Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Катанаевой А.С., Печуриной Ю.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-108/2022 по апелляционной жалобе административного истца Потребительского кооператива "ЖСК "Крымстрой-1"
на решение Верховного Суда Республики Крым от 14 июля 2022 г, вынесенное по административному иску Потребительского кооператива "ЖСК "Крымстрой-1" к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым об оспаривании нормативного акта, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым N63/8 от 20 декабря 2018 года "Об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Вода Крыма" на 2019 год" (далее - Приказ N 63/8) для Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (далее ГУП РК "Вода Крыма") установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года включительно в соответствии с Приложением N 1 к приказу (пункт 1), а также утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019 год в соответствии с Приложением N 2, Приложением N 3 к приказу (пункты 2, 3).
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20 декабря 2019 года N 62/4 "Об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Вода Крыма" на 2020 год" (далее - Приказ N 62/4) для Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно в соответствии с Приложением N 1 к приказу (пункт 1), а также утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2020 год в соответствии с Приложением N 2, Приложением N 3 к приказу (пункты 2, 3).
Потребительский кооператив "ЖСК "Крымстрой-1" (далее - ПК "ЖСК "Крымстрой-1") обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным иском, в котором (с учётом уточнения административных требований в порядке ст. 46 КАС РФ), просил:
- признать недействующим в отношении административного истца приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым N63/8 от 20 декабря 2018 года "Об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Вода Крыма" на 2019 год" в части пункта 9.2.4 Приложения N 1, как противоречащего требованиям части 12 статьи 31 Федерального закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 11, 18, 19, 24, 25, 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, с момента его принятия;
- признать недействующим в отношении административного истца приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20 декабря 2019 года N 62/4 "Об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Вода Крыма" на 2020 год" в части пункта 9.2.4 Приложения N 1, как противоречащего требованиям части 12 статьи 31 Федерального закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 11, 18, 19, 24, 25, 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, с момента его принятия.
В основании заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые нормативные правовые акты в настоящее время применяются в отношении ПК "ЖСК "Крымстрой-1", поскольку при рассмотрении в Арбитражном суде Республики Крым дела N А83-6845/2021 по иску ГУП РК "Вода Крыма" о взыскании денежных средств, удовлетворенного судом, расчет задолженности производился исходя из утвержденного тарифа. Разрешая спор, Арбитражный суд Республики Крым признал расчёт арифметически и методологически верным. Полагает, что оспариваемые тарифы рассчитаны и утверждены органом регулирования без учёта положений части 12 статьи 31 Федерального закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 11, 18, 19, 24, 25, 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, нарушают права и законные интересы ПК "ЖСК "Крымстрой-1". Между ПК "ЖСК "Крымстрой-1" и ГУП РК "Вода Крыма" заключён договор на водоотведение N 58 от 21 октября 2018 года, согласно которому исполнитель, осуществляющий водоотведение, обязуется осуществлять приём сточных вод заказчика в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик обязуется оплачивать водоотведение. Согласно пункту 6 договора оплата осуществляется по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов). Как следует из ответа администрации Новофёдоровского сельского поселения, на территории пгт Новофёдоровка отсутствуют очистные сооружения и все сточные воды сбрасываются в водоём без их предварительной очистки, из чего следует, что на территории пгт.
Новофёдоровка деятельность по очистке сточных вод регулируемой организацией не осуществляется и расходы на очистку сточных вод не должны учитываться в тарифе на водоотведение. По мнению административного истца, ГУП РК "Вода Крыма" обязаны вести раздельный учёт своих расходов при осуществлении деятельности в части оказания услуг по водоотведению в пгт Новофёдоровка отдельно при оказании услуг для МУП "РСО Новофёдоровка", отдельно для ПК "ЖСК "Крымстрой-1", поскольку обе организации эксплуатируют не связанные между собой технологически сети водоотведения. Считает, что при осуществлении регулируемой деятельности при оказании услуг водоотведения в отношении ПК "ЖСК "Крымстрой-1" ГУП РК "Вода Крыма" не несёт те расходы, которые несёт при осуществлении услуг для МУП "РСО Новофёдоровка", и наоборот. Соответственно, тариф в отношении ПК "ЖСК "Крымстрой-1" является неверным, завышенным.
Оспариваемым решением Верховного Суда Республики Крым от 14 июля 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований Потребительского кооператива "ЖСК "Крымстрой-1" отказано.
В апелляционной жалобе ПК "ЖСК "Крымстрой-1", не соглашаясь с выводами суда об отказе в удовлетворении административного иска, просит об отмене решения и удовлетворении требований. Доводы апелляционной жалобы идентичны основаниям административного иска.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов представителями ГУП РК "Вода Крыма" и Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание, не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
В заключении прокурор Костюк А.И. настаивал на оставлении решения суда по доводам апелляционной жалобы без изменения.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права и не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, проверив в соответствии со ст. 208 КАС РФ право административного истца на обращение в суд с административным иском об оспаривании названных нормативных актов пришел к верному выводу о наличии права на оспаривание актов у административного истца ПК "ЖСК "Крымстрой-1".
В частности, судом первой инстанции установлено, что основанием для обращения административного истца ПК "ЖСК "Крымстрой-1" с настоящим административным иском явилось рассмотрение в Арбитражном Суде Республики Крым дела N А83-6845/2021 по иску ГПУ РК "Вода Крыма" о взыскании задолженности по оплате водоотведения за период с 2 октября 2019 г. по 4 августа 2020 г. в размере 1 380 223 рубля 34 копейки. При расчете взысканной задолженности, ГУП РК "Вода Крыма" руководствовалось оспариваемыми тарифами.
В связи с изложенным, доводы административного ответчика об отмене оспариваемых актов и утрате им юридической силы, верно отклонены судом первой инстанции, как не имеющие существенного значения, и повергающиеся применением оспариваемых норм к административному истцу.
Рассматривая полномочия органа, процедуру принятия и опубликования оспариваемых нормативных актов, судом установлено следующее.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путём установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.
К числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 4-6 части 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря- 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с Положением о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 166 (далее - Положение о Комитете - т.2 л.д.1-9), Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 1.1).
Пунктом 3.6.1 Положения о Комитете предусмотрено, что к полномочиям Комитета относится установление тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Согласно пункту 4.1 Положения Комитет, с целью реализации полномочий имеет право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими исполнительными органами государственной власти Республики Крым, нормативные правовые акты, контролировать их исполнение и давать разъяснения по их применению.
В соответствии с пунктом 28 раздела III Регламента Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённого приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 15 июля 2014 г. N 1/1 (т.2 л.д.11-30), решение об установлении тарифов принимается в форме приказа Правлением Комитета на заседании. Установление тарифов производится Комитетом путём рассмотрения соответствующих дел.
Процедура принятия нормативных правовых актов Комитета регламентирована Положением о Комитете и Регламентом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.
Пунктом 5.4.1 Положения о Комитете регламентировано, что в состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники Комитета в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав правления с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).
Заседание правления считается правомочным, если на нём присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим (пункт 5.4.4).
Правилами регулирования тарифов установлена процедура и сроки рассмотрения вопросов по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путём открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное (пункт 12).
Разделом IV Правил регулирования тарифов предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (предложение состоит из заявления об установлении тарифов и обосновывающих материалов).
Согласно пункту 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своём экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
Пунктом 27 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемые приказы являются нормативным правовыми актами, изданными уполномоченным органом с соблюдением порядка их принятия и опубликованными в установленном порядке, и по этим основаниям не оспариваются.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается.
Из материалов тарифного дела усматривается, что ПК "ЖСК "Крымстрой-1" является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Предложение ГУП РК "Вода Крыма" поступило в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым 28 апреля 2018 года N 1566/05 (т.2 л.д.104).
Решением Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 7 мая 2018 г. N 88 (т.2 л.д.105-106) открыто соответствующее дело об установлении ГУП РК "Вода Крыма" тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2019 г. (пункт 1); решено применить при установлении соответствующих тарифов метод экономически обоснованных расходов (затрат) (пункт 2) и поручить проведение экспертизы по определению экономически обоснованных составляющих, формирующих тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения ГУП РК "Вода Крыма" на 2019 г. экспертам из числа сотрудников Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (пункт 3).
Из материалов дела следует, что по результатам проведения экспертизы предложений ГУП РК "Вода Крыма" об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2019 г. специалистами Комитета составлено экспертное заключение от 17 декабря 2018 г. N 159/В-2019 (т.2 л.д.107-140).
Проект приказа N 63/8 был размещён для публичного обсуждения на сайте Комитета в подразделе "антикоррупционная экспертиза" раздела "противодействие коррупции".
При подготовке к принятию нормативного правового акта - приказа об установлении тарифов, отделом правового и кадрового обеспечения Комитета на основании Указа Главы Республики Крым от 2 марта 2016 г. N 76-У проведена первичная антикоррупционная экспертиза проекта приказа, по результатам которого подготовлено экспертное заключение от 26 октября 2018 г. N 238 (т.2 л.д.99-100). По результатам изучения проекта приказа Прокуратурой Республики Крым нарушений федерального законодательства не установлено, что подтверждается письмом от 21 ноября 2018 года N Исорг-7/1-11323-2018/26630 (т.2 л.д. 101).
Проект Приказа N 63/8 опубликован 26 октября 2018 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам (https://gkz.rk.gov.ru - т.2 л.д. 102-103).
20 декабря 2018 г. состоялось заседание правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, на котором, согласно протоколу заседания N 63 от 20 декабря 2018 г, присутствовали 7 членов правления (т.2 л.д.32-74).
По результатам рассмотрения вопроса, все присутствующие члены правления единогласно проголосовали за установление тарифов на уровне, предложенном экспертами.
Судом первой инстанции установлено, что Приказ N 63/8 принят 20 декабря 2018 г. (т.1 л.д.72-106) уполномоченным органом в установленной форме, опубликован 21 декабря 2018 года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам (https://gkz.rk.gov.ru/ru/document/show/3355) и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 63/8 он вступает в силу через десять дней со дня его опубликования.
Пунктом 9.2.4 Приложения N 1 к Приказу N 63/8 установлены тарифы на водоотведение в Сакском районе Республики Крым для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства на территории пгт Новофёдоровка на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года для бюджетных организаций и прочих потребителей в размере 13, 37 руб./куб.м (без НДС) (т.1 л.д.77).
Приказ N 63/8 утратил силу с 1 января 2020 года в связи с изданием Приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20 декабря 2019 года N 62/4.
Предложение ГУП РК "Вода Крыма" поступило в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым 30 апреля 2019 года N 1680/05 (т.3 л.д.70).
Решением Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 29 мая 2019 г. N 141 (т.3 л.д.71-72) открыто соответствующее дело об установлении ГУП РК "Вода Крыма" тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2020 г. (пункт 1); решено применить при установлении соответствующих тарифов метод экономически обоснованных расходов (затрат) (пункт 2) и поручить проведение экспертизы по определению экономически обоснованных составляющих, формирующих тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения ГУП РК "Вода Крыма" на 2020 г. экспертам из числа сотрудников Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (пункт 3).
Из материалов дела следует, что по результатам проведения экспертизы предложений ГУП РК "Вода Крыма" об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2020 г. специалистами Комитета составлено экспертное заключение от 16 декабря 2019 г. N 170/В-2020 (т.3 л.д.73-115).
Проект приказа N 62/4 был размещён для публичного обсуждения на сайте Комитета в подразделе "антикоррупционная экспертиза" раздела "противодействие коррупции".
При подготовке к принятию нормативного правового акта - приказа об установлении тарифов, отделом правового и кадрового обеспечения Комитета на основании Указа Главы Республики Крым от 2 марта 2016 г. N 76-У проведена первичная антикоррупционная экспертиза проекта приказа, по результатам которого подготовлено экспертное заключение от 11 ноября 2019 г. N 333 (т.3 л.д.66-67). По результатам изучения проекта приказа Прокуратурой Республики Крым нарушений федерального законодательства не установлено, что подтверждается письмом от 21 ноября 2019 года N Исорг-7/1 -2776-19/5179-20350001 (т.3 л.д.68).
Проект Приказа N 62/4 опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам (https://gkz.rk.gov.ru - т.3 л.д.69).
20 декабря 2019 г. состоялось заседание правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, на котором, согласно протоколу заседания N 62 от 20 декабря 2019 г, присутствовали 8 членов правления, включая представителя Федеральной антимонопольной службы (т.3 л.д. 1-63).
По результатам рассмотрения вопроса, все присутствующие члены правления единогласно проголосовали за установление тарифов на уровне, предложенном экспертами.
В соответствии с пунктом 5 Приказа N 62/4 он вступает в силу через десять дней со дня его опубликования.
Судом установлено, что Приказ N 62/4 принят 20 декабря 2019 г. (т.1 л.д. 107-184) уполномоченным органом в установленной форме, опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20 декабря 2019г. на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам (https://gkz.rk.gov.ru/ru/document/show/4038) и по этим основаниям не оспаривается.
Пунктом 9.2.4 Приложения N 1 к Приказу N 62/4 установлены тарифы на водоотведение в Сакском районе Республики Крым для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства на территории пгт Новофёдоровка на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года для бюджетных организаций и прочих потребителей в размере 11, 63 руб./куб.м (без НДС) (т. 1 л.д. 113).
Приказ N 62/4 утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 18 декабря 2020 года N 49/21.
Проверяя на соответствие оспариваемых в части Приказов N 63/8, N 62/4 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, их применение в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.
Административный истец, обращаясь в суд с иском, указал на несоответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов положениям части 12 статьи 31 Федерального закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 11, 18, 19, 24, 25, 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406.
21 ноября 2018 года между ГУП РК "Вода Крыма" (Исполнитель) и Потребительским кооперативом "ЖСК "Крымстрой-1" (Заказчик) заключён государственный/муниципальный контракт водоотведения N 58. Контракт заключён на срок до 31 декабря 2018 года с возможностью пролонгации, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях (т.1 л.д.9-16).
В ходе судебного разбирательства установлен факт продления действия контракта на 2019 и 2020 годы.
Согласно пунктам 1 - 3 контракта Исполнитель, осуществляющий водоотведение, обязуется осуществлять приём сточных вод Заказчика а централизованную систему водоотведения и обеспечивать транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод. отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объёму отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить Исполнителю оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в контракте. Граница балансовой принадлежности по канализационным сетям Заказчика и Исполнителя указывается в акте о разграничении балансовой принадлежности по форме согласно приложению N 1. Граница эксплуатационной ответственности по канализационным сетям Заказчика и Исполнителем указывается в акте о разграничении эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению N 2. Местом исполнения обязательств по контракту является Республика Крым, Сакский район, пгт Новофёдоровка, улица Кирова.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразовании - тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую вод (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вед устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг Указанные объёмы определяются в соответствии с методическим;- указаниями исходя из фактического отпуска воды (приёма сточных вод за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние 3 года.
Пунктами 24, 25 Основ ценообразования определено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения). Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется органом регулирования тарифов на каждый период регулирования.
Из части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении, пункта 24 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний N 1746-э следует, что расчёт необходимой валовой выручки производится отдельно в отношении каждого регулируемого вида деятельности, осуществляемого предприятием.
В силу положений части 12 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ. пунктов 18, 20 Основ ценообразования, регулируемые организации обязаны вести раздельный учёт расходов, в том числе по деятельности в сфере холодного водоснабжения, водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте Порядком ведения раздельного учёта затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации] таких затрат, утверждённого приказом Минстроя России от 25 января 2С1- года N 22/пр.
Согласно пунктам 2, 4 Порядка N 22/пр раздельный учёт расходов и доходов ведётся на основании данных бухгалтерского и статистического" учёта раздельно по осуществляемым видам деятельности, централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и другим критериям установленным названным порядком.
Пунктом 18 Основ ценообразования установлено, что регулируемые организации обязаны вести раздельный учёт расходов и доходов, объёмов поданной воды (принятых сточных вод) по регулируемым видам деятельности: в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, а том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) централизованной системе холодного водоснабжения; в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воль: на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей волн, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; приём транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Судом установлено, что при утверждении оспариваемых тарифов на водоотведение на 2019-2020 г.г. органом регулирования применялся метод экономически обоснованных расходов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N 1320 "Об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 1 марта 2020 г.".
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:
а) производственных расходов;
б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт;
в) административных расходов;
г) сбытовых расходов гарантирующих организаций;
д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учётом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа;
ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов;
з) нормативной прибыли;
и) расчётной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
Пунктом 22 Основ ценообразования установлено, что при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов орган регулирования тарифов использует экономически обоснованных объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.
Судом на основании совокупности доказательств установлено, что при определении необходимо валовой выручки (далее - НВВ) специалистами органа регулирования не включены в НВВ затраты на реагенты, поскольку ГУП РК "Вода Крыма" на территории пгт Новофёдоровка не осуществляет мероприятия по очистке сточных вод.
Так, согласно разделу XIV экспертного заключения от 17 декабря 2018 г. N 159/В-2019 (т.2 л.д.127-130) в пункте 1 статьи затрат "Производственные расходы" Комитет уменьшил затраты до 3055, 6 тыс. руб. при заявке - 8678, 74 тыс. руб, с обоснованием, что расходы учтены в экономически обоснованном размере. При этом органом регулирования в полном объёме исключены расходы на реагенты (1.1.1), заявленные в размере 448, 94 тыс. руб, в связи с отсутствием экономического обоснования.
Также уменьшены следующие расходы: затраты на горюче-смазочные материалы (1.1.2) до 21, 8 тыс. руб. при заявке - 80, 47 тыс. руб, на материалы и малоценные основные средства (1.1.3) до 12, 64 тыс. руб. при заявке - 158, 47 тыс. руб, с обоснованием, что расходы приняты на уровне базового периода с учётом индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период (далее ? СЭР РФ).
Расходы на электроэнергию (1.2.1) приняты в размере 236, 8 тыс. руб. при заявке - 267, 29 тыс. руб, как учтённые из расчёта удельного коэффициента расхода электроэнергии 0, 3 и тарифа, отражённого в пункте 14 раздела IX экспертного заключения.
Расходы на топливо (1.2.4), заявленные в размере 5, 11 тыс. руб, исключены в связи с отсутствием экономического обоснования; уменьшены расходы на холодную воду (1.2.5) до 38, 21 тыс. руб. при заявке - 43, 52 тыс. руб. Объём учтён на уровне базового периода, цена в соответствии с установленной стоимостью холодной воды на соответствующий период для МУП "РСО "Новофёдоровка".
Расходы на оплату работ и услуг, выполненных сторонними организациями (1.3), заявленные в размере 31, 09 тыс. руб.; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы (3.2), заявленные в размере 1807, 71 тыс. руб.; расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду (7.3), заявленные в размере 33, 54 тыс. руб, не приняты Комитетом, как учтённые в тарифе на водоотведение.
По статье расходов "Расходы на оплату труда и социальные отчисления основного производственного персонала" (1.4), заявленных в сумме 6759, 29 тыс. руб, органом регулирования уменьшены до 2660, 6 тыс. руб. Из них расходы на оплату труда производственного персонала (1.4.1) уменьшены до 2043, 5 тыс. руб. при заявке - 5191, 47 тыс. руб. При этом фонд оплаты труда учтён регулятором исходя из численности персонала и среднемесячной начисленной заработной платы из расчёта на год. Данные величины учтены в п.п.15, 16 раздела IX экспертного заключения. Расходы на отчисления на социальные нужды производственного персонала (1.4.2) уменьшены до 617, 14 тыс. руб. при заявке - 1567, 82 тыс. руб. Расчёт произведен с указанием, что оплата обязательных страховых взносов составляет 30% страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний в размере 0, 2%.
Кроме этого, в экономически обоснованных размерах приняты расходы: на общехозяйственные расходы (1.6) - 82, 6 тыс. руб. при заявке 763, 69 тыс. руб.; прочие производственные расходы (1.7) - 3, 00 тыс. руб. при заявке 120, 87 тыс. руб.
Ремонтные расходы (2.), заявленные в размере 333, 19 тыс. руб, исключены в связи с отсутствием экономического обоснования.
По причине отсутствия экономического обоснования органом регулирования исключены следующие расходы:
- служебные командировки (3.4) при заявке 1, 38 тыс. руб.;
- обучение персонала (3.5) при заявке 5, 21 тыс. руб.;
- транспортный налог (7.6) при заявке 0, 65 тыс. руб.;
- расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами, в соответствии с подпунктом 3 пункта 31 Методических указаний (8.1) при заявке 18, 8 тыс. руб.
В экономически обоснованном размере Комитетом приняты: прочие административные расходы (3.7) в размере 3, 57 тыс. руб. при заявленных 123, 21 тыс.руб.
С учётом представленных в обоснование документов и расчётных материалов на уровне базового периода учтены расходы на амортизацию (5.), приняты в размере 45, 30 тыс. руб. при заявленных 84, 52 тыс.руб.
Расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату (в том числе аренду земельных участков), заявленные в размере 109, 6 тыс.руб, перенесены в пункт 3.3 тарифа на водоотведение, поскольку платежи не связаны с централизованными системами.
В части расходов по налогу на имущество (7.2), заявленных в размере 21, 54 тыс.руб, органом регулирования расходы приняты в размере 21, 07 тыс. руб. в соответствии с представленными расчётами, декларациями за 2017 года, с учётом требований п.1 ст.374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Итого НВВ для расчёта тарифа (12.) учтено без НДС (общая система налогообложения) в размере 3134, 90 тыс. руб. при заявленных - 11227, 45 тыс. руб.
Объём водоотведения принят Комитетом в размере 234, 5 тыс.куб.м, при заявленном - 253, 32 тыс.куб.м.
С учётом произведённых расчётов органом регулирования утверждён экономически обоснованный тариф на водоотведение на 2019 год в размере 13, 37 руб./куб.м при заявленном 44, 32 руб./куб.м.
Из раздела XIV экспертного заключения от 16 декабря 2019 г. N 170/В- 2020 (т.3 л.д.73-115) судом также установлено, что в пункте 1 статьи затрат "Производственные расходы" Комитет уменьшил затраты до 3168, 3 тыс. руб, при заявке - 7587, 05 тыс. руб, с обоснованием, что расходы учтены в экономически обоснованном размере. При этом органом регулирования в полном объёме исключены расходы на реагенты (1.1.1), заявленные в размере 691, 56 тыс. руб, в связи с отсутствием экономического обоснования.
Также уменьшены следующие расходы: затраты на горюче-смазочные материалы (1.1.2) до 23, 4 тыс. руб. при заявке - 126, 86 тыс. руб, на материалы и малоценные основные средства (1.1.3) до 2, 73 тыс. руб. при заявке - 149, 35 тыс. руб, с обоснованием, что расходы приняты по факту 2018 года с учётом ИПЦ на 2019-2020 г.г.
Расходы на электроэнергию (1.2.1) приняты в размере 335, 4 тыс. руб. при заявке - 298, 08 тыс. руб, как учтённые из расчёта удельного коэффициента расхода электроэнергии 0, 3 и тарифа, отражённого в пункте 14 раздела IX экспертного заключения.
Расходы на топливо (1.2.4), заявленные в размере 7, 63 тыс. руб, исключены в связи с отсутствием экономического обоснования.
Расходы на холодную воду (1.2.5) при заявке - 43, 26 тыс. руб. исключены, как не обоснованные, так как предприятием в 2017-2018 г.г. данные затраты фактически не понесены.
В части расходов на оплату труда производственного персонала (1.4.1) утверждены расходы в размере 2137, 5 тыс. руб. при заявке 4384, 16 тыс. руб. При этом фонд оплаты труда учтён регулятором исходя из численности персонала и среднемесячной начисленной заработной платы из расчёта на год. Данные величины учтены в п.п.15, 16 раздела IX экспертного заключения.
Расходы на отчисления на социальные нужды производственного персонала (1.4.2) уменьшены до 645, 53 тыс. руб. при заявке - 1324, 02 тыс. руб. Расчёт произведён с указанием, что оплата обязательных страховых взносов составляет 30%, страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний в размере 0, 2%.
В экономически обоснованных размерах приняты расходы: на общехозяйственные расходы (1.6) - 19, 97 тыс. руб. при заявке 478, 12 тыс. руб.; другие производственные расходы (1.7.4) - 3, 09 тыс. руб. при заявке 35, 42 тыс. руб.; прочие административные расходы (3.7) - 29, 55 тыс. руб. при заявке 39, 61 тыс. руб. Расходы на амортизацию (1.7.2) приняты в размере 0, 76 тыс. руб. при заявленных - 48, 59 тыс. руб, как принятые на уровне факта 2018 года.
По причине отсутствия экономического обоснования органом регулирования также исключены следующие расходы:
- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы (2.3) при заявке 380, 91 тыс. руб.;
- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы (3.2) при заявке 1624, 32 тыс. руб.;
- арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем (3.3) при заявке 91, 01 тыс. руб.;
- служебные командировки (3.4) при заявке 1, 15 тыс. руб.;
- обучение персонала (3.5) при заявке 5, 65 тыс. руб.;
- расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами, в соответствии с подпунктом 3 пункта 31 Методических указаний (8.1) при заявке 17, 8 тыс. руб.
Расходы на оплату работ и услуг, выполненных сторонними организациями в составе административных расходов (3.1), заявленные в размере 11, 20 тыс. руб. утверждены в размере 10, 10 тыс. руб. (на услуги связи и интернет), как принятые по факту 2018 года с учётом ИПЦ на 2019- 2020 г.г.
С учётом представленных в обоснование документов и расчётных материалов на уровне базового периода учтены расходы на амортизацию (5.), приняты в размере 45, 30 тыс. руб. при заявленных 60, 49 тыс. руб.
Также на уровне факта 2018 года регулятором учтены расходы на транспортный налог (7.6) в размере 0, 06 тыс. руб. при заявленных - 2, 93 тыс. руб.
Итого НВВ для расчёта тарифа (12.) учтено без НДС (общая система налогообложения) в размере 3275, 03 тыс. руб. при заявленных - 9843, 84 тыс. руб.
Объём водоотведения принят Комитетом по заявке предприятия в размере 281, 6 тыс.куб.м.
С учётом произведённых расчётов органом регулирования утверждён экономически обоснованный тариф на водоотведение на 2020 год в размере 11, 63 руб./куб.м при заявленном 34, 96 руб./куб.м.
По смыслу указанных выше правовых норм в их взаимосвязи процесс установления тарифа на водоотведение носит индивидуальный характер и зависит от экономически обоснованных затрат, необходимых организации для предоставления таких услуг. При этом основным критерием при установлении тарифа, прежде всего, является его экономическая обоснованность.
В силу пункта 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Постановлением Администрации Новофёдоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 19 апреля 2016 года N110 (т.11 л.д. 150) ГУП РК "Вода Крыма" определено гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения на территории Новофёдоровского сельского поселения. Зоной деятельности гарантирующей организации ГУП РК "Вода Крыма" определена территория населённого пункта пгт Новофёдоровка Новофёдоровского сельского поселения.
Гарантирующей организацией (согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ) признаётся организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определённая решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пунктам 1-3 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять приём сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.
Водоотведение - приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Пунктом 28 статьи 2 поименованного закона также дано понятие централизованной системы водоотведения (канализации), это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В соответствии с пунктом 28.1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.
Согласно пункту 14 статьи 2 Закона N 416-ФЗ объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83, регламентировано, что технологически связанные сети - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе водоснабжения и водоотведения.
Из предоставленных ГУП РК "Вода Крыма" доказательств следует, что централизованная система водоотведения Новофёдоровского сельского поселения Сакского района состоит из объектов водоотведения, которые принадлежат и эксплуатируются разными собственниками, при этом объекты технологически связаны (т.11 л.д.143-156).
На территории Новофёдоровского сельского поселения Сакского района в хозяйственном ведении ГУП РК "Вода Крыма" находятся следующие объекты водоотведения:
1. Канализационные очистные сооружения, в том числе:
1.1. Административный корпус
1.2. Хлораторная
1.3. Канализационная насосная станция
1.4. Приёмная камера
1.5. Окислительный блок
1.6. Контактный резервуар
1.7. Иловые площадки
1.8. Труба водовыпуска
1.9. Электрический ящик с кабелем
2. Канализационные насосные станции N 1 и N 2 с коллекторами, в
том числе:
2.1. КНС N 1
2.2. Напорный канализационный коллектор
2.3. КНС N2
2.4. Напорный канализационный коллектор
Объекты водоотведения являются собственностью Республики Крым, 15 декабря 2015 года переданы муниципальным образованием сельское поселение Новофёдоровка Сакского района Республики Крым в хозяйственное ведение ГУП РК "Вода Крыма" на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 7 июля 2015 года N 624-р "О вопросах управления имуществом", приказа Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым N 143-А от 24 июля 2015 года "О закреплении имущества". Указанные объекты функционируют до сдачи в эксплуатацию строящихся канализационных очистных сооружений г.Саки.
Оценив предоставленные доказательства и установленные обстоятельства дела, суд пришел к выводу об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемыми нормативными актами, не доказанностью его возражений, с чем суд апелляционной инстанции соглашается. Оснований к иным выводам у судебной коллегии не имеется, равно как и оснований к переоценке установленных судом обстоятельств, поскольку доводы апелляционной жалобы тождественны административным исковым требованиям.
Доводы административного истца о наличии действующих двух технологически не связанных централизованных сетей водоотведения в пгт Новофёдоровка Сакскогорайона Республики Крым также не нашли своего подтверждения при проверке его судом первой инстанции, с чем судебная коллегия соглашается.
Иные доводы апеллянта, в том числе, о неверном применении судом правовых норм, базируются на собственном мнении, и не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях.
Доводы, как административного искового заявления, так и апелляционной жалобы, фактически базируются на собственных расчетах, которые сами по себе не являются основанием для признания оспариваемых приказов недействующим. Судебная коллегия, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что оспариваемые акты об установлении тарифов приняты исходя из всех факторов, принимаемых во внимание регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством.
Обстоятельств, свидетельствующих о немотивированности и необоснованности выводов суда, судебной коллегией не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 14 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Потребительского кооператива "ЖСК "Крымстрой-1" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 октября 2022 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.