Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-209/2022 (УИД: 42RS0020-01-2021-002792-72) по иску Шихлиевой Людмилы Валентиновны к Муниципальному бюджетному учреждению "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за вынужденный прогул, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Шихлиевой Людмилы Валентиновны на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 1 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шихлиева Людмила Валентиновна (далее - Шихлиева Л.В, истец) обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее по тексту - МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", ответчик) с требованием о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за вынужденный прогул, компенсации морального вреда.
В обоснование иска истец указывает, что с 1 ноября 2012 г. Шихлиева Л.В. работает в МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" в должности социального работника профессионально - квалификационной группы "Должности специалистов второго уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг".
На основании приказа директора МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" от 13 июля 2021 г. N, во исполнение Постановления от 17 июня 2021 г. N10 Главного санитарного врача по Кемеровской области, работникам МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" необходимо пройти вакцинацию от COVID-19 однокомпонентной вакциной или первым компонентом двухкомпонентной вакцины в срок до 18 июля 2021г, вторым компонентом двухкомпонентной вакцины до 18 августа 2021г.; предоставить инженеру по нормированию труда справки из медицинских учреждений на медицинский отвод к вакцинации от COVID-19, при наличии противопоказаний к вакцинации, или сертификат о прохождении вакцинации от COVID-19.
15 июля 2021 г. от работодателя в адрес истца поступило уведомление N о необходимости прохождения вакцинации от COVID-19 однокомпонентной вакциной или первым компонентом двухкомпонентной вакцины до 18 июля 2021 г, вторым компонентом двухкомпонентной вакцины до 18 августа 2021 г, предоставить документы, подтверждающие прохождение вакцинации.
В связи с тем, что в установленные работодателем сроки истцом не предоставлены сведения о прохождении вакцинации от COVID-19 либо сведения о наличии противопоказаний к прививке, 1 сентября 2021г. Шихлиевой Л.В. вручено уведомление N о необходимости дать письменное объяснение. Также вручено дополнение к уведомлению от 15 июля 2021 г. N, согласно которому документ, подтверждающий вакцинацию, необходимо предоставить в отдел кадров не позднее 17 часов 00 минут 2 сентября 2021 г.
21 июня 2021 г. и 2 сентября 2021 г. истцом представлены заявления об отказе от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Приказом N от 3 сентября 2021 г. Шихлиеву Л.В. отстранили от работы, в связи с непрохождением вакцинации от коронавирусной инфекции, на период с 3 сентября 2021 г. и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения обязательной вакцинации, либо предоставления сведений о противопоказаниях к прививке от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Истец не согласна с приказом Nл/с от 3 сентября 2021 г. об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском.
Шихлиева Л.В. просила суд признать незаконным приказ ответчика N от 3 сентября 2021 г. об отстранении от работы без сохранения заработной платы, взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула в размере 119 027 руб. 23 коп, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 1 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований Шихлиевой Л.В. отказано.
В кассационной жалобе Шихлиева Л.В. просит отменить решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 1 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, указанный перечень включает двенадцать пунктов, среди которых отсутствует указание на работы, связанные с предоставлением социальных услуг. Полагает, что Главный государственный санитарный врач не наделен правом вносить дополнения по категориям граждан, которые подлежат обязательной вакцинации. Указывает, что приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г..N125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" в число профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. Между тем, при отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме. Полагает, что постановление N10 от 17 июня 2021 г..Главного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу не содержит норм трудового права и не направлено на возникновение, изменение или прекращение трудовых правоотношений, следовательно, не может являться основанием для отстранения работника от работы. Постановление N10 от 17 июня 2021 г..не содержит норм трудового права, следовательно, не является актом законодательного регулирования, носит рекомендательный характер, но не обязательный характер. Также указывает, что постановление Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу не содержит указания на возможность отстранения лиц, не прошедших вакцинацию от исполнения своих трудовых обязанностей.
Также указывает, что на попечении истца находится несовершеннолетний ребенок, что предполагает возможность предоставления истцу дополнительных социальных гарантий.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец Шихлиева Л.В, представитель ответчика муниципального бюджетного учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Шихлиева Л.В. с 1 ноября 2012 г. состоит в трудовых отношениях с муниципальным бюджетным учреждением "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" в должности социального работника профессионально - квалификационной группы "должности специалистов второго уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг".
