Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Федотовой Е.В, Кизирбозунц Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 мая 2022 года по гражданскому делу N по иску ФИО1 к Филиалу ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к филиалу ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим" о признании приказа об отстранения от работы незаконным, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере. В обоснование своих требований указала на то, что работает в ПАО АНК "Башнефть". Работодателем издан приказ о вакцинации работников, с которым она не ознакомлена. Придя на работу, узнала о том, что работодателем вынесен приказ об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы. На основании указанного приказа она не была допущена к работе. Полагает данный приказ незаконным, поскольку законом не предусмотрен порядок отстранения от работы по основаниям, по которым она отстранена. В связи с изложенным просила признать незаконным приказ о ее отстранения от работы: взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с 30 ноября 2021 года по день восстановления на работе в размере 14 4505, 62 рублей; компенсацию морального вреда в размере 14 4505, 62 рублей.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 04 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 мая 2022 года, в удовлетворении иска ФИО6. к филиалу ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 01 ноября 2001 года ФИО1 работает в филиале ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим" в должности оператора технологических установок 4 разряда.
В соответствии с приказом работодателя N от 17 ноября 2021 года работники, не имеющие документально подтвержденных противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции, либо не прошедшие вакцинацию ранее, либо не перенесшие заболевание (COVID-19) в последние шесть месяцев, подлежат отстранению от работы без сохранения заработной платы: работники 60 лет и старше с 19 ноября 2021 года; остальные работники с 30 ноября 2021 года.
Согласно уведомлению о профилактических прививках против новой короновирусной инфекции (COVID-19), ФИО1 необходимо было пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции в срок до 18 ноября 2021 года/30 ноября 2021 года (первым компонентом либо однокомпанентной), вторым компонентом - до 18 декабря 2021/30 декабря 2021 года, либо предоставить медицинское заключение о наличии противопоказаний к профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В случае непредставления таких документов работник будет отстранён от работы без сохранения заработной платы.
Актом от 26 ноября 2021 года, составленным комиссионно, установлен факт отказа ФИО1 от подписания листа ознакомления с приказом, уведомлением, а также отказа от вакцинации.
В этом же уведомлении указано, что ФИО1 зачитано содержание приказа N от 17 ноября 2021 года, уведомление об отстранении от работы.
В соответствии с приказом работодателя от 29 ноября 2021 года ФИО1 отстранена от работы без сохранения заработной платы до предоставления документов о вакцинации, противопоказания к вакцинации, нормализации эпидемиологической обстановки по заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо отмены требования об обязательной иммунизации работников организации. ФИО1 отказалась подписывать лист ознакомления с данным приказом, о чем составлен акт от 30 ноября 2021 года.
Суд первой инстанции и с его выводами согласился суд апелляционной инстанции, сославшись на положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 5, 9 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157- ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пришел к выводу, что у ответчика имелись основания для отстранения истца от работы, предусмотренные абзацем 8 частью 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что главным государственным санитарным врачом по Республике Башкортостан вынесено постановление о проведении профилактических прививок и для истца как для работника в сфере промышленности, вакцинация становится обязательной. Принимая во внимание, право граждан на отказ от вакцинации, суд исходил из того, что в таком случае такие лица должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведённый перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 13 октября 2021 года N 16-п "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям отдельным категориям (группам) граждан Республики Башкортостан" Министерству здравоохранения Республики Башкортостан рекомендовано проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям граждан Республики Башкортостан в возрасте от 18 лет и старше, с охватом не менее 80% от общей численности в числе прочих работникам организаций (предприятий), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах промышленности, строительства и проектирования, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, в том числе работающие на основании гражданско-правового договора (пункт 3.13). Руководителям организаций (предприятий) обеспечить организацию иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям не менее 80% от общей численности работников из перечня категорий (групп) граждан Республики Башкортостан: указанных в подпункте 3.13 настоящего Постановления, в срок до 30 ноября 2021 первым компонентом вакцины, в срок до 30 декабря 2021 вторым компонентом вакцины (п.6.2 постановления).
В ПАО АНК "Башнефть" издан приказ N от 16 ноября 2021 года о проведении вакцинации работников ПАО АНК "Башнефть" против COVID-19, в котором также указан период прохождения вакцинации (первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 30 ноября 2021, а в срок до 30 декабря 2021 вторым компонентом).
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что дата отстранения истца на основании приказа работодателя от 29 ноября 2021 года соблюдена со ссылкой на постановление Главного государственного санитарного врача по РБ от 13 октября 2021 года N 16-п, установившего, по мнению суда, для истца срок вакцинации - 18 ноября 2021 года, фактическим обстоятельствам дела не соответствует, поскольку истец относится к лицам, указанным в подпункте 3.13 постановления от 13 октября 2021 года N 16 п, для которых вакцинация предусмотрена в срок до 30 ноября 2021 первым компонентом вакцины, в срок до 30 декабря 2021 вторым компонентом, а потому отстранение от работы в связи с отказом работника от вакцинации могло быть оформлено не ранее 31 декабря 2021 года в случае, если работником в указанную дату не представлены сертификат о вакцинации или соответствующие документы.
Указанные обстоятельства оценки судов не получили.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на существенные нарушения судебными инстанциями норм процессуального права.
Статьей 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.
По смыслу положений статей 48, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, только организация, признаваемая юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно пункту 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В пункте 3 этой же статьи указано, что филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 22 февраля 2022 года Публичное акционерное общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" имеет филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим". Устава юридического лица, положения о филиале материалы не содержат.
Как усматривается из материалов дела, исковые требования ФИО1 о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда предъявлены к Филиалу ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим", в котором она работает в должности оператора технологических установок 4 разряда.
Таким образом, поскольку филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим" юридическим лицом не является, он в силу приведенных положений гражданского и гражданско-процессуального права надлежащим ответчиком по данному делу быть не может.
В силу абзаца четвертого статьи 148 и пункта 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопрос о замене ненадлежащего ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Между тем суд первой инстанции не выполнил эти требования норм процессуального права, подлежащие применению в данном случае, не определилсостав лиц, участвующих в деле, не поставил на обсуждение сторон вопрос о замене ненадлежащего ответчика и принял решение по исковым требованиям, заявленным к ненадлежащему ответчику.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, являются незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов ФИО1, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с нормами закона и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 мая 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суде первой инстанции.
Председательствующий: Г.Г. Непопалов
Судьи: Т.Т. Кизирбозунц
Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.