Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Сицинской О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз" о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2021 г, принятого в рамках рассмотрения административного дела по административному исковому заявлению Шериповой Эльмиры Абдуллаевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в части взыскания судебных расходов за проведение судебной оценочной экспертизы.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Шерипова Э.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г.
Решением Астраханского областного суда от 23 июля 2020 г. заявленные требования удовлетворены; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 2918000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2021 г, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2021 г, решение Астраханского областного суда от 23 июля 2020 г. изменено в части установления размера кадастровой стоимости земельного участка; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 3298000 рублей; удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз" (далее - ООО "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз") о взыскании расходов по оплате судебной оценочной экспертизы удовлетворить; с Правительства Астраханской области в пользу ООО "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз" взысканы расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 60000 рублей.
ООО "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз" обратилось в Третий апелляционный суд общей юрисдикции с заявлением о разъяснении апелляционного определения от 12 мая 2021 г. в части взыскания судебных расходов за проведение судебной оценочной экспертизы.
Заявитель и лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 185, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть заявление о разъяснения судебного акта в их отсутствие.
Изучив доводы указанного заявления, проверив материалы дела, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с положениями статьи 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания (часть 1). Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено (часть 2).
В заявлении ООО "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз" содержится просьба о разъяснении апелляционного определения, вместе с тем из содержания приложенных к заявлению документов следует, что целью данного обращения экспертной организации является неясность порядка исполнения судебного акта.
Какая-либо неясность в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2021 г, в том числе в части взыскания судебных расходов за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 60000 рублей с Правительства Астраханской области в пользу ООО "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз" отсутствует, так же как и основания, предусмотренные статьей 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для его разъяснения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 355 КАС РФ в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Согласно абзацу 4 пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", в случае удовлетворения требований физических и юридических лиц об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по возмещению судебных расходов возлагается судом непосредственно на орган власти, организацию, чьи решение, действия (бездействие) оспаривались. При этом подтвержденное судебным актом требование о возмещении судебных расходов также исполняется за счет средств соответствующего бюджета, а не за счет казны публично-правового образования.
Статьей 5 Устава Астраханской области установлено, что система органов государственной власти Астраханской области устанавливается настоящим Уставом в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации публичной власти в субъектах Российской Федерации, определенными федеральными законами.
Систему органов государственной власти Астраханской области составляют: Дума Астраханской области; Губернатор Астраханской области; Правительство Астраханской области; иные исполнительные органы Астраханской области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.
Согласно статье 26 Устава Астраханской области постоянно действующим высшим исполнительным органом Астраханской области является Правительство Астраханской области. Правительство Астраханской области является коллегиальным органом, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Аналогичные нормы, а также состав Правительства Астраханской области, порядок его формирования, полномочия Правительства Астраханской области и организация его деятельности закреплены в Законе Астраханской области от 4 июля 2022 г. N 38/2022-ОЗ "О Правительстве Астраханской области".
В соответствии со статьей 6 указанного закона Правительство Астраханской области состоит из членов Правительства Астраханской области - вице-губернатора - председателя Правительства Астраханской области, заместителей председателя Правительства Астраханской области, заместителей председателя Правительства Астраханской области - министров Астраханской области, министров Астраханской области.
Статьей 25 Закона Астраханской области от 4 июля 2022 г. N 38/2022-ОЗ "О Правительстве Астраханской области" установлено, что финансовое обеспечение Правительства Астраханской области и возглавляемых им исполнительных органов Астраханской области осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области, предусмотренных отдельной строкой.
Организационное, правовое, кадровое, информационно-аналитическое, документационное обеспечение деятельности Правительства Астраханской области осуществляется администрацией Губернатора Астраханской области. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Правительства Астраханской области осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области (статья 26 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 1.6 Регламента Правительства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 15 февраля 2005 г. N 1-П, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Правительства осуществляется управлением делами Губернатора Астраханской области (агентством Астраханской области) в пределах его компетенции.
Из поступившего в адрес суда апелляционной инстанции ответа министерства финансов Астраханской области от 7 сентября 2022 г. следует, что поскольку Правительство Астраханской области является коллегиальным органом и не является юридическим лицом, лицевые счета у Правительства Астраханской области отсутствуют.
Согласно Положению о министерстве финансов Астраханской области (далее - Положение), утвержденному постановление Правительства Астраханской области от 6 мая 2010 г. N 199-П, министерство финансов Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функции по обеспечению проведения единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовой, бюджетной и налоговой политики Астраханской области и координирующим деятельность иных исполнительных органов государственной власти Астраханской области в этой сфере. Министерство является финансовым органом Астраханской области и в соответствии с пунктом 2.25 раздела 2 Положения осуществляет исполнение судебных актов и решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Астраханской области.
Порядок исполнения соответствующим финансовым органом исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Таким образом, министерство финансов Астраханской области осуществляет исполнение исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Астраханской области.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П, из права на судебную защиту вытекает общий принцип, в силу которого правосудие нельзя было бы признать отвечающим требованиям равенства и справедливости, если расходы, понесенные в связи с судебным разбирательством, ложились бы на лицо, вынужденное прибегнуть к этим расходам в рамках судебного механизма обеспечения принудительной реализации своих прав, свобод и законных интересов. При этом не исключается дифференциация федеральным законодателем правил распределения судебных расходов, которые могут иметь свою специфику, в частности, в зависимости от объективных особенностей конкретных судебных процедур и лежащих в их основе материальных правоотношений.
С учетом изложенного, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 2021 г. N 37-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля", в связи с отсутствием у Правительства Астраханской области лицевых счетов судебная коллегия полагает возможным разъяснить в настоящем случае порядок исполнения судебного акта суда апелляционной инстанции, указав, что взыскание судебных расходов, установленных апелляционным определением от 12 мая 2021 г, исполняется министерством финансов Астраханской области за счет казны Астраханской области.
Руководствуясь статьями 185, 355 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз" удовлетворить, разъяснив, что взыскание судебных расходов за проведение судебной оценочной экспертизы, установленных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению Шериповой Эльмиры Абдуллаевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, исполняется министерством финансов Астраханской области за счет казны Астраханской области.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев.
Мотивированное определение составлено 6 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.