Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-17690/2022, УИД: 54RS0030-01-2022-000386-74 по иску Устиновой Елены Николаевны к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Кольцовская детская школа искусств" о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за вынужденный прогул, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести отчисления страховых взносов из заработной платы в Пенсионный фонд Российской Федерации, по кассационной жалобе Устиновой Елены Николаевны на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 7 апреля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи истца Устиновой Е.Н, представителя истца Фирдман А.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Кольцовская детская школа искусств" Федоровой И.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Устинова Е.Н. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Кольцовская детская школа искусств" (далее по тексту также МБУДО "КДШИ"), в котором просила суд признать незаконным и отменить приказ директора МБУДО "КДШИ" от 22 ноября 2021 г. N об отстранении Устиновой Е.Н. от работы. Взыскать с МБУДО "КДШИ" в пользу Устиновой Е.Н. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 22 ноября 2021 г. по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 15000 руб, обязать МБУДО "КДШИ" произвести отчисления страховых взносов из заработной платы Устиновой Е.Н. в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 22 ноября 2021 г. по месяц вынесения решения суда.
Требования мотивированы тем, что стороны состоят в трудовых правоотношениях, истец Устинова Е.Н. приказом от 2 сентября 2002 г. N директора МБУДО "КДШИ" принята на работу в обозначенное образовательное учреждение преподавателем фортепиано с установлением 7 разряда по Единой тарифной сетке (ЕТС). В тот же день с ней был заключен трудовой договор на неопределенный срок. 13 октября 2021 г. директор МБУДО "КДШИ" издал приказ N "Об организации проведения профилактических прививок", которым, ссылаясь на постановление Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021 г, возложил на работников учреждения обязанность самостоятельно пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в поликлиниках по месту прикрепления или торговых центрах, других общественных местах, где имеются пункты вакцинации (в рамках полиса ОМС бесплатно). Пунктом 5 приказа от 13 октября 2021 г. N работники учреждения предупреждены о возможности отстранения от работы в случае отказа от вакцинации и непредставлении документов, подтверждающих медицинские противопоказания к вакцинации. 13 октября 2021 г. Устинова Е.Н. с приказом ознакомлена. 15 октября 2021 г. истцу вручено уведомление об обязательной вакцинации и о возможности отстранения от работы без сохранения заработной платы в случае отказа от прохождения обязательной вакцинации.
Приказом директора МБУДО "КДШИ" от 22 ноября 2021 г. N преподаватель фортепиано Устинова Е.Н. отстранена от работы без начисления заработной платы за отказ от вакцинации до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации.
Истец полагает, что была отстранена от работы без оснований, что повлекло грубое нарушение ее права на труд.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 7 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, приказ директора МБУДО "КДШИ" от 22 ноября 2021 г. N в части указания не начислять Устиновой Е.Н. заработную плату с 22 ноября 2021 г. и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации признан незаконным.
В пользу Устиновой Е.Н. с МБУДО "КДШИ" взыскана сумма оплаты простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя за период с 22 ноября 2021 г. по 17 марта 2022 г. в размере 101559, 60 руб, произведя из указанной суммы предусмотренные законом удержания, компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
В остальной части требования Устиновой Е.В. оставлены без удовлетворения.
С МБУДО "КДШИ" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3531, 19 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 июля 2022 г. постановлено:
"решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 7 апреля 2022 г. отменить в части удовлетворения требований Устиновой Елены Николаевны.
Вынести решение об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным приказа в части и взыскании в пользу Устиновой Елены Николаевны с Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Кольцовская детская школа искусств" оплаты простоя, компенсации морального вреда и государственной пошлины в доход бюджета.
Апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Кольцовская детская школа искусств" - удовлетворить".
В кассационной жалобе истец Устинова Е.Н. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта о полном удовлетворении заявленных ею исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи истца Устиновой Е.Н, представителя истца Фирдман А.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Кольцовская детская школа искусств" Федоровой И.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что истец Устинова Е.Н. была принята на работу к ответчику МБУДО "КДШИ" 2 сентября 2002 г. на должность преподавателя фортепиано согласно приказу о приеме на работу от 2 сентября 2002 г. N и трудового договора N от 2 сентября 2002 г. В указанной должности истец работает по настоящее время.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 г. N на территории Новосибирской области введен режим повышенной готовности и комплекс ограничительных и иных мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021 г. N 001 (ред. от 10 ноября 2021г.) "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Новосибирской области по эпидемическим показаниям" установлено обеспечить с 12 октября 2021г. проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению, согласно приведенному перечню в пункте 1 указанного постановления.
Пунктом 8.3 указанного Постановления руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям предписано в срок до 21 ноября 2021г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом и/или однокомпонентной вакциной.
Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 13 октября 2021 г. N 001 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) отдельным категориям (группам) граждан в Новосибирской области по эпидемическим показаниям", в соответствии со статьей 5, абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пунктом 18.3 СП 3.1.3.2.3 146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям" директором МБУДО "КДШИ" 13 октября 2021 г. издан приказ N "Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". С приказом N от 13 октября 2021г. Устинова Е.Н. ознакомлена 13 октября 2021 г.
Согласно данному приказу всем работникам приказано в срок до 21 ноября 2021 г. самостоятельно пройти вакцинацию однокомпонентной вакциной или первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в поликлинике по месту прикрепления или в торговых центрах, других общественных местах, где имеются пункты вакцинации (в рамках полиса ОМС бесплатно).
Устинова Е.Н. не вакцинировалась, что послужило основанием для издания приказа от 22 ноября 2021 г. МБУДО "КДШИ" об отстранении ее от работы с 22 ноября 2021 г. без сохранения заработной платы, без начисления заработной платы за отказ от вакцинации до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации. С данным приказом Устинова Е.Н. ознакомлена под роспись.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что приказ МБУДО "КДШИ" в части отстранении Устиновой Е.Н. от работы является законным, при этом оснований для не начисления заработной платы ей не имелось, в связи с чем, с ответчика в пользу истца судом взыскана сумма оплаты простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя с 22 ноября 2021 г. по 17 марта 2022 г. в размере 101559, 60 руб.
Кроме того, установив факт нарушения работодателем прав истца связанных с невыплатой заработной платы, суд первой инстанции в силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что Устиновой Е.Н. был причинен моральный вред, размер которого определен с учетом всех обстоятельств дела в сумме 5000 руб.
С выводами суда первой инстанции в части оплаты простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя с 22 ноября 2021 г. по 17 марта 2022 г. суд апелляционной инстанции не согласился.
Выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту также Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций социального обслуживания.
Между тем, вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N323-ФЗ, статья 1 Федерального закона N 157-ФЗ), следовательно, ее можно провести только с согласия гражданина (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021г. N 001 (ред. от 10 ноября 2021г.) "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Новосибирской области по эпидемическим показаниям" установлено обеспечить с 12 октября 2021г. проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, перечисленным в пункте 1 названного постановления.
Пунктом 8.3 Постановления руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям предписано в срок до 21 ноября 2021г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом и/или однокомпонентной вакциной.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что Устинова Е.Н. работает в должности преподавателя фортепиано, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021 г. N 001 (ред. от 10 ноября 2021г.) подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, от прохождения обязательной вакцинации отказалась, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что воспользовавшись своим правом отказаться от вакцинации, Устинова Е.Н, выполняя трудовые обязанности по профессии, которая попадает под число лиц, вакцинация которых обязательна, утратила право на оплату простоя, что установлено статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой время простоя по вине работника не оплачивается.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа от 22 ноября 2021 г. N в части указания не начислять заработную плату с 22 ноября 2021 г. и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации и взыскании с ответчика МБУДО "КДШИ" в пользу истца Устиновой Е.Н. суммы простоя за период с 22 ноября 2021 г. по 17 марта 2022 г. в размере 105559, 60 руб. правомерно отменено судом апелляционной инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения Устиновой Е.Н. от работы, аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы истца, в которой она ссылается на то, что выполняемая ею работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не включена, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства, в том числе учитывая, что согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021г. N 001 (ред. от 10 ноября 2021г.) "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Новосибирской области по эпидемическим показаниям" истец вошла в категорию граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 7 апреля 2022 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Устиновой Елены Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.