Согласно должностной инструкции на социального работника Шихлиеву Л.В. возложена функция: выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании, для выполнения возложенных функций социальный работник обязан осуществлять следующие виды работ: систематически посещать обслуживаемых граждан, оказывать помощь в приготовлении пищи из продуктов питания".
Согласно приказу МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" от 13 июля 2021 г. N "О вакцинации" работникам МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" на основании Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" от 17 июня 2021 г. N10 установлено пройти вакцинацию от COVID-19 однокомпонентной вакциной или первым компонентом двухкомпонентной вакцины в срок до 18 июля 2021 г, вторым компонентом двухкомпонентной вакцины - в срок до 18 августа 2021 г. Работникам предоставить справки из медицинских учреждений на медотвод к вакцинации от COVID-19, при наличии противопоказаний к вакцинации от COVID-19. С приказом Шихлиева Л.В. ознакомлена под роспись 13 июля 2021 г.
Уведомлением от 15 июля 2021 г. N социальный работник МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" Шихлиева Л.В. уведомлена о необходимости пройти вакцинацию, а также предупреждена, что в случае отказа от вакцинации она может быть отстранена от работы без сохранения заработной платы.
Приказом МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" N от 19 июля 2021 г. социальный работник Шихлиева Л.В. отстранена от работы без сохранения заработной платы, в связи с предоставленным письменным отказом от прохождения обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и отсутствием подтвержденных противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с 19 августа 2021 г. на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы.
25 августа 2021 г. Государственной инспекцией труда в Кемеровской области директору МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" З. выдано представление N об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с п.1 которого необходимо принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
В предписании Государственной инспекции труда в Кемеровской области N "об устранении выявленных нарушений" указано, что необходимо устранить нарушения требований ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации: выдать Шихлиевой Л.В. дополнение к уведомлению от 15 июля 2021 г. N, с учетом срока о необходимости пройти вакцинацию. Перед изданием Приказа МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" "Об отстранении от работы" затребовать у Шихлиевой Л.В. повторное заявление об отказе от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции.
В соответствии с Приказом N МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" от 26 августа 2021г. продлен срок мероприятий (в том числе ограничительных), предусмотренных распоряжением Губернатора Кемеровской области -Кузбасса от 14 марта 2020 г. N 21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в муниципальном бюджетном учреждении "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" Осинниковского городского округа.
1 сентября 2021 г. Шихлиевой Л.В. вручено уведомление N о необходимости дать письменное объяснение и заявление об отказе от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции до 17 часов 00 минут 2 сентября 2021 г.
1 сентября 2021 г. работодателем Шихлиевой Л.В. выдано дополнение к уведомлению от 15 июля 2021 г. N о необходимости пройти вакцинацию от (COVID-19) во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области-Кузбассу от 17 июня 2021 г. N 10. Документ, подтверждающий вакцинацию представить в отдел кадров не позднее 17 часов 00 минут 2 сентября 2021 г, либо представить документ о наличии противопоказаний к прививке, а также о ранее пройденной вакцинации необходимо письменно сообщить и представить подтверждающие документы в отдел кадров до 17 часов 00 минут 2 сентября 2021 г. В случае отказа от вакцинации, 3 сентября 2021 г. Шихлиева Л.В. будет отстранена от работы без сохранения заработной платы. С данным уведомлением Шихлиева Л.В. ознакомлена под роспись, указав о своем несогласии.
21 июня 2021 г. и 2 сентября 2021 г. истцом представлены заявления об отказе от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
2 сентября 2021 г. Шихлиевой Л.В. подано объяснение на имя директора МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", в котором она указала, что сведения о вакцинации от (COVID-19) предоставить не может, так как такой документ не выдают в медицинских учреждениях, вакцинироваться не желает.
3 сентября 2021 г. приказом N Шихлиева Л.В. отстранена от работы, в связи с непрохождением вакцинации от коронавирусной инфекции на период с 3 сентября 2021 г. и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения обязательной вакцинации, либо предоставления сведений о противопоказаниях к прививке от новой коронавирусной инфекции (COVID- 19).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют доказательств нарушения трудовых прав истца ответчиком.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку выводы, изложенные в судебных постановлениях, соответствуют материалам дела.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Абзацами 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзацам 2, 4 статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно статье 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 "О внесении изменений в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, дополнен пунктом 16 следующего содержания: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания ? коронавирусная инфекция (2019-nCoV)."
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н, который действовал в спорный период времени.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, к числу граждан, подлежащих вакцинации против коронавирусной инфекции вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отнесены взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям; работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров.
Распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 18 июня 2021 г. N88-рг "О мероприятиях, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и внесении изменений в распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 15 июня 2021 г. N85-рг "О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) предписано:
1. Организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Кемеровской области - Кузбасса:
1.1. Организовать и обеспечить проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедших государственную регистрацию в Российской Федерации, лицам, относящимся к приоритету 1-го уровня вакцинации в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N125н, и работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора:
в медицинских организациях;
в образовательных организациях;
в организациях социального обслуживания;
в многофункциональных центрах.
1.2. Обеспечить охват вакцинацией не менее 60 процентов от общей численности работников, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта.
1.3. Сроки проведения вакцинации:
до 18.07.2021 - первым компонентом или однокомпонентной вакциной;
до 18.08.2021 - вторым компонентом вакцины.
Согласно пункту 1.4 Распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 18 июня 2021 г. N88-рг подпункты 1.1 - 1.3 настоящего Распоряжения не распространяются на граждан, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пунктами 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения", пунктом 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению".
Пунктом 2 Распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 18 июня 2021 г. N88-рг рекомендовано организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Кемеровской области - Кузбасса, органам государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, иным государственным органам Кемеровской области - Кузбасса, органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса:
2.1. организовать в медицинских организациях и временных пунктах вакцинации проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедших государственную регистрацию в Российской Федерации, работникам, сотрудникам.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу N10 от 17 июня 2021 г. "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее постановление главного государственного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 17 июня 2021 г. N10) утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVlD-19), к которым относятся и работники социального обслуживания (пункт 1.1).
Подпункт 1.1 пункта 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п. п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ - КОВИД - ВАК против COVID-19 взрослого населения" и п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению".
Постановление Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 17 июня 2021 г. N10 принято в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных и паразитарных болезней", приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Как правильно указали суд первой и апелляционной инстанций, с учетом анализа действовавшего в спорный период законодательства, следует вывод о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Согласно Уставу МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" является организацией социального обслуживания, находящейся в ведении Кемеровской области - Кузбасса специализированным учреждением, созданным для осуществления на территории муниципального образования Осинниковский городской округ организационной и практической деятельности по оказанию различных видов социальной помощи пожилым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" включено в реестр поставщиков социальных услуг, формируемый в субъекте Российской Федерации Кемеровской области - Кузбассе и осуществляет дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании в пределах муниципального образования.
Таким образом, на МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" лежит обязанность по вакцинированию своих сотрудников, в связи с чем, отстранение от работы Шихлиевой Л.В. является не правом работодателя, а обязанностью, прямо предусмотренной положениями ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает несостоятельным довод Шихлиевой Л.В, полагающей, что у нее отсутствует обязанность по проведению вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 по мотиву необязательности предписаний Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу в части указания на обязательность вакцинации против COVID-19, поскольку указанный довод опровергается вышеизложенными положениями действовавшего в спорный период времени законодательства, предписывающего поставить прививки указанным в постановлении Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу категориям гражданам.
В силу абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, по мнению судебной коллегии, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в рамках предоставления социальных услуг по социальному обслуживанию населения, в связи с чем, не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав. Это соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции и является разумным средством защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" закрепляет безусловное право граждан на отказ от профилактических прививок. Профилактические прививки в любом случае проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на такое медицинское вмешательство. Тем самым, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться. Однако, Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены, в том числе, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что ее работа в должности социального работника не входит в перечень работ, выполнение которых связано с риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г.N 825 отклоняется судебной коллегией, по следующим основаниям.
Риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также в период режима повышенной готовности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения".
Доказательств того, что Шихлиева Л.В. не имела фактической возможности своевременно пройти вакцинацию, суду не представлено.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что каких-либо нарушений при издании оспариваемого приказа ответчиком не допущено и судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, оценка доводов заявителя кассационной жалобы дана в полном объеме в обжалуемых судебных постановлениях. Приводимые кассатором доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на их субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 1 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шихлиевой Людмилы Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.