Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 октября 2005 г. N А56-33199/04
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2005 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Кочеровой Л.И. и Кузнецовой Н.Г., при участии от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Мингулова М.А. (доверенность от 14.12.04 N 01-03-14),
рассмотрев 10.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного предприятия "Красногвардейское" на решение от 06.10.2004 (судья Протас Н.И.) и постановление апелляционной инстанции от 21.02.2005 (судьи Семиглазов В.А., Звонарева Ю.Н., Бойко А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33199/04,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного предприятия "Красногвардейское" (далее - предприятие) 146 692 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 06.10.2004 заявление управления фонда удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2005 решение суда от 06.10.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) и других нормативных актов, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение о "применении к нему штрафных санкций в сумме 1 000 руб. в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона N 167-ФЗ".
Предприятие, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направило. Ходатайство предприятия о переносе судебного заседания в связи с отпуском его представителя отклонено, поскольку предприятие не лишено возможности направить в суд другого представителя. Кроме того, исходя из полномочий суда кассационной инстанции отсутствие представителя лица, участвующего в деле, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель управления фонда возражал против удовлетворения жалобы.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, управление фонда провело проверку своевременности представления предприятием предусмотренных статьей 11 Закона N 27-ФЗ сведений за 2003 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В ходе проверки выявлено, что предприятием несвоевременно представлены по каждому работающему у него застрахованному лицу сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также о сумме начисленных страховых взносов. Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определена дата окончания приема сведений - 01.03.2004, фактически сведения поступили от предприятия 05.03.2004. По результатам проверки управлением фонда составлен акт от 05.03.2004 N 367, который вручен предприятию.
На основании акта проверки управление фонда приняло решение от 01.04.2004 N 367 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 146 692 руб. штрафа. Во исполнение решения от 01.04.2004 предприятию направлено требование от 01.04.2004 N 367 об уплате штрафа в срок до 15.04.2004. Требование в установленный срок не исполнено, в связи с чем управление фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, сослались на то, что за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предприятие правомерно привлечено управлением фонда к ответственности на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Кассационная инстанция считает такой вывод судов обоснованным.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. В пункте 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ указано, что страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона 27-ФЗ дополнительно к сведениям, предусмотренным названным пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующим за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Кассационная инстанция считает ошибочным довод подателя жалобы о том, что ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотрена статьей 27 Закона N 167-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 167-ФЗ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Пунктом 3 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, действовавшим в проверяемый период, предусматривалась обязанность страхователей-организаций сообщать территориальному органу страховщика по месту регистрации о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) в трехдневный срок со дня принятия решения; об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения - в пятидневный срок со дня внесения изменений и дополнений.
Таким образом, статьей 27 Закона N 167-ФЗ установлена ответственность страхователя за несвоевременное сообщение страховщику сведений, перечисленных в пункте 3 статьи 14 данного Закона.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, норма, содержащаяся в статье 17 Закона N 27-ФЗ, является специальной и предусматривает привлечение страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета.
На момент принятия управлением фонда решения от 01.04.2004 N 367 о привлечении страхователя к ответственности Закон N 27-ФЗ действовал в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ и подлежал применению как специальный Закон, регламентирующий отношения в отдельной области обязательного пенсионного страхования.
Следовательно, предприятие правомерно привлечено к ответственности за допущенное им нарушение на основании Закона N 27-ФЗ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает судебные акты законными и обоснованными, а жалобу предприятия - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 06.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.02.2005 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33199/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного предприятия "Красногвардейское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2005 г. N А56-33199/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника