Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 мая 2005 г. N А26-10312/04-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Министерства государственной собственности Республики Карелия Орлова М.В. (доверенность от 20.01.2005),
рассмотрев 28.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кареллесторг" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2005 по делу N А26-10312/04-12 (судьи Барканова Я.В., Горшелев В.В., Копылова Л.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Кареллесторг" (далее - ОАО "Кареллесторг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству государственной собственности Республики Карелия (далее - Министерство) и Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Карелия (далее - Учреждение) о признании права собственности Общества на объект недвижимого имущества - двухэтажное административное здание общей площадью 359,2 кв.м, расположенное по адресу: город Петрозаводск, Шуйское шоссе, дом 12-г, о признании незаконной государственной регистрации права собственности Республики Карелия на указанное административное здание и недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на здание от 10.10.2003 серии 10 АО N 964198.
Решением суда от 25.11.2004 исковые требования удовлетворены, признано право собственности Общества на двухэтажное административное здание общей площадью 359,2 кв. м, расположенное по адресу: город Петрозаводск, Шуйское шоссе, дом 12-г, и недействительным зарегистрированное право собственности Республики Карелия на указанное административное здание.
Апелляционный суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией Учреждения путем присоединения к территориальному органу Федеральной регистрационной службы в Республике Карелия произвел замену стороны ее правопреемником - Управлением федеральной регистрационной службы по Республике Карелия (далее - Управление).
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2005 решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом податель жалобы ссылается на несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы.
Управление и Общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Считая, что при приватизации государственного предприятия "Торгово-коммерческий центр "Кареллесторг" спорное здание включено в его уставный капитал, ОАО "Кареллесторг" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Обосновывая свои требования, истец сослался на отсутствие спорного здания в перечне объектов, не подлежащих приватизации согласно пункту 8 раздела II Плана приватизации государственного предприятия. Кроме того, истец указывал на то, что спорное здание фактически было приватизировано, но ошибочно включено в акт оценки стоимости зданий и сооружений, а также в перечни объектов недвижимости, вошедших в уставный капитал ОАО "Кареллесторг", под названием "навес".
Кассационная инстанция находит правильным вывод апелляционного суда о недоказанности факта приватизации истцом административного двухэтажного здания, расположенного по адресу: город Петрозаводск, Шуйское шоссе, дом 12-г.
Согласно статье 25 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, государственное предприятие "Торгово-коммерческий центр "Кареллесторг" приватизировано в 1993 году в соответствии с Законом Российской Федерации от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Временным положением о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" (далее - Временное положение) и Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 (далее - Положение о коммерциализации).
Согласно пункту 4.2 Временного положения со дня регистрации акционерного общества государственное предприятие считается преобразованным, а его имущество переданным на баланс акционерного общества. На баланс акционерного общества передается имущество государственного предприятия, составляющее уставный капитал акционерного общества.
Пунктами 9, 10 раздела 1 Положения о коммерциализации предусмотрено, что комитет по управлению имуществом как учредитель акционерного общества представляет для государственной регистрации общества копию плана приватизации, заявку на регистрацию и устав акционерного общества. С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия принимаются акционерным обществом. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
Временными методическим указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66, установлено, что состав и оценка стоимости зданий и сооружений отражаются в приложении 1 - акте оценки стоимости зданий и сооружений.
На основании представленных предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества комиссия по приватизации в установленные сроки определяет начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества и подписывает акты оценки имущества предприятия (приложения 1-9 к Плану приватизации).
Таким образом, в силу, указанных нормативных актов акционерное общество, образованное в порядке приватизации, является собственником только того имущества, которое вошло в состав имущества, отраженного в акте оценки стоимости имущества (приложения 1-9 к Плану приватизации), на основании которого определялась величина уставного капитала общества.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
Следовательно, довод истца о том, что доказательством включения спорного здания в его уставный капитал является отсутствие указания на спорное здание в перечне объектов, не подлежащих приватизации, несостоятелен, поскольку факт приобретения истцом права собственности на спорное здание в результате приватизации может быть доказан только указанием на этот объект в Плане приватизации предприятия.
Как видно из материалов дела, спорное здание не указано в приложении 1 к Плану приватизации государственного предприятия "Торгово-коммерческий центр "Кареллесторг" - акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.92, соответственно, его стоимость не вошла в расчетную стоимость уставного капитала Общества и само здание не было приобретено у государства при приватизации государственного предприятия "Торгово-коммерческий центр "Кареллесторг".
Кроме того, суд апелляционной инстанции, полно и всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства, правомерно установил, что они не позволяют сделать вывод о наличии у истца одного объекта, учитываемого им до 1995 года как навес, а начиная с 1995 года - как здание конторы (спорного здания).
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Общества.
Кассационная инстанция также согласна с выводом апелляционного суда о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о признании права собственности на спорное здание, поскольку с момента утверждения плана приватизации прошло более трех лет и истец должен был знать о нарушении его права в отношении спорного объекта.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция, не усматривая каких-либо нарушений норм материального или процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2005 по делу N А26-10312/04-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кареллесторг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Т.И. Сапоткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2005 г. N А26-10312/04-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника