Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-725/2022 (УИД 42RS0013-01-2022-000161-10) по иску Рыбина М.С. к Филиалу ОАО "РЖД" Дирекция тяги-филиал ОАО "Российские железные дороги "Красноярская дирекция тяги" о признании незаконными приказов об отстранении, взыскании заработной платы за время отстранения, компенсацию за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Рыбина М.С. на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 13 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рыбин М.С. обратился в суд с иском к филиалу ОАО "Российские железные дороги" дирекция тяги - филиал ОАО "Российские железные дороги" "Красноярская дирекция тяги" о признании незаконными приказов об отстранении, взыскании заработной платы за время отстранения, компенсацию за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что приказом от 2 декабря 2021 г. начальника дирекции филиала ОАО "РЖД" дирекция тяги - филиал ОАО "Российские железные дороги "Красноярская дирекция тяги" N 144-ок истец отстранен от работы в связи с отказом от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на срок с 3 декабря 2021 г. по 31 декабря 2021 г. без сохранения заработной платы. Приказом от 28 декабря 2021 г. N-ок Рыбин М.С. отстранен от работы в связи с отказом от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-I9) на срок с 1 января 2022 г. по 31 января 2022 г. без сохранения заработной платы. Приказом от 31 января 2022 г. N-ок истец отстранен от работы в связи с отказом от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на срок с 1 февраля 2022 г. по 28 февраля 2022 г. без сохранения заработной платы. С данными приказами он не согласен, ввиду отсутствия права у работодателя обязывать работников пройти профилактические прививки, поскольку прививки проводятся при наличии добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Рыбин М.С. полагает, что обязательной вакцинации подлежат только сотрудники организаций, осуществляющие деятельность в сферах, перечисленных в пункте 1.1 постановления Главного государственного санитарного врача N8 от 27 июня 2021 г. "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", к которым он не относится, его работа не связана с высоким уровнем риска инфекционных заболеваний.
Рыбин М.С. просил признать незаконными приказы об отстранении N-ОК от 2 декабря 2021 г, N-ОК от 28 декабря 2021 г, N-ОК от 31 января 2022 г.; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с 3 декабря 2021 г. по день фактического допуска к работе; взыскать компенсацию за задержку выплаты заработной платы, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы по оплате услуг адвоката в размере 3 000 рублей.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 13 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований Рыбина М.С. к Филиалу ОАО "РЖД" Дирекция тяги-филиал ОАО "Российские железные дороги" "Красноярская дирекция тяги" о признании незаконными приказов об отстранении, взыскании заработной платы за время отстранения, компенсацию за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов отказано.
Рыбиным М.С. на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 13 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 августа 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, и направлении дела на новое рассмотрение.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Рыбин М.С. с 1 апреля 2010 г. состоит в трудовых отношениях с Красноярской дирекцией тяги - структурного подразделения дирекции тяги - филиала ОАО "Российские железные дороги" в должности мастера, с 17 января 2019 г. в должности инспектора локомотивов в депо.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту от 20 июля 2021 г. N 5 "О проведении кампании по иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников железнодорожной отрасли" установлена необходимость обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работникам ОАО "РЖД", дочерних и зависимых обществ, включая работников социальной сферы и частных учреждений здравоохранения, установлен срок проведения кампании по иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) - до 1 ноября 2021 г.
26 июля 2021 г. начальник дирекции филиала ОАО "РЖД" обратился с требованием к Рыбину М.С. о необходимости пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV): в срок до 15 августа 2021 г. поставить профилактическую прививку первым компонентом или однокомпонентной вакциной; в срок до 5 сентября 2021 г. поставить профилактическую прививку вторым компонентом вакцины, либо предоставить письменный отказ от вакцинации от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) с указанием причины отказа либо документы об отводе из медицинской организации.
С данным требованием истец ознакомлен 3 сентября 2021 г.
3 сентября 2021 г. Рыбин М.С. отказался от вакцинации от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), указав причину отказа, что Постановление N 43 от 23 июля 2021 г. не применимо к Кемеровской области (Постановление N 10 от 17 июня 2021 г. главного санитарного врача по Кемеровской области), а также сослался на пункт 1 статьи 20 Федерального закона N 323 "О добровольной вакцинации", пункт 1 статьи 5 Закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. (указано в тексте отказа от вакцинации).
Приказом от 25 ноября 2022 г. N-ок Рыбин М.С. отстранен от работы в связи с отказом от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) и не имеющего противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях отсутствуют) в связи с отсутствием возможности перевода на дистанционный режим, на срок с 26 ноября 2021 г. по 17 декабря 2021 г. без сохранения заработной платы. С данным приказом Рыбин М.С. ознакомлен 26 ноября 2021 г.
Рыбину М.С. представлено на ознакомление уведомление от 2 декабря 2021 г. N начальника филиала ОАО "РЖД" дирекции тяги - Красноярской дирекции тяги о том, что на основании постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области-Кузбассу от 17 июня 2021 г. N10, с изменениями и дополнением в постановление Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 12 ноября 2021 г. N19, ему необходимо предоставить согласие, документы об отводе из медицинской организации, либо письменный отказ с указанием причины отказа на прохождение вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COV1D-I9), в связи с тем, что информации о постановке профилактической прививки не имеется. В случае отказа или не предоставления сведений об отводе из медицинской организации он будет отстранен от работы в соответствии с требованиями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
Приказом от 2 декабря 2021 г. N-ок истец отстранен от работы в связи с отказом от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-I9) и не имеющего противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях отсутствуют) в связи с отсутствием возможности перевода на дистанционный режим, на срок с 3 декабря 2021 г. по 31 декабря 2021 г. без сохранения заработной платы, Рыбин М.С. с приказом ознакомлен 3 декабря 2021 г.
2 декабря 2021 г. составлен акт N об отказе от подписи в уведомлении о постановке профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), согласно которому инспектору локомотивов в депо ФИО2 по средствам электронной почты ribinms@krw.rzcl было предложено ознакомиться с уведомлением от 2 декабря 2021 г. N о постановке профилактической прививки либо предоставить один из перечисленных документов: медицинскую справку об отводе профилактической прививки, письменный отказ от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с указанием причины отказа, Рыбин М.С. отказался от подписи в уведомлении от 2 декабря 2021 г. N, обосновывая незаконностью требований.
Приказом от 2 декабря 2021 г. N-ок приказ от 25 ноября 2021 г. отменен.
Предписанием начальника Красноярского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, главным государственным санитарным врачом по Красноярской железной дороге от 9 декабря 2021 г. N 336-П, Красноярской дирекции тяги - структурному подразделению Центральной дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" указано на необходимость обеспечения иммунизации работающих лиц против новой коронавирусной инфекции первым компонентом вакцины; отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию и не переболевших новой коронавирусной инфекцией в течение последних 6-ти месяцев; срок исполнения предписания - 15 декабря 2021 г, с предписанием Рыбин М.С. ознакомлен 12 января 2022 г.
20 декабря 2021 г. Рыбин М.С. обратился с заявлением к начальнику Красноярской дирекции тяги, об отказе предоставить сведения о наличии у него ПЦР-теста на новую коронавирусную инфекцию/сертификата прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции/ справки об антителах к коронавирусу и т.д.
Приказом от 28 декабря 2021 г. N-ок Рыбин М.С. отстранен от работы в связи с отказом от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не имеющего противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях отсутствуют) в связи с отсутствием возможности перевода на дистанционный режим, на срок с 1 января 2022 г. по 31 января 2022 г. без сохранения заработной платы, с приказом Рыбин М.С. ознакомлен 29 декабря 2021 г.
30 декабря 2021 г. Государственной инспекцией труда в Красноярском крае дан ответ Рыбину М.С, о том, что в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Процент работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает также санитарный врач в субъекте. Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы до устранения причины отстранения, издав соответствующий приказ. Дата отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных Главными государственными санитарными врачами субъектов. Положения об обязательной вакцинации не распространяются на лиц, имеющих документально подтвержденные противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с инструкциями по медицинскому применению иммунобиологических лекарственных препаратов, предназначенных для профилактики новой коронавирусной инфекции (COV1D-I9), временными методическими рекомендациями Министерства здравоохранения РФ "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19. Дополнительно разъяснено право на обращение в суд в случае несогласия с действиями работодателя.
Согласно уведомлению от 27 января 2022 г. N Рыбину М.С. направлено сообщение о том, что в связи с отсутствием информации о постановке им профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) либо документов об отводе из медицинской организации, ему необходимо в течение двух рабочих дней с момента получения настоящего уведомления предоставить работодателю согласие либо отказ от вакцинации, медицинский отвод от вакцинации. В случае не предоставления сведений об отводе из 1 медицинской организации или постановке профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), приказ об отстранении от работы от 28 декабря 2021 г. N-ок, в соответствии с требованиями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, будет продлен с 1 февраля 2022 г, с уведомлением Рыбин М.С. ознакомлен 27 января 2022 г.
31 января 2022 г. Рыбиным М.С. дан ответ начальнику Красноярской дирекции тяги, о том, что он согласен вакцинироваться против новой коронавирусной инфекции, но при соблюдении следующих условий: когда вакцины пройдут все фазы клинических испытаний и результаты будут опубликованы официально, в целях получения доказательств безопасности, качества и эффективности лекарственных препаратов, данных о нежелательных реакциях организма человека; при издании работодателем приказа на его имя, обязывающего вакцинироваться против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с гарантиями ответственности последствий прививки.
Приказом от 31 января 2022 г. N-ок Рыбин М.С. отстранен от работы в связи с отказом от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не имеющего противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях отсутствуют) в связи с отсутствием возможности перевода на дистанционный режим, на срок с 1 февраля 2022 г. по 28 февраля 2022 г. без сохранения заработной платы, Рыбин М.С. с приказом ознакомлен 1 февраля 2022 г.
21 февраля 2022 г. Рыбин М.С. обратился к начальнику Красноярской дирекции тяги с заявлением о допуске его к работе на основании предоставленного медицинского сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) о перенесенном заболевании.
22 февраля 2022 г. издан приказ N-ок о допуске к работе инспектора локомотивов в депо, группы инспекторов локомотивов в депо Рыбина М.С.
Разрешая требования истца о признании незаконными приказов об отстранении Рыбина М.С. от работы N-ОК от 2 декабря 2021 г, N-ОК от 28 декабря 2021 г, N-ОК от 31 января 2022 г, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 5, 8, 10, 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 г..N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", статей 51, 52Федерального закона от 30 марта 1999 г..N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Национального календаря профилактических прививок, являющегося Приложением N1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 21 марта 2014 г..N125н, Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2021г. N 47н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г..N125н", Приказа Минздрава России от 6 декабря 2021 г..N1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области-Кузбассу от 17 июня 2021 г..N10 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области-Кузбассу от 17 июля 2021 г..N12, исходя из того, что истец выполняет работу, которая связана с высоким риском заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и требует обязательного проведения профилактических прививок, отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя и возможно в случаях предусмотренных действующим законодательством, истец не прошел вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не представил документы о наличии противопоказаний для вакцинации, отстранение от работы соотносится с характером
и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения порядка отстранения истца от работы на основании вышеуказанных приказов, и, следовательно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения вышеуказанных исковых требований, а также производных требований о взыскании заработной платы за время отстранения, процентов, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
В соответствии с пунктом 66 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N4, решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждён приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе работники организаций транспорта.
Аналогичные условия содержатся и в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N1122н
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесённой в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 г. N21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусиой инфекции (COVID-19)" с 16 марта 2020 г. на территории Кемеровской области - Кузбасса введен режим повышенной готовности.
17 июня 2021 г. Главный государственный санитарный врач по Кемеровской области - Кузбассу, в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", пунктом 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", постановилобеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан в соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N125н, в организациях транспорта общего пользования
Пунктом 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 5 "О проведении кампании по иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников железнодорожной отрасли" генеральному директору ОАО "Российские железные дороги предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) работникам ОАО "РЖД", дочерних и зависимых обществ, включая работником социальной сферы и частных учреждений здравоохранения.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N1867-О).
Разрешая заявленные требования, руководствуясь приведенным правовым регулированием, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований поскольку Рыбин М.С. является работником организации железнодорожного транспорта на территории Кемеровской области и относится к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), без уважительной причины добровольно отказался от ее проведения, вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной в силу постановлений Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту Российской Федерации и Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу и о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы истца, в которой он ссылается на то, что выполняемая им работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N825, не включена, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства, учитывая, что действовавший в спорный период Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, содержит указание о прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в отношении категории граждан, в которую входят работники организаций транспорта.
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Доводы кассационной жалобы о наличии у истца иммунитета к коронавирусной инфекции, сообщении работодателю об этом обстоятельстве, в том числе посредством сообщение по мессенджеру WhatsApp, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, медицинский сертификат о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) был предоставлен истцом работодателю 21 февраля 2022 г, после чего истец был допущен до работы. При этом ни в отказе от вакцинации от 3 сентября 2021 г, ни в заявлениях от 20 декабря 2021 г, 30 декабря 2021 г, 14 января 2022 г, 31 января 2022 г. в адрес работодателя, Рыбин М.С. не указывал на наличие у него медицинских документов, содержащих информацию о перенесенном истцом заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), указанные документы в спорный период ответчику истцом не предоставлялись.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении и апелляционном определении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определённым категориям работников.
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судами нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов и направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений, принятых по настоящему делу в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 13 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Рыбин М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.