Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-287/2022 по иску Зязева Андрея Ивановича к обществу с ограниченной ответственностью "Центр технического сервиса" об оспаривании приказа, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Зязева Андрея Ивановича на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 21 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 1 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зязев А.И. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Центр технического сервиса" (далее - ООО "ЦТС", общество), в котором просил признать незаконным приказ ответчика N 3008-к 21 от 14 декабря 2021 г. об отстранении от работы в связи с отказом от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, взыскать с ответчика заработную плату за период вынужденного прогула с 14 декабря 2021 г. по дату допуска к работе, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование заявленных требований Зязев А.И. ссылался на то, что с 31 октября 2003 г..он состоит в трудовых отношениях с ООО "ЦТС". 14 декабря 2021 г..работодателем издан приказ N 3008-к 21 об отстранении его от работы с 14 декабря 2021 г..в связи с отказом от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции. Работодателем истцу вручено уведомление от 30 ноября 2021 г, в котором предложено в срок до 1 декабря 2021 г..записаться на вакцинацию, представить сведения (сертификат) о прохождении вакцинации или письменный отказ от прохождения вакцинации с указанием причин отказа, а при наличии противопоказаний к прививке соответствующее медицинское заключение, разъяснено, что он вправе отказаться от вакцинации, однако в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации) работодатель отстранит от работы без сохранения заработной платы на весь период эпидемиологического неблагополучия или до отмены указанного постановления. 13 декабря 2021 г..он в ответ на уведомление указал, что постановление N 206 от 13 июля 2021 г..не содержит требования обязательной вакцинации. С приказом N 636 от 15 ноября 2021 г.."Об обязательной иммунизации работников ООО "ЦТС" истец не был ознакомлен. Полагал, что у работодателя не имелось законных оснований к отстранению истца от работы, постановление главного государственного санитарного врача по Пермскому краю N 206 от 13 июля 2021 г..не может быть применено к нему, так как его должность не указана в пункте 1.1 указанного постановления, сроки проведения прививок не могут быть применены, так как истекли.
Прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г..N 125н. Работа в сфере добычи нефти и газа в перечень не включена, таким образом у работодателя не имелось оснований для отстранения от работы работников, не прошедших вакцинацию, независимо от того, предоставили такие работники письменный отказ от вакцинации или нет. Требование работодателя о предоставлении письменного отказа от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции является незаконным, поскольку отказ от профилактической прививки в письменном виде должен быть зафиксирован в медицинских документах постоянного хранения медицинскими работниками. Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации работодателя, а также обязанности иметь в наличии данные сведения и копии таких документов. В результате отстранения от работы истцу причинен моральный вред. Истец проживает совместно с нетрудоспособной мамой, у которой имеется инвалидность 2 группы, она не работает и находится на его обеспечении, он не может приобретать продукты питания, оплачивать коммунальные услуги.
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 21 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 1 июня 2022 г, исковые требования Зязева А.И. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Зязев А.И. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 31 октября 2003 г. между ООО "Сервис трубопроводного транспорта" (работодатель) и Зязевым А.И. (работник) заключен трудовой договор N 74, по условиям которого работник принимается на работу в структурное подразделение Общества Группа ликвидации аварийных разливов нефти, Бригада ликвидации аварийных разливов нефти (г. Чернушка) на должность слесарь-ремонтник, непосредственно занятый на объектах добычи нефти и газа, 3 разряда (пункт 1.1).
Согласно Уставу ООО "ЦТС" общество является правопреемником ООО "Сервис трубопроводного транспорта".
Дополнительным соглашением от 29 января 2019 г. об изменении определенных сторонами условий трудового договора N 74 от 31 октября 2003 г. в трудовой договор внесены изменения в связи с реорганизацией, работодателем по трудовому договору N 74 от 31 октября 2003 г. принято считать ООО "ЦТС".
На основании приказа N ЦТС36лс/18 от 1 января 2022 г. Зязев А.И. с 1 января 2022 г. переведен в цех эксплуатации трубопроводов N 3 (г. Чернушка)/20737 Бригада N 7, аварийно-спасательного отряда на должность слесаря-ремонтника непосредственно занятого на объектах добычи нефти и газа 5 разряда, тарифная ставка 89, 10 руб.
Между ООО "ЦТС" и Зязевым А.И. 1 января 2022 года заключено дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора N 74 от 31 октября 2003 г.
Согласно Уставу ООО "ЦТС" одними из видов осуществляемой обществом деятельности являются: производственная деятельность; торгово-закупочная деятельность.
Распоряжением председателя Правительства Пермского края от 14 марта 2020 г. N 5-рр с 00:00 часов 15 марта 2020 г. на территории Пермского края введен режим функционирования "повышенная готовность" в целях предупреждения завоза и распространения COVID-2019.
На момент рассмотрения спора режим "повышенная готовность" не отменен.
Указом Губернатора Пермского края N 121 от 20 августа 2020 г, в редакции от 29 октября 2021 г, постановлено руководителям организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим указом, обеспечить: выполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г. N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в части организации проведения профилактических прививок против COVID-19 (пункт 14(1)).
Приказом генерального директора ООО "Лукойл-Пермь" N а-754 от 1 ноября 2021 г. приказано: с 15 ноября 2021 г. ограничить доступ в офисные помещения, здания и на производственные объекты общества работникам подрядных организаций, не прошедшим вакцинацию от коронавирусной инфекции и не переболевшим COVID-19 (не имеющим соответствующего подтвержденного медицинской организацией диагноза) в течение последних 6 месяцев (по состоянию на 1 декабря 2021 г.) за исключением работников, имеющих противопоказания к профилактической прививке против коронавирусной инфекции (пункт 8.1); с 1 декабря 2021 г. ограничить доступ в офисные помещения, здания и на производственные объекты общества работникам ООО "Лукойл-Пермь", не прошедшим вакцинацию от коронавирусной инфекции и не переболевшим COVID-19 (не имеющим соответствующего подтвержденного медицинской организацией диагноза) в течение последних 6 месяцев (по состоянию на 1 декабря 2021 г.) за исключением работников, имеющих противопоказания к профилактической прививке против коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пунктом 3 приказа (при условии наличия действующих результатов теста об отсутствии COVID-19, проведенного за последние 72 часа, за счет средств работодателя (пункт 8.2). Согласно списка рассылки к письму N 2124668 от 8 ноября 2021 г. ООО "ЦТС" направлена копия приказа.
8 ноября 2021 г. начальником отдела методологии организации строительства ООО "Лукой-Пермь" руководителям структурных подразделений, в том числе ЦЭТ N 7 ООО "ЦТС" предписано организовать работу и обеспечить выполнение требований вышеуказанного приказа.
Распоряжением ООО "ЦТС" N 625-р от 3 ноября 2021 г. в целях предотвращения заболеваемости новой коронавирусной инфекции "COVID-19" и обеспечения безопасности работающих, во исполнение Приказа ООО "Лукой-Пермь" от 1 ноября 2021 г. N а-754 предписано руководителям структурных подразделений обеспечить ознакомление подчиненного персонала. В листе ознакомления в бригаде N 7 ООО "ЦТС" числится Зязев А.И. слесарь-ремонтник.
Приказом директора ООО "ЦТС" N 636 от 15 ноября 2021 г..приказано рекомендовать работникам ООО "ЦТС", не прошедшим вакцинацию от коронавирусной инфекции (COVID-19), в срок до 1 декабря 2021 г..завершить прохождение полного курса вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19); работникам ООО "ЦТС", переболевшим COVID-19 (имеющим соответствующий, подтвержденный медицинской организацией, диагноз) в течение последних 6 месяцев (по состоянию на 1 декабря 2021 г..) не прошедшим вакцинацию от коронавирусной инфекции (COVID-19), завершить прохождение полного курса вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19) не позднее 7 месяцев со дня выздоровления от COVID-19); пункты 1 и 2 приказа не распространяется на работников ООО "ЦТС", имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с медицинским заключением, выданным врачебной комиссией, с подписью руководителя соответствующего медицинского заключения; с 1 декабря 2021 г..ограничить доступ в офисные помещения, здания и на производственные объекты общества работникам ООО "ЦТС" и подрядных организаций, не прошедшим вакцинацию от коронавирусной инфекции и не переболевшим COVID-19 (не имеющим, соответствующего, подтвержденного медицинской организацией, диагноза) в течение последних 6 месяцев (по состоянию на 1 декабря 2021 г..), за исключением работников, имеющих противопоказания к профилактической прививке против коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с пунктом 3 приказа (при условии наличия действующих результатов теста об отсутствии COVID-19, проведенного за последние 72 часа, за счет средств работодателя); с 1 декабря 2021 г..обеспечить отстранение от работы без сохранения заработной платы работников ООО "ЦТС", не прошедших вакцинацию от коронавирусной инфекции и не переболевших COVID-19 (не имеющих соответствующего, подтвержденного медицинской организацией, диагноза) в течение последних 6 месяцев (по состоянию на 01 декабря 2021 г..), за
исключением работников, имеющих противопоказания к профилактической прививке против коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пунктом 3 приказа.
Из справки ГБУЗ Пермского края "Чернушинская районная больница" от 17 марта 2022 г. N 466 следует, что Зязев А.И. находился на больничном листе с 30 сентября 2020 г. по 15 октября 2020 г. с диагнозом Ковид-19, иных сведений о нахождении Зязева А.И. на больничном листе с диагнозом Ковид-19 не имеется. В период с 26 октября 2021 г. по 10 декабря 2021 г. Зязев А.И. находился на больничном листе с диагнозом "Застарелое травматическое лоскутное повреждение заднего рога медиального мениска левого коленного сустава. АКС справа 19.10.21. Парциальная резекция внутреннего мениска 19.10.21.", закрыт к труду 11 декабря 2021 г. Сведения о вакцинации Зязева А.И. от COVID-19 в ГБУЗ Пермского края "Чернушинская районная больница" отсутствуют. Зязев А.И. в судебном заседании подтвердил, что вакцинацию от COVID-19 не проходил.
Уведомлением ООО "ЦТС" N 2443 от 30 ноября 2021 г. о вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 слесарю-ремонтнику ЦЭТ N 3 "Чернушка" Зязеву А.И. рекомендовано пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19 в срок до 1 декабря 2021 г, после прохождения вакцинации предоставить скан-копию сертификата о прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в отдел охраны труда, промышленной безопасности и экологии ООО "ЦТС"; в случае невозможности прохождения вакцинации по медицинским противопоказаниям, предоставить заключение врачебной комиссии медицинского учреждения об имеющихся противопоказаниях к вакцинации; разъяснено, что в случае отказа от вакцинации, будет отстранен от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены указанного постановления. Истец 13 декабря 2021 г. с уведомлением ознакомлен, экземпляр уведомления получил лично.
13 декабря 2021 г. Зязев А.И. написал добровольный отказ от прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции. В ответ на уведомление от 30 ноября 2021 г. N 2443 сообщил о своем отказе пройти в срок до 1 декабря 2021 г. вакцинацию против СOVID-19, указал, что согласно постановлению главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г. N 206 его должность не относится к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, постановление не содержит требований обязательной вакцинации. Отказ подписан истцом добровольно, что им в судебном заседании не оспаривалось.
Приказом директора ООО "ЦТС" N 3008-к 21 от 14 декабря 2021 г. истец отстранен от работы с 14 декабря 2021 г. и до окончания периода эпиднеблагополучия, либо прохождения вакцинации без начисления заработной платы. Истец ознакомлен с приказом 14 декабря 2021 г.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Зязева А.И, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 5, 10, 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 г..N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", статьями 2, 3, 10, 11, 35, 50, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г..N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", постановлением главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г..N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", Указом Губернатора Пермского края N 121 от 20 августа 2020 г..в редакции от 29 октября 2021 г, исходил из того, что ООО "ЦТС" и его цеха, в том числе в г..Чернушка, не прекращало свою производственную деятельность в период режима функционирования "повышенная готовность" и обязано обеспечить трудовую занятость. Истец, как работник данной организации, в силу пункта 1.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г..N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (в редакции от 25 октября 2021 г..) в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае был обязан пройти обязательную вакцинацию, поскольку работал на основании трудового договора в организации, осуществляющей деятельность в сфере торговли, а также как работающий на промышленном предприятии (производстве). Истец был уведомлен о возможности отстранения от работы, в связи с отказом от вакцинации от COVID-19.
Доказательств, что истец имеет медицинский отвод, переболел COVID-19 не более 6 месяцев назад на дату издания приказа, суду на день рассмотрения дела не представлено и истцом по существу не оспаривается.
Отсутствие сведений об ознакомлении Зязева А.И. с приказом от 15 ноября 2021 г. не является основанием для признания приказа N 3008/к 21 от 14 декабря 2021 г. незаконным, поскольку это не повлекло нарушения прав истца, учитывая, что с уведомлением о вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, изданным на основании приказа от 15 ноября 2021 г, Зязев А.И. ознакомлен, добровольно написал отказ от прохождения вакцинации. В уведомлении указано, что в случае отказа от вакцинации, при отсутствии медицинских противопоказаний, истец будет на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации отстранен от работы.
Кроме того, суд учел, что в судебном заседании Зязев А.И. пояснил, что с приказом от 15 ноября 2021 г. он ознакомлен не был, но это не повлияло на его позицию об отказе от вакцинации и на день рассмотрения дела он свою позицию не поменял, с прохождением вакцинации от COVID-19 категорически не согласен.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о достижении установленного порога вакцинации, суд апелляционной инстанции указал, что постановлением Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г. N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" установлен только минимальный порог охвата вакцинацией, что не делает незаконными действия работодателя, установившего более высокий процент охвата вакцинацией от COVID-19.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Зязева А.И. о том, что постановление главного санитарного врача по Пермскому краю не является федеральной нормой и не предусматривает возможность отстранения от работы, ответчик обязан был предложить работникам добровольно пройти вакцинацию, при достижении 80% вакцинированных сотрудников требования работодателя о вакцинации к остальным сотрудникам выходили за рамки постановления от 13 июля 2021 г. N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям", не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противо-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из пункта 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Постановлением главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г. N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" установлена обязательная вакцинация для работающих на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в определенных сферах, работа в которых связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Обязанность по вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с инструкцией к препаратам.
Пунктом 1.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г. N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" предусмотрено, что обязательной вакцинации подлежат категории работников, работающие па основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, в том числе работающим на промышленных предприятиях (производствах), в организациях, осуществляющих деятельность в сфере торговли.
Как указывалось выше, в соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в сфере промышленных производств, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение его конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Таким образом, действия ответчика как работодателя в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
В кассационной жалобе истец приводит доводы о том, что с приказом ООО "ЦТС" от 15 ноября 2021 г. N 636 он на момент вынесения приказа N 3008-к 21 от 14 декабря 2021 г. не был ознакомлен.
Данные доводы были предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, уведомлением от 30 ноября 2021 г. истец ставился в известность о необходимости прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, данное уведомление истец получил лично на руки. В день ознакомления с уведомлением истец написал отказ от прохождения вакцинации, отказ был связан с тем, что постановление Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г. N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" не содержит требования об обязательной вакцинации, должность истца не относится к перечню должностей, занимающие которые граждане подлежат обязательной вакцинации. Отказ истца не был связан с тем, что сроки вакцинации истекли, истец не просил предоставить ему иной срок для вакцинации, как пояснил истец в судебном заседании 14 марта 2022 г, вакцинацию он не проходил и не будет проходить. Истец не отстранялся от работы ранее, чем был ознакомлен с уведомлением о необходимости вакцинации, был отстранен на следующий день, что, учитывая это позицию истца по данному поводу и принципиальный отказ от вакцинации, незаконным не является.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик превысил свои полномочия и незаконно отстранил его от работы, допустив неправомерное ограничение трудовых прав и свобод по критерию невакцинированности против новой коронавирусной инфекции, не могут быть приняты во внимание, поскольку вакцинация направлена на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чернушинского районного суда Пермского края от 21 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 1 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зязева Андрея Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.