождения. С данным приказом Слободенюк С.В. ознакомлен.
Слободенюк С.В, указав, что действия работодателя по отстранению его от работы без сохранения заработной платы являются незаконными, обратился в суд настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Слободенюк С.В. осуществляет трудовую деятельность в сфере социальной защиты и социального обслуживания, относится к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, отстранение его от работы в вязи с отказом от вакцины является законным.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Слободенюка С.В. о том, что его работа в должности водителя хозяйственной службы АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, в связи с чем он не мог быть отстранен от работы, суд апелляционной инстанции указал, что трудовая функция Слободенюка С.В. осуществляется в социальной сфере, следовательно, осуществляемая им трудовая деятельность, относится к сфере социальной защиты и социального обслуживания, поименованной в пункте 1.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65. Учитывая, что с момента отстранения Слободенюк С.В. от работы по настоящее время на территории Омской области эпидемиологическая ситуация по распространению новой коронавирусной инфекции расценивается как неблагополучная и постановление Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 продолжает действовать, у работодателя имеются законные основания для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы в связи с отсутствием медицинского заключения о противопоказаниях к профилактической прививке или сведений о получении профилактической прививки. Доказательств тому, что Слободенюк С.В. не имел фактической возможности своевременно пройти вакцинацию, суду предоставлено не было. Процедура отстранения Слободенюка С.В. от работы произведена работодателем в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что руководство АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, подлежащих вакцинации, поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 устанавливалась ее обязательность для всех работников, в связи с чем достижение или не достижение 60% работников АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" с профилактическими прививками от COVID-19 не освобождало ответчика от обязательной вакцинации членов трудового коллектива.
Вместе с тем, ни на момент издания работодателем оспариваемого приказа об отстранении от работы, ни на момент вынесения решения судом первой инстанции, ни в настоящее время истцом не представлено документов о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации или о прохождении вакцинации против COVID-19. Более того, из приводимых Слободенюком С.В. доводов в обоснование своей позиции следует, что не прохождение им вакцинации обусловлено принципиальным нежеланием делать профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку, по его мнению, вакцина до конца не исследована.
Суд апелляционной инстанции отметил, что отстранение работника от работы на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации не является мерой дисциплинарной ответственности, а направлено на сохранение здоровья работников и граждан, получающих в учреждении социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарём профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учётом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесён ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Работодатель, в соответствии с абзацем восьмым части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных указанным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций социального обслуживания.
Распоряжением Губернатора Омской области от 17 марта 2020 г. N 19-р "О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области" в целях предотвращения распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории Омской области введен режим повышенной готовности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее постановление главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г, N 64) утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся и работники в сфере социальной защиты и социального обслуживания (пункт 1.1).
Пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19 (пункт 3).
Постановление Главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 принято в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Омской области, на основании пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ, пункта 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесённой в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что целью деятельности АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" является осуществление социального обслуживания граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, для его сотрудников вакцинация является обязательной, Слободенюк С.В. от прохождения обязательной вакцинации отказался, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у работодателя оснований для отстранения его от работы.
Не установив факта нарушения трудовых прав Слободенюка С.В. суды обоснованно отказали в удовлетворении производных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов первой и апелляционной инстанций надлежащим образом мотивированы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что в постановлении Главного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 указано, что работодатель обязан организовать проведение профилактических прививок не менее 60% от общей численности работников, он просил суд затребовать информацию у ответчика о том, какой процент вакцинации от общего числа сотрудников проведен, однако данная информация не была исследована судом, являются несостоятельными, поскольку проведение профилактических прививок не менее 60% от общей численности работников, не освобождает работников социальной защиты и социального обслуживания от обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
Доводы кассационной жалобы Слободенюка С.В. о том, что выполняемая им работа не связана с риском заболевания инфекционными заболеваниями, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 работники социальной защиты и социального обслуживания подлежат обязательной вакцинация, Слободенюк С.В. в спорный период времени работал в АСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов", осуществляющим деятельность в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
Доводы кассационной жалобы Слободенюка С.В. о том, что выполняемая им работа не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку в данном случае решение о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям принято Главным государственным санитарным врачом по Омской области в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ, и распространяет свое действие на истца в соответствии со сферой деятельности работодателя.
Доводы кассационной жалобы Слободенюка С.В. о несогласии с законностью постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июня 2021 г. N 65 правового значения не имеют, поскольку оценка законности указанного постановления не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что отказ от профилактических прививок не является основанием для отстранения от работы в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют о незаконности принятых судебных постановлений. Суды обоснованно исходили из того, что вакцинация является добровольной и работник вправе отказаться от прививки, но с учетом эпидемиологической обстановки и приведенных нормативных актов, отказавшегося от прививки сотрудника, работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы, о чем Слободенюк С.В. был уведомлен. Поскольку от прохождения обязательной вакцинации он отказался, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у работодателя оснований для отстранения его от работы.
В целом доводы Слободенюка С.В. приведенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются его процессуальной позицией, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таврического районного суда Омской области от 11 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Слободенюка Станислава Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.