Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 апреля 2004 г. N А56-14478/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сергеевой И.В.,
судей Грачевой И.Л., Тарасюка И.М.,
при участии от АООТ "ДСК-2" Степановой Т.В. (доверенность от 03.11.2003), Барабановой О.И. (доверенность от 03.11.2003), от КУГИ Крутицкого Н.А. (доверенность от 18.02.2004 N 984-42), Овчинникова Г.А. (доверенность от 15.03.2004 N 1507-42), от Фонда имущества Тихоновой Э.Э. (доверенность 05.01.2004),
рассмотрев 27 апреля 2004 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества открытого типа "Домостроительный комбинат N 2" на решение от 05.11.2003 (судья Ятманов А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2004 (судьи Несмиян С.И., Слобожанина В.Б., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14478/03,
установил:
Акционерное общество открытого типа "Домостроительный комбинат N 2" (далее - АООТ "ДСК-2") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному учреждению по совершению сделок с имуществом "Фонд имущества Санкт-Петербурга" (далее - Фонд имущества) о признании права собственности истца на комплекс зданий и сооружений пионерского лагеря "Дружба", расположенного в пос. Поляны Выборгского района Ленинградской области.
Определением от 06.05.2003 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ).
Определением от 20.08.2003 КУГИ привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Уточнив исковые требования, истец просил признать за ним право собственности на 19 объектов недвижимости по перечню.
Решением от 05.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2004, в иске отказано.
В кассационной жалобе АООТ "ДСК-2" просит отменить указанные решение и постановление, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорное имущество не включено в план приватизации, противоречит материалам дела и фактическим обстоятельствам; к началу исполнения сделки приватизации - моменту утверждения плана приватизации - не существовало запрета на приватизацию объектов социально-культурного назначения; суд был не вправе без соответствующего иска признавать сделку недействительной; приватизация государственного предприятия осуществлена в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством; распоряжение КУГИ от 21.10.2003 N 1333-р о внесении изменений в план приватизации является незаконным и нарушает права акционерного общества.
КУГИ в отзыве на жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая, что спорные объекты являются государственной собственностью и в план приватизации государственного предприятия включены не были; на момент создания АООТ "ДСК-2" действовал запрет на приватизацию объектов социально-культурного назначения; суд был вправе констатировать недействительность ничтожной сделки; распоряжение КУГИ от 21.10.2003 касается объектов, никогда не являвшихся собственностью истца.
В судебном заседании АООТ "ДСК-2" заявило ходатайство о приостановлении производства по настоящей кассационной жалобе до вступления в законную силу решения по делу, возбужденному арбитражным судом по заявлению АООТ "ДСК-2" о признании недействительным распоряжения КУГИ от 21.10.2003 N1333-р. Представители КУГИ против удовлетворения ходатайства возражали, считая, что оснований для приостановления не имеется. Представитель Фонда имущества поддержал заявленное ходатайство.
Поскольку выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не основаны на указанном распоряжении КУГИ, кассационная инстанция считает возможным рассмотреть данное дело до разрешения другого дела и не усматривает предусмотренных статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для приостановления производства по кассационной жалобе. В связи с этим ходатайство подлежит отклонению.
В судебном заседании представители АООТ "ДСК-2" поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители КУГИ против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель Фонда имущества против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на распоряжение КУГИ от 21.10.2003, пояснив, что на момент предъявления иска считал требования АООТ "ДСК-2" обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением КУГИ от 29.12.92 утвержден план приватизации государственного предприятия "Проектно-промышленностроительное объединение "Домостроительный комбинат N 2" (далее - ГП "ДСК2") путем его преобразования в АООТ "ДСК-2".
В пункте 8 второго подраздела первого раздела плана приватизации приведен перечень объектов, не подлежащих приватизации, к которым отнесены в том числе жилые дома, общежития, детский сад-ясли, мобилизационный запас. Согласно пункту 13 того же подраздела плана приватизации в перечне незавершенных строительством объектов по балансу на 01.07.92 значится пионерский лагерь "Дружба" с предусмотренным объемом работ по смете в размере 1305 тыс. руб., фактически выполненным объемом работ - в размере 237 тыс. руб.
