Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июня 2005 г. N А56-32766/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Морозовой Н.А.,
при участии в судебном заседании от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Петроградскому району Санкт-Петербурга Шахнина М.А. (доверенность от 14.01.2005 N 20-05/352), от общества с ограниченной ответственностью "Лизинг-Оптимум" Крупенниковой Ю.Н. (доверенность от 15.04.2005), Хапчаева Э.К. (доверенность от 01.06.2005),
рассмотрев 02.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2004 (судья Лопато И.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2005 (судьи Петренко Т.И., Згурская М.Л., Шестакова М.А.) по делу N А56-32766/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лизинг-Оптимум" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга от 05.08.2004 N 4150040 (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Петроградскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция) и об обязании Инспекции возвратить на расчетный счет Общества 16 200 000 руб. НДС за сентябрь 2003 года.
Решением от 07.12.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно применило налоговые вычеты по НДС, поскольку у него отсутствуют основные средства, необходимые для осуществления его деятельности, производственные помещения, склады и постоянно действующий офис. Инспекция указывает на то, что оборудование, которое является предметом лизинга, не принято заявителем на учет; Обществом представлены недостоверные акты приема-передачи спорного оборудования; отсутствуют товаросопроводительные документы; в счетах-фактурах отсутствует подпись руководителя организации; НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации уплачен за счет заемных средств, которые не возвращены кредитору.
Кроме того, налоговый орган ссылается на то, что Общество осуществляет свою деятельность на территории открытого акционерного общества "Пивоваренная компания "Балтика" (далее - ОАО "ПК "Балтика") и фактически оборудование получает ОАО "ПК "Балтика".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества представили отзыв и просили оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты Обществом в бюджет НДС за июнь и сентябрь 2003 года, по результатам которой составлен акт от 25.06.2004 N 4150040 и принято решение от 05.08.2004 N 4150040 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 10 789 476 руб. штрафа за неполную уплату НДС за июнь и сентябрь 2003 года. Названным решением Обществу также доначислено 53 954 867 руб. НДС и 1 066 982 руб. пеней.
В ходе проверки Инспекция выявила, что Общество неправомерно включило в состав налоговых вычетов НДС, уплаченный при ввозе оборудования для пивоварения на таможенную территорию Российской Федерации. В обоснование принятого решения налоговый орган указал на то, что ввезенное оборудование не принято налогоплательщиком на учет, отсутствует на балансе Общества, не введено в эксплуатацию; документы, подтверждающие фактическую уплату НДС за счет собственных средств таможенным органам при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации не представлены.
Инспекция также указала на необоснованность вычета из суммы налога, подлежащего уплате в бюджет:
- 1 166 320 руб. НДС в связи с отсутствием необходимых первичных документов, подтверждающих оприходование основных средств и несоответствия счетов-фактур требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ),
- 900 026 руб. НДС ввиду непредставления товарно-транспортных накладных на приобретенное у российских поставщиков оборудование,
- 23 077 руб. вследствие отсутствия оплаты по контракту от 30.08.2002 N ТР-1/М,
- 228 383 руб. ввиду несоответствия счетов-фактур требованиям статьи 169 НК РФ,
- 1 781 руб. в связи с непредставлением счета-фактуры ООО "ВТС Клима",
- 62 448 руб. по оборудованию, не приобретаемому организацией, таможенные расходы и НДС по которому подлежат возмещению инопартнером;
- 13 053 руб. НДС вследствие непредставления товарно-транспортных накладных.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, сделали вывод о том, что налогоплательщиком не нарушен предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок применения налоговых вычетов.
Суд кассационной инстанции считает, что суды законно удовлетворили заявленные Обществом требования, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
В силу подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров на территории Российской Федерации и операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектами обложения НДС.
Статьей 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ вычеты.
Вычетам согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.
Из положений приведенного пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что законодатель приводит два самостоятельных основания вычета налога на добавленную стоимость:
- уплата налога поставщикам при приобретении товаров на территории Российской Федерации;
- уплата налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в трех таможенных режимах:
выпуск для свободного обращения,
переработка вне таможенной территории, -
в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия на учет указанных товаров с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
В абзаце третьем пункта 1 статьи 172 НК РФ указано, что вычеты сумм налога, уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, указанных в пункте 2 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.
Суд установил факт уплаты Обществом в составе таможенных платежей НДС при ввозе оборудования для пивоварения на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме "выпуск для свободного обращения", что подтверждается имеющимися в материалах дела грузовыми таможенными декларациями и платежными документами.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены и факты принятия Обществом на учет приобретенного оборудования и передачи его по договору лизинга ОАО "ПК "Балтика", что подтверждается актами приема-передачи оборудования от иностранных поставщиков и актами приема-передачи основных средств.
Из материалов дела видно, что налогоплательщик в соответствии с действующим порядком (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н) отразил стоимость указанного оборудования в бухгалтерском учете на балансовом счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", то есть принял его на учет. Нормами Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок вычетов по НДС, не предусмотрено, на каких счетах бухгалтерского учета должно учитываться оборудование, сданное в лизинг. Кроме того, статьей 172 НК РФ право на налоговые вычеты не связывается со счетом, на котором учтено приобретенное и сданное в лизинг оборудование.
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингополучателя или лизингодателя по взаимному соглашению. Следовательно, последующая передача оборудования на баланс лизингополучателя не является препятствием для применения Обществом как лизингодателем налоговых вычетов, поскольку им оборудование оплачено, приобретено заявителем в собственность и принято на учет.
Таким образом, в рассматриваемом случае Общество не нарушило положения пункта 1 статьи 172 НК РФ, регулирующие порядок применения налоговых вычетов.
Не подтверждается материалами дела и довод налогового органа о том, что судебные инстанции при вынесении оспариваемых судебных актов не учли, что на балансе Общества отсутствуют основные средства, необходимые для осуществления лизинговой деятельности, нет производственных помещений, складов и постоянно действующего офиса.
Названные обстоятельства сами по себе не могут свидетельствовать о недобросовестности Общества и, следовательно, влиять на возникновение у него права на возмещение НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, поскольку они не предусмотрены действующим налоговым законодательством в качестве оснований для отказа налогоплательщику в возмещении из бюджета НДС.
Кассационная инстанция отклоняет и довод Инспекции о том, что Общество не выполнило одно из условий, необходимых для предъявления к вычету НДС, поскольку представило товарно-транспортные накладные, составленные с нарушением требований, установленных статьей 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете". Согласно статье 9 названного Закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в данной статье.
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 N 132, содержит такой первичный учетный документ, как товарная накладная, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.97 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Поскольку Общество осуществляет торговые (лизинговые) операции и не выполняет работ по перевозке товаров, первичными документами для него являются не товарно-транспортные накладные, а товарные накладные.
Так как приобретенный Обществом товар принят на учет по оформленным в установленном порядке товарным накладным, являющимся первичными документами, кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что заявителем выполнены условия, необходимые для предъявления к вычету НДС.
Действительно, согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О указано, что, по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Следовательно, налоговые органы собирают доказательства недобросовестности налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, а при наличии возражений налогоплательщиков суды исходят из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, направленной на защиту публичных интересов государства и общества.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 08.04.2004 N 169-О" следует читать "от 08.04.2004 N 168-О"
По мнению суда кассационной инстанции, правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 20.02.2001 N 3-П и в определении от 08.04.2004 N 169-О, касается в первую очередь тех недобросовестных налогоплательщиков, которые "с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создают схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств", что может привести к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.11.2004 N 324-О, из определения от 08.04.2004 N 169-О не следует, что налогоплательщик во всяком случае не вправе произвести налоговый вычет, если сумма НДС уплачена им поставщику товаров (работ, услуг) в составе цены, в частности денежными средствами (в том числе до момента исполнения налогоплательщиком обязанности по возврату займа). Право на вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), не может быть предоставлено в том случае, если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту передачи поставщику в счет оплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем.
Таким образом, вывод Инспекции об отсутствии у Общества права на вычет НДС, уплаченного за счет заемных средств, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, Инспекция для обоснования своего решения должна располагать сведениями о том, что Общество является недобросовестным налогоплательщиком, а именно: не осуществляет производственной деятельности; получает прибыль не от этой деятельности, а за счет возмещения НДС из федерального бюджета; причастность к созданию противоправных схем, связанных с заключением фиктивных сделок и расчетами в рамках этих сделок, а также к деятельности поставщиков (продавцов), которые не представляют отчеты в налоговые органы, отсутствуют по юридическому адресу и находятся в розыске либо уклоняются от уплаты налогов.
Такие доводы налоговым органом не приведены и отсутствуют в материалах дела.
Следовательно, налогоплательщик выполнил условия, необходимые для предъявления к вычету сумм НДС, и у Инспекции не было законных оснований для доначисления ему спорного налога.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2005 по делу N А56-32766/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. N А56-32766/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника