Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 мая 2002 г. N А56-33995/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Константиновой Е.В. (доверенность от 03.01.2002 N 17),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2002 по делу N А56-33995/01 (судья Протас Н.И.),
установил:
Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лесотра" (далее - ООО "Лесотра", общество) 200 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление расчетной ведомости о взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда от 14.01.2002 отделению ФСС в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение и взыскать с общества штраф, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
В ходе камеральной проверки представленных ООО "Лесотра" расчетных ведомостей по взносам в ФСС за четвертый квартал 2000 года и первый квартал 2001 года отделение ФСС установило, что расчеты поданы обществом с нарушением установленных сроков. В связи с этим составлен акт от 31.05.2001 N 209-к и вынесено решение от 03.09.2001 N 209-к/V о привлечении ООО "Лесотра" к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 200 руб. штрафа. Поскольку общество в предложенный срок - до 17.09.2001 штрафные санкции не уплатило, отделение ФСС обратилось в суд с иском об их взыскании.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, отказал отделению ФСС в иске.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 08.06.2000 N 118-ФЗ" следует читать "от 05.08.2000 N 118-ФЗ"
По мнению суда, ответственность за нарушение обществом срока подачи ведомости за четвертый квартал 2000 года не может быть применена, так как Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" такого срока не установлено. В расчетной ведомости взносов в ФСС за первый квартал 2001 года содержатся сведения о расчетах по единому социальному налогу. В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые нормативные акты" от 08.06.2000 N 118-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Таким образом, контроль за своевременностью представления сведений (отчетов) в отделения Фонда социального страхования Российской Федерации могут осуществлять только налоговые органы.
Отделение ФСС обжаловало решение суда в кассационном порядке. Истец полагает, что правомерно привлек ООО "Лесотра" к налоговой ответственности, так как статьей 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" от 02.01.2000 N 24-ФЗ установлено право отделений ФСС применять финансовые санкции, предусмотренные частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункту 4 статьи 11" следует читать "подпункту 4 пункта 1 статьи 11"
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 N 165-ФЗ страховщики имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.11.99 N 71 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)" утверждена форма составления расчетной ведомости, в которой указываются такие показатели, как численность работающих и выплаты в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы, сведения о плательщиках единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, расчеты по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "с подпунктом 5 пункта 5.3" следует читать "с подпунктом 5.3 части 5"
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5.3 постановления от 02.10.98 "Об утверждении Инструкции о порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования" страхователи ежеквартально составляют в двух экземплярах Расчетную ведомость по средствам Фонда государственного социального страхования (форма N 4-ФСС РФ), утверждаемую Фондом социального страхования Российской Федерации, и не позднее 15-го числа следующего за отчетным кварталом месяца представляют в исполнительный орган Фонда, в котором они зарегистрированы.
Следовательно, ООО "Лесотра" обязано представлять в отделение ФСС расчетные ведомости по взносам в ФСС в установленные сроки.
Согласно статье 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования - Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125-фз, Федеральным законом "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" от 12.02.2001 N 17-фз.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим кодексом установлена ответственность.
В силу статьи 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 N 165-ФЗ страховщики имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Фонду социального страхования Российской Федерации и его органам не предоставлены полномочия по привлечению к налоговой ответственности плательщиков страховых взносов после 01.01.2001. Фонд социального страхования Российской Федерации и его органы могут привлекать плательщиков страховых взносов к ответственности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Решение филиала N 7 отделения ФСС от 03.09.2001 N 209-к/V принято после 01.01.2001, то есть за пределами срока полномочий органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
В кассационной жалобе отделение ФСС сослалось на статью 10 Федерального закона Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" как на основание для применения норм Налогового кодекса Российской Федерации при определении меры ответственности за совершенное обществом правонарушение.
Названной нормой действительно установлено, что применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам за нарушение порядка регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Этой статьей также предусмотрено, что осуществление организацией деятельности без регистрации ее в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации влечет взыскание штрафа, размер которого исчисляется в процентах от выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности.
Однако статья 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" в рассматриваемом случае не подлежит применению, поскольку данный Закон действовал только в течение 2000 года.
На момент принятия отделением ФСС решения о наложении на ответчика взыскания действовал новый Федеральный закон - "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год". В этом Законе отсутствуют нормы, предусматривающие возможность применения Фондом социального страхования Российской Федерации санкций за его нарушение, а также ссылки на нормы Налогового кодекса Российской Федерации о применении санкций, установленных названным кодексом.
При таких обстоятельствах у отделения ФСС не было оснований привлекать ООО "Лесотра" к налоговой ответственности, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2002 по делу N А56-33995/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2002 г. N А56-33995/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника