Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Лысовой Е.В, Кисловой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришина Александра Александровича, Филиппова Олега Николаевича, Цветкова Андрея Анатольевича к Государственному казенному учреждению Тверской области "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области", Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработка за время отстранения от работы, компенсации морального вреда, по кассационным жалобам Гришина Александра Александровича, Филиппова Олега Николаевича, Цветкова Андрея Анатольевича на решение Московского районного суда г. Твери от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 26 мая 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К,
УСТАНОВИЛА:
Гришин А.А, Филиппов О.Н, Цветков А.А. в качестве соистцов обратились в суд с иском к ГКУ Тверской области "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области" о признании незаконным приказа от 18 августа 2021 года об отстранении их от работы без сохранения заработной платы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции, обязании допустить к работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Полагали приказ незаконным, поскольку Постановлением Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 18.06.2021 N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям" предусмотрено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, указанным в данном Постановлении. Деятельность в области тушения пожаров, спасения и эвакуации людей не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825; работодатель не имеет полномочий обязать своих работников пройти вакцинацию с нарушением принципа ее добровольности, возложение Постановлением Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 18.06.2021 N 1 такой обязанности на работодателя не соответствует закону. В результате незаконных действий работодателя они испытали глубокие нравственные переживания в связи с невозможностью реализовать право на труд, на достойное материальное содержание своих семей.
Определениями суда первой инстанции к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Правительство Тверской области, 49-ая пожарная часть по охране пгт. Селижарово и Селижаровского района - филиал ГКУ ТО "Управление противопожарной службы защиты населения и территории Тверской области" пгт. Селижарово, Главное управление региональной безопасности Тверской области, Управление Роспотребнадзора по Тверской области.
Решением Московского районного суда г. Твери от 25 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 26 мая 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истцы просят отменить судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении иска, не передавая дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, необоснованность судебных постановлений.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Гришин А.А, Филиппов О.Н, Цветков А.А. работают в обособленном подразделении ГКУ Тверской области "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области" в 49-й пожарной части по охране пгт Селижарово и Селижаровского района: Гришин А.А. в должности "данные изъяты" с 18.06.1990, Филиппов О.Н. в должности "данные изъяты" с 08.09.1994, Цветков А.А. в должности "данные изъяты" с 15.11.2004.
Государственное казенное учреждение Тверской области "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области" является Государственным казенным учреждением Тверской области, подведомственным Главному управлению региональной безопасности Тверской области (п.1.1 Устава).
Согласно п. 1 Положения о Главном управлении региональной безопасности Тверской области Главное управление является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области по реализации на территории Тверской области единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности, государственной антикоррупционной политики в Тверской области, а также по обеспечению создания на территории Тверской области надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями.
Следовательно истцы относятся к работникам организации, подведомственной органу государственной власти Тверской области.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 18 июня 2021 года "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям N 1" руководители организаций и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Тверской области, в определенных сферах были обязаны в срок до 18 июля 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 18 августа 2021 года вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности своих работников, сотрудников (пункты 1, 2 Постановления N 1).
В соответствии с пунктом 1.2 Постановления N 1 к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, отнесены государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы Тверской области, муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы Тверской области, работники органов власти Тверской области и подведомственных им организаций.
В соответствии с приказом Главного управления региональной безопасности Тверской области от 25.06.2021 N 82 "О проведении профилактической вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях реализации постановления Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 18.06.2021 N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям" руководителям подведомственных Главному управлению региональной безопасности Тверской области предписано в срок до 30.06.2021 принять локальные нормативные акты о проведении профилактической вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19).
В целях реализации постановления Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 18.06.2021 N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям" и в соответствии с приказом Главного управления региональной безопасности Тверской области от 25.06.2021 N 82 "О проведении профилактической вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19)" начальником ГКУ Тверской области "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области" 29.06.2021 издан приказ N "О проведении профилактической вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Приказом ответчика -работодателя от 29.06.2021, с которым истцы ознакомлены, определено в срок до 10.07.2021 организовать и провести среди работников Учреждения мероприятия по профилактической вакцинации первым компонентом, а в срок до 10.08.2021 вторым компонентом вакцины против коронавирусной инфекции. Работникам приказано: 1) представить в срок до 05.07.2021: документы, подтверждающие прохождение вакцинации; медицинские документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний к вакцинации; сведения о записи на вакцинацию посредством Портала предоставления государственных и муниципальных услуг, регионального портала государственных и муниципальных услуг Тверской области, иным способом; 2) предоставить на следующий день после прохождения вакцинации документы, подтверждающие прохождение вакцинации.
Истцы представили работодателю заявления об отказе пройти указанную вакцинацию, не указав наличие каких-либо противопоказаний к вакцинации и не представив соответствующие медицинские заключения о медотводе от вакцинации.
На основании приказа ГКУ Тверской области "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области" от 18.08.2021 истцы отстранены от работы с 19.08.2021, как не имеющие противопоказаний для вакцинации и отказавшиеся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства дела, дав им оценку с применением положений статей 16, 56, абзаца 8 части 1 статьи 76, 129, 136, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н, постановления Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 18.06.2021 N 1, исходил из наличия у ответчика законных оснований для отстранения истцов от работы без сохранения заработной платы, поскольку ответчик уведомил работников не о проведении работодателем вакцинации, а об организации ее проведения работниками.
Поскольку трудовая деятельность истцами осуществляется в организации, подведомственной органам государственной власти Тверской области, в соответствии с п.1 Постановления главного санитарного врача по Тверской области от 18 июня 2021 года, истцы отнесены к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции, не имея противопоказаний к вакцинации, отказались от ее прохождения, Отклоняя доводы апелляционной жалобы истцов о незаконных действиях работодателя в части понуждения к вакцинации работников, суд апелляционной инстанции, указал на то, что такого рода обстоятельств по делу не установлено, поскольку для того, чтобы собрать необходимые и обязательные для работодателя сведения, работникам, в том числе истцам, было предложено пройти вакцинацию либо представить сведения о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации. При этом основанием для отстранения от работы явился фактический отказ истцов от прививки от новой коронавирусной инфекции в отсутствие предъявленных работодателю доказательств медицинской недопустимости этой процедуры, такие действия работодателя в полной мере отвечали требованиям вышеперечисленных нормативно-правовых актов и носили законный характер. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска об оспаривании приказа об отстранении от работы и взыскании заработка за период законного отстранения работников от работы суд обоснованно не установил.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 18 июня 2021 года "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям N 1" предусмотрена обязанность обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сотрудниками организаций, подведомственных органам государственной власти субъекта РФ.
Оснований для несогласия с выводами судов нижестоящих инстанций кассационный суд не усматривает, равно как и нарушения трудовых прав истцов со стороны работодателя.
Доводы кассационной жалобы о том, что должности истцов не отнесены к работе, связанной с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825, не могут быть приняты во внимание при проверке в кассационном порядке судебных актов, в которых судами правильно применено действующее законодательство, регулирующее спор.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. Абзацем 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы истцов о том, что работник может быть отстранен от работы, если ее выполнение связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и работа входит в соответствующей Перечень, а их работа к таковым не относится, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в данном случае решение о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям (в виде мотивированного постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принято Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ и Федеральным законом N 157-ФЗ и распространяет свое действие на истцов в соответствии с подведомственностью организации работодателя органам государственной власти субъекта и трудовой функции истцов, не предусматривающей дистанционный способ работы.
Доводы кассаторов о том, что судами применены при разрешении дела рекомендации Роспотребнадзора и Минтруда, не имеющие обязательного характера, на правильность применения судами в данном деле норм материального права не влияют.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ и приказом Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение N 2 "Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям").
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы. (Указанная правовая позиция изложена также в письме Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ).
В силу части 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудового кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с части 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами; в случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Утверждение авторов кассационной жалобы о несогласии с изложенными в судебных актах выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, об отсутствии оснований и необходимости отстранения от работы не влекут отмену судебных постановлений в кассационном порядке, являлись предметом оценки судов, обоснованно указавших на то, что действия ответчика применительно к обстоятельствам спора расцениваются не как принуждение работника к вакцинации, а как способ обеспечения безопасных условий труда для истца и иных работников.
За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению, чем истцы и воспользовались, не подтвердив невозможность вакцинации по медицинским показаниям допустимым в качестве доказательства медицинским заключением, несмотря на предоставленную возможность выбора, что не свидетельствует о нарушении работодателем права истцов на труд.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истцов в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, в том числе применительно к трудовому законодательству, о нарушениях норм материального и процессуального права не свидетельствуют, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда г. Твери от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 26 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гришина Александра Александровича, Филиппова Олега Николаевича, Цветкова Андрея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.