Устав АООТ "ДСК-2" зарегистрирован решением Регистрационной палаты мэрии Санкт-Петербурга от 10.02.93 N 2666.
В процессе рассмотрения дела КУГИ издал распоряжение от 21.10.2003 N 1333-р о внесении изменений в план приватизации предприятия путем дополнения пункта 8 плана подпунктом 5, согласно которому в перечень объектов, не подлежащих приватизации, включены здания пионерского лагеря "Дружба".
АООТ "ДСК-2", ссылаясь на то, что стало собственником спорного имущества в результате приватизации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества общие нормы о приобретении и прекращении права собственности применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В период приватизации ГП "ДСК-2" действовал Закон Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", согласно статье 15 которого одним из способов приватизации предприятий являлась продажа долей (акций) в капитале предприятия после преобразования государственного или муниципального предприятия в акционерное общество в установленном порядке.
Как следует из устава АООТ "ДСК-2", оно создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721.
В соответствии с пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного названным Указом (далее - Положение), величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с Положением, определяется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66 (далее - Временные методические указания). Пунктом 5 Положения предусмотрена и передача акционерному обществу объектов социально-культурного назначения для дальнейшего использования в порядке, определенном планом приватизации, с исключением стоимости указанных объектов из уставного капитала акционерного общества.
В соответствии с пунктом 4.1 Временных методических указаний при определении величины уставного капитала также подлежала исключению стоимость объектов социально-бытового и социально-культурного назначения.
Таким образом, уже на момент утверждения плана приватизации ГП "ДСК-2" существовали правовые нормы, не допускающие включения объектов социально-культурного назначения в приватизируемую массу.
Указом Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 установлен запрет на приватизацию оздоровительных детских дач и лагерей.
Согласно пункту 10 Положения акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия с момента регистрации общества. Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8, с этого же момента акционерное общество становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в его уставный капитал в соответствии с планом приватизации.
К моменту регистрации устава АООТ "ДСК-2" действовал Указ Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8, в связи с чем нельзя считать, что переход права собственности на объекты пионерского лагеря к акционерному обществу соответствует законодательству о приватизации.
Включение стоимости имущества в уставный капитал может быть признано сделкой приватизации. Сделка, не соответствующая требованиям закона и иных правовых актов, в силу статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожна и является недействительной независимо от признания ее такой судом. Поскольку включение стоимости объектов пионерского лагеря в уставный капитал приватизируемого предприятия противоречит изложенным выше правовым актам, сделка приватизации в этой части является недействительной (ничтожной). Недействительная сделка не влечет правовых последствий, в частности перехода права собственности на имущество, стоимость которого была включена в уставный капитал акционерного общества в нарушение правовых актов.
Кроме того, суд кассационной инстанции не находит достаточных оснований и для опровержения вывода суда апелляционной инстанции о недоказанности истцом включения спорных объектов в план приватизации предприятия.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, на территории пионерского лагеря находились как построенные еще до приватизации, так и не завершенные строительством объекты. К моменту рассмотрения дела в первой и апелляционной инстанциях упоминание о пионерском лагере содержалось только в акте оценки стоимости объектов незавершенного строительства. Иные документы, характеризующие состав и стоимость приватизируемого имущества, составленные не в одностороннем порядке, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в распоряжение суда предоставлены не были. На основании имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции и устанавливал обстоятельства дела.
Довод подателя жалобы о неправомерности действий КУГИ по изданию распоряжения от 21.10.2003 N 1333-р подлежит отклонению, поскольку правовая оценка сделки приватизации, совершенной в 1992 году, дана судом без учета данного распоряжения, отказ в иске на нем не основывался.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит, что обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции вынесены в соответствии с нормами права, оснований для отмены данных судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 05.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14478/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества открытого типа "Домостроительный комбинат N 2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2004 г. N А56-14478/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника