Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 12 октября 2022 г. по делу N 33-734/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Черткова С.Н, судей - Шинжиной С.А, Плотниковой М.В, при секретаре - Оспомбаевой А.Ж, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Клепикова Василия Георгиевича на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 09 августа 2022 года, которым
исковое заявление Клепикова Василия Георгиевича к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай об обязании произвести перерасчет пенсии оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Плотниковой М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клепиков В.Г. обратился в суд с иском ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай об обязании произвести перерасчет пенсии. В обоснование иска указал, что он обратился в ОПФР по Улаганскому району Республики Алтай с заявлением о повышении базовой части пенсии в связи с наличием на иждивении сына ФИО11 "дата" года рождения и его обучением в средне-профессиональном образовательном учреждении. Также им подано заявление о перерасчете страховой части пенсии в связи с предоставлением справки о трудовой деятельности в Акташском горно-металлургическом предприятии в 1983-1987 годы. Отказ ответчика в перерасчете пенсии влечет нарушение права истца.
Суд постановилвышеизложенное решение, с которым в апелляционной жалобе выражает несогласие истец, просит решение суда отменить, указывая, что 31.01.2005 г. он обратился в ОПФР по Улаганскому району с заявлением о назначении пенсии по достижению возраста 45 лет в связи с работой, связанной с вредными условиями труда и в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. К заявлению им приложены необходимые документы, включая справку о заработной плате за 1983-1987 годы в период трудовой деятельности в Акташском горно-металлургическом предприятии. Однако при установлении пенсии ответчиком произведен расчет по заработной плате за период с 2000 по 2001 г. исходя из выписки из индивидуального лицевого счета без учета повышенного отношения заработка. На основании его заявления и справки о заработной плате за 1983-1987 г. с 01.10.2006 г. произведен перерасчет пенсии, образовавшаяся недоплата выплачена истцу 18.08.2012 г. В настоящее время размер пенсии исчисляется пенсионным органом на основании выписки о размере заработной платы за период 2000-2001 г, а не представленной им справки от 17.06.2004 г, выданной Акташским горно-металлургическим предприятием о размере заработка за 1983-1987 годы, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Изначально ответчиком было неправильно учтено расчетное отношение показателей, расчет пенсии выполнен не в интересах Клепикова В.Г, что является основанием для перерасчета пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителя истца, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика, возражавшего отмене решения суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Клепиков В.Г, 01.01.1960 года рождения 31.01.2005 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
С 31.01.2005 г. Клепикову В.Г. назначена трудовая пенсия по старости досрочно в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и во вредных условиях труда с применением норм Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Размер пенсии исчислен с учетом общего трудового стажа 21 год 10 месяцев 24 дня, специального стажа 9 лет 2 месяца 21 день, и заработной платы за 2 года в период с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г.
20.09.2006 г. Клепиков В.Г. обратился с заявлением в ОПФР по Улаганскому району с заявлением о повышении базовой части пенсии, в связи с наличием на иждивении Клепикова М.В, 30.06.1988 года рождения и его обучением в средне-профессиональном образовательном учреждении.
25.09.2006 г. Клепиков В.Г. обратился с заявлением в ОПФР по Улаганскому району с заявлением о перерасчете страховой части пенсионной выплаты, предоставив справку о заработной плате за 1983-1988 годы в период его трудовой деятельности в Акташском горно-металлургическом предприятии.
По представленной справке о заработной плате от 17.06.2004 г. N190, выданной Акташским Горно-Металлургическим предприятием за период работы с 01.07.1983 г. по 30.06.1988 г. произведен перерасчет пенсии в сторону увеличения со срока, предусмотренного п.1 ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 01.10.2006 г. В результате перерасчета фактическое отношение среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате Российской Федерации за указанный период составило 2, 054. Данное отношение заработков при оценке пенсионных прав на 01.01.2002 г. подлежит ограничению и применяется предельное значение отношения заработков 1, 4. У Клепикова В.Г. отношение заработков превышает значение 1, 4, следовательно, перерасчет пенсии с 01.10.2006 г. произведен с применением предельного отношения 1, 4.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на наличие оснований для осуществления перерасчета пенсии со дня ее назначения.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Клепикова В.Г. об обязании произвести перерасчет пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком правомерно произведен перерасчет пенсии с момента обращения Клепикова В.Г. в пенсионный орган с соответствующим заявлением в 2006 г. При этом суд исходил из того, что доводы истца о том, что расчет страховой части пенсии произведен без учета справки о трудовой деятельности в Акташском горно-металлургическом предприятии в 1983-1988 годы не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Судебная коллегия Верховного Суда Республики Алтай находит вывод суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На момент установления Клепикову В.Г. в 2005 г. трудовой пенсии по старости основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии был определен Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (ч.3 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На дату принятия пенсионным органом решения о назначении истцу трудовой пенсии по старости порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 17/19пб, которые действовали до 01.01.2015 г. и содержали положения о том, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы, в том числе о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Положения, аналогичные части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", ранее содержались и в пункте 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 05.05.1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения. Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, о порядке включения в страховой стаж периодов работы, о порядке назначении страховой пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы. Пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии по старости должен разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшей к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости, указанное лицо применительно к пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии по за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом.
Суд первой инстанции изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, и нормы о пенсионном обеспечении в их взаимосвязи к спорным отношениям не применил.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Клепикова В.Г. суд сослался лишь на то, что Клепиков В.Г. в пенсионный орган с письменным заявлением о перерасчете пенсии по старости обратился в сентябре 2006 г, такой перерасчет ему был произведен с 01.10.2006 г. (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление истца о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения).
Между тем, в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, суд не принял во внимание, что Клепиков В.Г. в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости обращался в январе 2005 г, предоставляя справку N189 от 17.06.2004 г. уточняющую особый характер работы в Акташском горно-металлургическом предприятии с 1983-1988 г, а также справку о заработке, что следует из заявления о назначении пенсии.
Суд апелляционной инстанции считает возможным согласиться с доводами истца о том, что к заявлению им прилагалась справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности - справка от 17.06.2004 г. N190, выданная Акташским Горно-Металлургическим предприятием за период работы с 01.07.1983 г. по 30.06.1988 г.
Доводы представителя ответчика о приложении Клепиковым В.Г. к заявлению о назначении пенсии в январе 2005 г. справки о заработке за 2000 - 2001 годы, а также о проведении с ним разъяснительной работы, предложении представить справку о заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности, своего подтверждения не нашли. При этом, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно на пенсионный орган возложена обязанность представить доказательства в подтверждение своего довода о не предоставлении истцом спорной справки, что в свою очередь им выполнено не было.
Как указано выше, на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Клепикову В.Г. трудовой пенсии по старости порядок обращения за трудовой пенсией был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 г. N 17/19пб.
В соответствии с пунктом 11 Правил обращения за пенсией при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 12 Правил обращения за пенсией).
Пунктом 13 Правил обращения за пенсией предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
На основании п. 17 указанных Правил, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований истца и возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление следующих обстоятельств: какая справка о заработке представлена истцом в момент обращения с заявлением о назначении пенсии, исполнил ли пенсионный орган обязанность по разъяснению Клепикову В.Г. при его обращении с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо представить дополнительно; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы; имелась ли вина ответчика в нарушении права истца на получение пенсии по старости в большем размере.
Учитывая, что полноту предоставляемых для назначения пенсии документов оценивает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а во исполнение вышеуказанных пунктов Правил, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай сведения о заработке истца по месту работы в Акташском горно-металлургическом предприятии в 1983-1988 годах в рамках представленных полномочий, не запросил, справку о заработке у Клепикова В.Г. не истребовал, судебная коллегия не находит оснований считать, что при назначении пенсии Клепикову В.Г. им не были представлены сведения о заработке за пять лет.
Содержащаяся в заявлении о назначении пенсии отметка, выполненная работником пенсионного органа напротив записи о предоставлении справок о заработке, без уточняющих признаков, сама по себе не является безусловным и достаточным доказательством, свидетельствующим о том, что истцом представлялась справка о заработке за 2000 - 2001 годы, а не справка от 17.06.2004 г. N190.
Доводы истца и его представителя о представлении Клепиковым В.Г. в январе 2005 г. справки о заработке за пять лет работы в Акташском горно-металлургическом предприятии не опровергнуты ГУ - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай.
Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу о нарушении Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай требований пенсионного законодательства о порядке приема, рассмотрения заявления о назначении пенсии, что привело к нарушению прав истца на назначение трудовой пенсии по старости исходя из размера заработной платы за период его трудовой деятельности в Акташском горно-металлургическом предприятии в 1983-1988 годах.
При установлении факта неправомерности действий пенсионного органа относительно оценки пенсионных прав по представленным для назначения пенсии документам, правило о заявительном характере правоотношений, связанных с перерасчетом пенсии не применяется. В связи с тем, что при принятии решения в отношении истца была допущена ошибка, повлекшая нарушение его прав на получение пенсии с учетом заработка за 5 лет работы в Акташском горно-металлургическом предприятии, то перерасчет пенсии должен быть произведен с момента ее назначения, то есть 31.01.2005 г. по 30.09.2006 г. исходя из размера заработной платы за период трудовой деятельности истца в Акташском горно-металлургическом предприятии в 1983-1988 гг.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части с принятием нового решения об удовлетворении иска и возложении на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай обязанности произвести перерасчет пенсии Клепикова В.Г. с 31.01.2005 г. по 30.09.2006 г. исходя из размера заработной платы за период трудовой деятельности истца в Акташском горно-металлургическом предприятии в 1983-1988 гг.
Принимая во внимание, что с 01.10.2006 г. истцу произведен перерасчет пенсии на основании заявления и справки от 17.06.2004 г. N190, выданной Акташским горно-металлургическим предприятием о размере заработка за 1983-1987 годы, довод жалобы о том, что в настоящее время размер пенсии исчисляется пенсионным органом на основании выписки о размере заработной платы за период 2000-2001 г, судебной коллегией во внимание не принимаются.
Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие исковую давность (статьи 195, 196, 200 Гражданского кодекса РФ), неприменимы к указанным правоотношениям в сфере пенсионного обеспечения граждан, потому суд обоснованно оставил без внимания заявление ответчика об отказе в иске в связи с пропуском срока исковой давности. Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. По смыслу данной нормы и закона в целом в указанном случае право на получение пенсии подлежит защите без ограничения каким-либо сроком, независимо от того, когда гражданином были обнаружены обстоятельства, повлекшие недополучение пенсии.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 09 августа 2022 года отменить в части, в отмененной части принять новое решение, которым
возложить обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай произвести перерасчет размера пенсии Клепикова Василия Георгиевича с момента обращения - 31 января 2005 г. по 30 сентября 2006 г. исходя из размера заработной платы за период его трудовой деятельности в Акташском горно-металлургическом предприятии в 1983-1987 годах.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи С.А. Шинжина
М.В. Плотникова
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.