Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Старовойт Р.К, Бузьской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ "УФО МО РФ по ПК", войсковой части 20293, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченных сумм заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ "УФО МО РФ по ПК", войсковой части 20293, Министерству обороны Российской Федерации. С учетом уточнения исковых требований просил взыскать с ответчика оплату труда за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 59 201, 3 рубль, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, доплату отпуска с 3 августа по 29 сентября 2020 года в размере 12 603, 98 рубля.
В обоснование требований указал, что в период с февраля 2020 года по январь 2021 года работа истца состояла из работы ночью в выходные и нерабочие праздничные дни, работы днем в выходные и праздничные дни, работы за временно отсутствующего работника без освобождения от своих обязанностей. Однако оплата труда произведена работодателем не в полном объеме, без компенсационных и стимулирующих надбавок.
Согласно окончательному расчету за время работы истцу не оплачена работа днем в количестве 59 часов, работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135% оклада, но компенсационные и стимулирующие надбавки применены только к 100%, работа ночью в выходные и праздничные нерабочие дни оплачена в размере 235% оклада, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок. Недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпуска.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 августа 2021 года исковые требования удовлетворены. Взыскана с ФКУ "УФО МО РФ по ПК" задолженность по оплате труда в размере 59 201, 3 рубль, доплата отпуска за период с 3 августа по 29 сентября 2020 года в размере 12 603, 98 рубля, компенсация морального вреда в размере 2 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 марта 2022 года решение суда первой инстанции отменено, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение норм материального права. Считает, что ведомственный акт не содержит специальных норм об оплате труда за данную работу, отсылает в части решения данного вопроса к нормам трудового законодательства и предусматривает лишь размеры повышения оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных в процентном отношении к должностному окладу. При определении размеров повышенной оплаты труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, у финансового органа отсутствовали основания для изменения действующего у работодателя порядка начисления входящих в состав заработной платы характеризующих условия труда компенсационных и стимулирующих выплат. Вывод суда о замене оплаты неоплаченных истцу часов предоставлением дополнительного отпуска за ненормированность сделан судом с нарушением положений трудового законодательства о ненормированном рабочем дне.
Стороны в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
От представителя Министерства обороны Российской Федерации и представителя ФКУ УФО МО РФ по ПК поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации), повышенная оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (статья 151 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Для лиц, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил РФ, такие особенности установлены Положением "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 N 545 (далее Приказ N 545), которое предусматривает условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ.
Выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), согласно Приложению N 2 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 N 822, отнесены к выплатам компенсационного характера.
Правила оплаты сверхурочной работы установлены статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Работа в выходной или нерабочий праздничный день, в силу статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу, за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Как следует из материалов дела, 10 апреля 2017 между войсковой частью 20293 и ФИО1 заключен трудовой договор N 985, в соответствии с которым, истец принят на работу на должность электрика судового 1 класса.
Согласно пункту 4 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена заработная плата в размере 7 270 рублей в месяц, а также компенсационные выплаты: дальневосточная надбавка 30%, районный коэффициент 30%, за выслугу лет 15%. При этом указано, что премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, положением об оплате труда войсковой части.
Из пункта 5 трудового договора следует, что истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, либо настоящим трудовым договором, установлен с 08:00 часов до 17:00 часов, обед с 12:00 часов до 13:00 часов.
В пункте 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной); 8 календарных дней (дополнительный за отдаленность в южных районах); за вредность и ненормированность - по решению командира.
Финансово-экономическое обеспечение войсковой части 20293 осуществляется за счет средств ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю", в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
В спорный период выплата заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации осуществлялась на основании приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - приказ N545).
Приказом N 545 предусмотрена тарифная система оплаты труда, заработная плата гражданского персонала воинских частей состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат.
Отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, изучив систему оплаты труда истца, табели рабочего времени, расчетные листки, установил, что истец в спорный период времени привлекался к работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, выполнял работу сверх установленной продолжительности рабочего времени. Эта работа ему оплачена в соответствии с Положением "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации", утвержденным Приказом N 545.
В кассационной жалобе ФИО1 указывает на то, что оплата за работу, отклоняющуюся от нормальной, должна производиться в соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 N 26-П, а именно, при исчислении заработной платы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, должны учитываться все предусмотренные системой оплаты труда выплаты.
Данные доводы подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 2 к Приказу N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения).
Пунктом 3 приложения N 2 к Приказу N 545 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с Коллективным договором 696 ОСОФ на 2018-2021 годы, оплата труда в ночное время производится в соответствии с пунктом 17 приложения к Приказу N 545 в размере 35% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время; оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника (п. 2.11); выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) осуществляется в соответствии со ст. 151 ТК РФ (п. 2.8).
Таким образом, действующая система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает повышенную оплату работы, отклоняющейся от нормальной, посредством установления компенсационных выплат, размер которых установлен ведомственными нормативными актами, в том числе Приказом N 545, локальными актами работодателя, и не предусматривает начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, как об этом утверждает истец в кассационной жалобе.
Проверяя расчет оплаты труда истца за работу в ночное время, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оплата работы истца в ночное время произведена работодателем исходя из часовой ставки (оклада) с учетом повышения (оклад + повышение за вредные условия труда 12% /норму часов в месяце*количество отработанных часов*35%. За работу в выходные и праздничные дни истцу, помимо часовой ставки произведены компенсационные и стимулирующие выплаты по форме (морская надбавка + надбавка за выслугу + премия)/норму часов в месяце*2*количество отработанных часов, то есть в соответствии с порядком, установленным Приказом N 545 и условиями Коллективного договора 696 ОСОФ на 2018-2021 годы, и такой расчет не противоречит позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 N 26-П.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения иска и в части требований об оплате работы сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Установив, что в соответствии с условиями трудового договора работа истца осуществлялась в режиме работы с ненормированным рабочим днем, в соответствии со статьей 119 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 мая 2003 N 178 "О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске работникам с ненормированным рабочим днем в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, финансируемых за счет средств федерального бюджета" работникам с ненормированным рабочим днем в качестве приоритетного вида компенсации предусмотрено предоставление дополнительных дней отдыха, либо ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Оплата в порядке, предусмотренном статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, производится в случае невозможности предоставления гарантий в виде дополнительных дней отдыха.
Обязательства по выплате истцу заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" выполнены в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел спор в соответствии с требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судебной коллегии соответствуют установленным обстоятельствам.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о том, что судом второй инстанции неверно оценены представленные в дело доказательства и неправильно применены нормы материального права, не может служить основанием для отмены судебного акта.
Поскольку фактически приведенные в жалобах доводы повторяют позицию стороны в споре и направлены на переоценку представленных в дело доказательств, вместе с тем правом переоценки доказательств в соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не наделен.
Вопросы относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешаются судами первой и апелляционной инстанций и не входят в круг вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела.
По настоящему делу таких нарушений судебной коллегией Девятого кассационного суда общей юрисдикции при рассмотрении вопроса судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.